Новосибирск 9.9 °C

Фальшивотаблетчики

01.07.2004 00:00:00

Каждое пятое лекарство
в российских аптеках является подделкой

Российский фармацевтический рынок по-прежнему переполнен поддельными лекарствами. И, купив подделку, каждый из нас может вовремя не справиться с недугом или приступом. О последствиях применения фальшивого валидола, нитроглицерина или супрастина говорить смысла нет - экстренная помощь в этих случаях превращается в глотание пустышек. А ведь еще ни одного сердечника или аллергика не спас эффект плацебо.

Потомки Дуремара

 По разным оценкам, в России реализуется от 10 до 60 процентов поддельных лекарств. Самые радужные цифры приводятся оптимистично настроенными специалистами из МВД и Минздрава. Независимые эксперты говорят о минимум 20 процентах. Проблема настолько остра, что недавно президент говорил о том, что оборот фальсифицированных лекарств в России можно сопоставить только с оборотом наркотиков. И жертвой подделки может стать каждый, потому что качество работы фальшивотаблетчиков растет год от года. О прибыльности этого бизнеса говорит и тот факт, что многие врачи, бросив практику, подались в дельцы от фармацевтики.

Следует отметить, что в советские времена, когда рынок регулировался государством, о подделках лекарств никто и не слышал. Первой ласточкой стал поддельный реополиглюкин (заменитель крови), который был обнаружен в российских аптеках в 1997 году. Спустя 7 лет фальшивки настолько заполонили фармрынок России, что их уже легко можно классифицировать и распределять по группам и типам.

К первой относится та группа «лекарственных» препаратов, которая вообще не содержит никакого действующего вещества. И помочь такой препарат может только очень внушаемым людям. Как оптимистично заявляют некоторые медики, вреда такое «лекарство» не нанесет. Но и помочь не сможет, - добавляют другие врачи. Правда, в каких (с точки зрения гигиены и санитарии) условиях производят эту продукцию, неизвестно.

Вторую, менее безобидную группу, составляют лекарства, в которых действующее вещество присутствует, но совсем не то, что необходимо больному. О безвредности такой продукции говорить уже не приходится. Особенно, когда речь идет о таких заболеваниях, как диабет, язва желудка, последствия инфаркта или инсульта.

В третьей группе подделок лекарственное вещество есть, но не в таком количестве, которое необходимо при лечении какого-либо заболевания. А 1/3 или 1/4 необходимой дозы подчас может не спасти человека.

И, наконец, к четвертой, самой безопасной группе фальшивок относятся те, которые просто произведены на малоизвестном заводе, но на упаковке значится широкорекламируемый производитель. Чаще всего такая «маскировка» связана с тем, что мелкие заводы не могут обеспечить соблюдения всех тонкостей технологического процесса и, как следствие, достаточного качества препарата.

Остается только спросить, станет ли больным легче от того, что теперь все фальшивки расклассифицированы?

Откуда берутся поддельные лекарства
и с чем их едят?

 По данным Всемирной организации здравоохранения, до 80 процентов лекарств, продаваемых в Африке, являются подделками. В Китае ежегодно умирают не менее 200 тыс. человек от употребления просроченных или поддельных лекарств. В 1995 году в Нигере погибли 2500 человек после инъекции им фальшивой вакцины против менингита.

Официально в России зафиксировано более ста случаев фальсификации лекарств почти двухсот серий. Почти 67 процентов лекарственных подделок произведены у нас в России, 2 процента поступают из стран СНГ, а 31 процент - от наших юго-восточных соседей.

Считается, что чаще всего подделывают дорогие лекарства - так выгоднее. Но, к сожалению, в последнее время это не так. К примеру, месяц назад наши соседи - жители Кемеровской области, а также нижегородцы отравились таблетками аскорбиновой кислоты с глюкозой. Причина отравления - наличие в лекарстве посторонних далеко не безвредных примесей.

Но чаще всего подделки появляются на рынке так. По демпинговым ценам приобретаются лекарства с истекшим сроком годности (которые по закону подлежат уничтожению). На них перебивается дата годности на более «молодую», и товар опять попадает в розницу. Прибыль от такой операции не менее 100 процентов.

Подчас страдают не только люди, но и животные. К примеру, очень популярные ныне «контрасексы» и «сексбарьеры» подделываются не реже, чем человеческие лекарства. Поддельный товар упаковывался в поддельную же тару, на которой указывался юридический адрес и номер лицензии официального разработчика.

Фармотрасль пора лечить

 В последнее время о подделках на рынке фармпрепаратов и проблемах самой отрасли говорят немало. Но пока дальше разговоров дело редко движется. Газета «Новые известия» пыталась проводить собственное расследование. Но журналисты сразу же столкнулись с препонами. Например, один из высших чинов МВД, попросивший не указывать его имени, сказал газете: «Борьба с рынком фальшивых лекарств осложнена по нескольким причинам. Во-первых, у нас создается впечатление, что чиновники Минздрава не горят желанием сотрудничать в этом вопросе с МВД. Они создали собственную фармацевтическую инспекцию и не очень приветствуют наши инициативы по проверке аптек и фармкомпаний. С чем это связано, можно лишь догадываться. Хотя им наша помощь явно не помешает. Если я не ошибаюсь, то в штате этой комиссии не наберется и десяти человек вместе с руководителем. Для сравнения: в аналогичной американской комиссии работают 10 тысяч сотрудников. Во-вторых, существуют серьезные пробелы в нынешнем российском законодательстве. Несмотря на то, что все, кто связан с оборотом фальшивых лекарств, попадают под прямое действие «тяжелой» статьи 159 («мошенничество») УК РФ, дела по ней фактически не возбуждаются. Необходимо доказать наличие у продавца фальшивых лекарств умысла на совершение мошенничества, а сделать это практически невозможно. Также затруднительно определить и качество лекарства или его компонентов. Для этого необходимо провести специальные лабораторные исследования. Кто этим будет заниматься?»

Слова милицейского чиновника подтверждаются и тем, что при обнаружении в аптеке поддельных лекарств максимум, что грозит руководителям, - это приостановка действия лицензии или ее аннулирование.

Единственная статья Уголовного кодекса, которая сейчас работает против фальшивых лекарств, - «за незаконное использование товарного знака». Да и то только в том случае, когда товарный знак на лекарство запатентован, и удается обнаружить само подпольное производство. Но как часто мы слышим о таких делах?

Кстати, милицейские чиновники, добросовестные производители лекарств и юристы давно уже предлагают внести изменения в законодательство. Да хотя бы просто внести в него понятие «фальсифицированное лекарственное средство», которое сейчас в юридическом языке просто отсутствует. И, естественно, резко ужесточить ответственность за производство и распространение некачественных лекарственных средств.

В США, например, закон позволяет накладывать штрафы за торговлю фальшивыми лекарствами в размере до 200 млн долларов. Конечно, в России отслеживать деятельность фармфирм гораздо тяжелее, чем на Западе, ведь если в европейских странах продажей лекарств занимаются не более 3-4 фирм, то в России таких продавцов от медицины десятки тысяч! О каком контроле над качеством лекарств можно говорить в такой ситуации? Причем речь идет только лишь о продавцах и производителях, получивших лицензии.

В регионах всякий выживает как может. В Саратовской области по инициативе областного Минздрава фармацевтические компании подписали Декларацию качества лекарственных средств. Теперь на каждой аптеке крупнейших аптечных сетей появится специальный знак, подтверждающий качество и безопасность реализуемой продукции. У нас некоторые аптечные сети занимаются самосертификацией, но широкомасштабной эту акцию вряд ли можно назвать.

По российскому законодательству, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), карается штрафом. Для юридических лиц он определен в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

P.S. Может показаться, что все плохо только у нас, что фальшивые лекарства - только российская болезнь. На Западе уже долгие годы идет борьба с фальшивками, но прибыль от продажи лекарств так велика, что законы и самозащита с помощью меняющейся упаковки и других форм защиты не помогают.

В Индии, к примеру, собираются вводить смертную казнь за изготовление и сбыт контрафактных лекарственных препаратов. Хотя уже сейчас за то же преступление в Индии введено пожизненное заключение.

В России нет пока законодательной базы, позволяющей вести борьбу с такого рода преступлениями на правовом уровне. Хотя все формы госконтроля, как это полагается, вроде бы присутствуют. Это и сертификация продукции, и лицензирование на этапе производства и реализации препаратов. Наконец, фармакологическая инспекция при бывшем Минздраве. Как тут не вспомнить про семь нянек?

Правда, в последнее время после реорганизации правительства какие-то подвижки в этой области наблюдаются. Например, готовится создание Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которую возглавит Рамиль Хабриев. С другой стороны, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов недавно на заседании кабинета министров предложил упразднить лицензию на распространение лекарственных препаратов. Мол, процедура лицензирования и сертификации чаще служит обогащению чиновников и создает волокиту. Вот только о том, что речь идет о здоровье и жизни людей, вспоминают редко.

Как распознать фальшивку?

 Эксперты советуют никогда не приобретать лекарства с рук, на рынках, в сомнительных аптечных киосках, через газеты. Обязательно стоит обратить внимание на цену. Слишком дешевое лекарство - свидетельство возможной подделки. При покупке нужно обратить особое внимание на упаковку. Обычно вкладыш-аннотация вложен в коробку так, что делится пластиной с лекарством пополам. В фальшивке же инструкция чаще сложена в одну половину коробки. Все данные, срок годности, номера серии, страна - изготовитель лекарства должны быть четко указаны на коробке. Неряшливо склеенная упаковка должна вызвать «сигнал тревоги». Конечно, советы общие, но если есть хоть какие-то сомнения, лучше лекарство не покупать.

Что подделывают чаще?

 Фальсификаторы предпочитают подделывать хорошо известные, часто используемые и не слишком дорогие препараты: антибиотики (42 процента), обезболивающие средства (18 процентов), пищевые добавки, инсулин, противогрибковые средства. Отечественные препараты фальсифицируют примерно в два раза чаще, чем импортные. Среди ходовых - нистатин, преднизолон в таблетках, пенталгин. Из импортных в последнее время «лидируют» сумамед, церебрализин, супрастин.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: