Новосибирск 9.7 °C

«Шпору» к пустой голове не прикладывают

02.07.2004 00:00:00

Преподаватели вузов отмечают, что абитуриенты становятся все ленивее,
а шпаргалки все изощреннее

Содержание такого количества книг современным абитуриентам легче держать в кармане, чем в голове
 Количество студентов и абитуриентов, пользующихся шпаргалками, год от года не уменьшается, а сами шпаргалки становятся все более изощренными. Этот факт констатируют секретари приемных комиссий новосибирских вузов.

Как рассказал вашему корреспонденту заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Сибирского государственного университета путей сообщения Игорь Велигжанин, преподаватели, принимающие письменные экзамены на потоках, изымают 10-15 шпаргалок на тысячу человек. Эта цифра, высчитанная, правда, навскидку, а не путем фундаментальных исследований, держится на одном уровне в течение последних лет пяти. Главное, что удручает преподавателей: абитуриенты становятся все наглее и ленивее. Вместо сделанных с большой смекалкой «шпор» приносят с собой банальные учебники и справочники. «Мы их даже не отлавливаем, - признается Игорь Альбертович. - Какой смысл? Современные экзаменационные задания построены так, что, если у человека нет знаний и навыков, никакой справочник ему не поможет».

Что касается технического прогресса в деле изобретения шпаргалок, то, по словам Игоря Велигжанина, года два назад начался «электронный шпаргалочный бум». На экзамены приходили с электронными записными книжками, наладонными компьютерами, сотовыми телефонами. Преподаватели быстро просекли «фишку» и теперь запрещают ребятам пользоваться цифровыми средствами коммуникации на экзаменах. Конечно, определенная часть нарушает запрет. Студентов, склонных к списыванию, педагоги выявляют и пересаживают на первые парты. Ну а про абитуриентов уже сказано: если ты дуб дубом, то тебе шпаргалка, что мертвому припарка.

В НГУ до сих пор вспоминают прошлогодний случай. У двух абитуриентов оказались абсолютно идентичные сочинения. Когда ребят спросили, дескать, как так, выяснилось, что у них был один репетитор, который заставлял просто заучивать наизусть тексты сочинений. Секретарь приемной комиссии НГУ Георгий Шустов до сих пор, рассказывая об этом случае, не может скрыть возмущения такими репетиторами, которые отучают детей думать.

Педагоги высшей школы высказываются в том плане, что шпаргалка шпаргалке рознь, и относятся к ним по-разному. В НГУ, например, увидев шпаргалку на сочинении, выгоняют без разговоров, а на математике просто забирают «шпору». Сможешь справиться с заданием без нее - будешь прощен. Еще один нюанс: электронная записная книжка, книга под партой, шпаргалка, купленная в книжном магазине, вызывают у преподов куда большее возмущение, чем любовно изготовленная своими руками «книжечка» или «бомба».

Секретарь приемной комиссии медакадемии Елена Кандюрина говорит своим студентам так: «Я не против того, чтобы вы писали шпаргалки. Важно изготовить их так, чтобы на экзамене ими не пришлось пользоваться». Ведь сам процесс изготовления шпаргалок, если делать их добросовестно - очень действенный способ заучивания. По словам Елены Геннадьевны, процент студентов, использующих «шпоры», невелик и всегда одинаков: «Это вопрос даже не качества знаний, а личного менталитета. Есть люди, которые всегда рассчитывают не на себя, а на «волшебника в голубом вертолете», который прилетит и все сделает. Природа такого менталитета уходит корнями в детство, когда ребенка приучают к мысли, что ему всегда кто-нибудь поможет, кто-нибудь решит его проблемы».

Самый трудный экзамен в медакадемии, по словам Елены Геннадьевны - первый, вне зависимости от того, какой это будет предмет. На первом экзамене всегда самый большой отсев. Здесь не последнюю роль играет психологический фактор.

В НГТУ, несмотря на «продвинутость» этого вуза, электронного бума на шпаргалочном поприще не отмечают. Студенты пользуются старыми добрыми «шпорами» на бумаге. Здесь тоже отмечают, что число пользующихся шпаргалками год от года не меняется. Но больше всего их обнаруживается на экзаменах по физике. Кстати, в СГУПСе тоже отмечают, что это самый трудный для абитуриентов предмет.

Секретарь приемной комиссии Академии водного транспорта Владимир Нагибин считает, что шпаргалки бывают двух видов: нахальные и изощренные. Нахальные - когда на экзамен приносят в штанах учебники, изощренные - «микрошпоры» собственного изготовления, которые прячут в разных интимных местах и которые (Владимир Михайлович сталкивался с таким и очень смеялся) вываливаются из этих мест в самый неподходящий момент.

Рассказ о самой оригинальной шпаргалке мы услышали от секретаря приемной комиссии НГПУ Бориса Чистякова: «Был у меня один студент - рубаха-парень, гармонист, певец, любимец девушек. Мой предмет - математический анализ - давался ему с трудом. Экзамены по матанализу проходили в аудитории, в которой, помимо окон на улицу, были еще окна под потолком, выходившие в коридор. Так вот, его многочисленные друзья и подруги писали крупными буквами формулы и показывали ему в эти окна. Как-то этот же молодой человек пришел на экзамен с большими красивыми часами и все время переводил стрелки. Оказалось, вместо часового механизма он заложил туда набор шпаргалок и с помощью головки передвигал текст».

По убеждению Бориса Наркисовича, количество студентов, использующих шпаргалки, зависит о преподавателя: «Есть педагоги, которые мало что дают, при этом очень много требуют. Такая позиция естественным образом рождает противодействие. Студенты назло преподавателю отказываются учить его предмет и стараются сдать экзамены и зачеты с помощью шпаргалок».

В бытность Бориса Чистякова студентом НГУ списывать было немодно. Списывальщики, особенно те, кто позволял себе обманывать хороших преподавателей, подвергались обструкции со стороны товарищей: «Был у нас один профессор, замечательный педагог. Мы его очень любили. Он был уже старенький, рассеянный, плохо видел. И была отличница Маша, которая не могла освоить единственный его предмет. Заходит Маша на экзамен, берет билет, садится за первую парту, задирает юбку, достает из панталон до колен (трусиков-стрингов тогда не было) шпаргалку и читает. Преподаватель ничего не заметил и поставил ей «пять». Но одногруппники тогда высказали ей свое «фе».

Ну а в студенческом конкурсе на лучшую «шпору» победила «шпаргалка на резинке», изобретенная бывшей студенткой медакадемии по имени Вероника.

Итак, кропаете на бумажке, сложенной в гармошку, ответы. На обратную сторону скотчем лепите конец резинки от трусов. Другой конец привязываете к руке выше локтя. При опасном приближении преподавателя шпаргалку отпускаете, на что она немедленно реагирует спрятыванием в рукав. Даже если препод что-то заметит издали, можно сказать, что ему показалось - ведь не будет же он вас раздевать в поисках шпоры.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: