В городе проходит IV Международный фестиваль «Театр + ТВ», ежегодно собирающий авторов театральных программ, а также театральных деятелей, критиков и журналистов, пишущих о театре. Организаторы не боятся слова «междусобойчик» и открыто заявляют, что «Театр + ТВ» - это прежде всего форум профессионалов». Впрочем, деловой подход вовсе не отменяет дружеской атмосферы, неформального общения и общего «капустнического настроения», которое царит на фестивале после серьезных дискуссий, семинаров, творческих лабораторий и мастерских.
|
Екатерина Уфимцева |
Всего в программе фестиваля этого года участвуют порядка сотни телепрограмм 45 телекомпаний из 33-х городов России и зарубежья. Предполагаются и ежедневные ретропоказы лучшего с прошлых фестивалей. Зарубежные гости приехали из Германии, Италии, Чехии и Японии. Японцы, по обыкновению, удивляют чудесами техники - в программе японского телевидения экспериментальные съемки с использованием новых видов камер, работающих на 360 градусов. Специалисты говорят, что это «очень круто». Наша аппаратура, конечно, несколько проще, но уровень многих программ, в том числе нестоличных (взять, например, Самару или Минусинск), просто поражает. Новосибирск, помимо отдельных сюжетов о театре, представил три телепрограммы: «Арт и Шок» (ГТРК «Новосибирск»), «Без маски» («Мир») и «Тусовка» («РТВ»).
|
Марина Швыдкая |
«Театр + ТВ» имеет полушутливую форму фестиваля-школы со своими уроками, отличниками, разбором полетов и т. д. Свой урок, например, даст Владимир Оренов - член оргкомитета фестиваля, автор и ведущий программы «Фрак народа» (канал «Культура») или такие заметные «телебарышни», как Екатерина Уфимцева и Марина Швыдкая («Театр + ТВ», РТР ). А одна из творческих лабораторий посвящена теме «Как снимать спектакль?». Вопрос не праздный. Телеверсия зачастую может «убить» спектакль, либо, напротив, заставить зазвучать его более пронзительно.
Если говорить об отношениях театра с сегодняшним ТВ, то они далеко не всегда складываются по формуле «театр + ТВ = любовь». Программы о театре (и вообще о культуре) принято считать нерейтинговыми и не приносящими денег, со всеми вытекающими отсюда «но». Устроители фестиваля, естественно, с таким отношением не согласны и уверены, что «если делать программу талантливо и интересно, то будет и рейтинг, и доход».
|
Борис Мездрич |
Качество программ - тема особая и тоже очень болезненная. По этому поводу вспомнился недавний разговор с новосибирским художником и писателем Николаем Мясниковым, не так давно выпустившим книгу о новосибирской «тусовке». Он активно не любит искусствоведов и журналистов (особенно тележурналистов) и принципиально не смотрит телепрограмм о культуре. А не любит он их за то, что «они имеют обыкновение рассматривать художника холодно и надменно, как смотрит биолог на какое-нибудь достаточно распространенное насекомое, которое способно выделять из себя нечто, и эти выделения в просторечии называются «произведениями искусства». А художника (как, впрочем, артиста, режиссера, писателя и проч.), полагает он, «не надо созерцать отстранено, а надо любить просто потому, что он есть. Потому что он живой и теплый. И потому что у него мягкий живот. Но если, наоборот, живот твердый, то это тоже может стать поводом для восхищения...» Нельзя не согласиться с тем, что «живых и теплых» на телеэкранах, действительно, крайне мало. А в результате создается достаточно скучная и однообразная картина культурной жизни, что и рождает определенное предубеждение к теме. Обо всем этом - о том, как снимать интересно, как разрушать сложившиеся стереотипы, как налаживать отношения с телеканалами, - на фестивале тоже говорилось много. Участники и гости единодушны в том, что такие профессиональные форумы нужны.
|
Фестивальная газета «Беседка» |
Фестиваль возник четыре года назад в Омске. Идея создания принадлежит Борису Мездричу, который тогда возглавлял Омскую драму. Потом Борис Мездрич стал директором Новосибирской оперы, и фестиваль вслед за ним перебрался в Новосибирск. В прошлом году гостей «Театр + ТВ» принимали в залах оперного, на что Владимир Оренов, большой нелюбитель помпезных приемов, в одном из своих прошлогодних интервью сказал: «Здание оперного театра такое огромное, такое имперское, такое не располагающее к интимному разговору...» На этот раз все было более камерно - фестиваль проходил в камерном зале Новосибирской филармонии, так что с «интимным разговором» все было в порядке.
А в день закрытия фестиваля 14 июля его участники будут весь день кататься на катере по Оби, продолжив дискуссию в свободной форме. В программе также указаны «Обед и капустник». Как сказал Штирлиц, «запоминается всегда последняя фраза».