О целевой программе «Строительство (реконструкция)
и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению
отходов города Новосибирска на 2004 -2007 годы»
Решение городского Совета от 23.06.2004 N 411
В целях обеспечения экологической безопасности населения города Новосибирска при размещении твердых бытовых и промышленных отходов и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска городской Совет РЕШИЛ:
1. Принять целевую программу «Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению отходов города Новосибирска на 2004 -2007 годы» (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по проблемам городского хозяйства, градостроительства и земельных отношений (Тарков А.В.).
В.Ф. ГОРОДЕЦКИЙ
Приложение
к решению городского Совета
от 23.06.2004 N 411
Целевая программа
«Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация
полигонов по захоронению отходов города Новосибирска
на 2004 - 2007 годы»
Паспорт программы
Наименование программы - Целевая программа «Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению отходов города Новосибирска на 2004 - 2007 годы».
Нормативно-правовая база программы - Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Новосибирска, распоряжение мэра от 18.08.2003 N 1839-р «О создании рабочей группы по разработке мероприятий по размещению твердых бытовых и промышленных отходов.
Заказчик программы - мэрия Новосибирска.
Основные разработчики программы - Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Цель программы - стабилизация и улучшение качества окружающей среды, повышение уровня экологической и санитарной безопасности жителей города Новосибирска.
Задачи программы:
разработка проектов строительства, реконструкции, рекультивации полигонов твердых бытовых отходов;
реконструкция, рекультивация полигонов в соответствии с утвержденными проектами;
строительство мусороперерабатывающего завода;
обеспечение безопасной эксплуатации полигонов в соответствии с действующими нормативными требованиями;
разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере сбора, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления на территории города Новосибирска.
Срок реализации программы: 2004 - 2007 годы.
Исполнители мероприятий программы - департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, департамент экономики и финансов мэрии, Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, администрации районов города, МУП «Спецавтохозяйство», МУ «СУ УЖХ Ленинского района», МУ «УЖХ Кировского района», дирекции заказчика районов города.
Финансирование мероприятий программы: всего (2004 - 2007 гг.) - 208,02 млн рублей (в ценах 2003 года), в том числе:
средства бюджета города - 109,6 млн рублей;
средства областного бюджета - 0,1 млн рублей;
средства инвесторов (предприятий) - 98,32 млн рублей.
Финансирование из бюджета города на очередной финансовый год уточняется на основании решения городского Совета о бюджете города на рассматриваемый период.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы - улучшение санитарного состояния территории города, вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья, продление сроков службы действующих полигонов.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Актуальность проблемы удаления, размещения и обезвреживания отходов города определяется рядом факторов. Отсутствуют мусороперерабатывающие заводы, ни один полигон депонирования отходов не удовлетворяет современным требованиям, что ведет к увеличению объемов захоронения отходов и размеров занимаемой ими территории, а также негативно сказывается на санитарной безопасности населения.
Учитывая, что полигоны депонирования отходов являются одной из важных составляющих системы санитарной очистки города, а от их безопасного функционирования зависит экологическая безопасность горожан, решение вопроса продления службы полигонов с одновременным приведением их в соответствие с требованиями действующих норм и правил в течение ближайших четырех лет является необходимым.
В городе Новосибирске образуется широкий спектр отходов производства и потребления - более 50 наименований, как по видам, так и по всем классам опасности. Твердые бытовые отходы (далее по тексту - ТБО) от жилого сектора и отходы производства, допущенные к совместному складированию с ними, размещаются на полигонах ТБО. Фактический объем размещения отходов на полигонах ежегодно растет: в 2002 году объем размещения отходов составил 1,82 млн куб. м, в 2003 году - почти 2,5 млн куб. м. Вывоз отходов производится МУП «Спецавтохозяйство» и спецтранспортом управлений жилищного хозяйства Ленинского, Калининского, Заельцовского и Советского районов.
Несоблюдение нормативных требований к обустройству, эксплуатации действующих и рекультивации отработанных полигонов приводит к регулярному возгоранию отходов, загрязнению поверхностных и грунтовых вод, что ухудшает экологическую ситуацию прилегающих к полигонам территорий и в городе в целом, сокращает срок эксплуатации полигонов.
Основной городской полигон ТБО - МУП «Спец-автохозяйство», принимающий около 60% от общей массы образующихся отходов из девяти районов города, ограничен емкостью - срок эксплуатации не более пяти лет. Остаточный срок эксплуатации полигонов Кировского и Ленинского районов составляет около двух лет. Часть отходов Первомайского района вывозится в необустроенные места. Отходы Советского района складируются на полигоне ГУП ННЦ СО РАН, остаточный срок эксплуатации которого менее года, и на полигоне города Бердска, также с ограниченным сроком эксплуатации - два года.
Важным вопросом является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Несовершенство сбора, транспортировки, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к образованию несанкционированных свалок. Свалки располагаются преимущественно в поймах рек, оврагах, лесных массивах, частном секторе, вблизи предприятий и т. д., что отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды города.
Решение указанных проблем и предупреждение негативного воздействия действующих полигонов на окружающую среду предусмотрено Целевой программой «Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению отходов города Новосибирска на 2004 - 2007 годы» (далее по тексту - программа).
2. Система мероприятий программы
Система мероприятий программы включает в себя организационно-технические мероприятия, принятие необходимых муниципальных правовых актов и направлена на осуществление следующих приоритетных направлений:
приведение полигонов ТБО в соответствие с действующими нормативными требованиями;
предотвращение возникновения пожароопасных ситуаций;
продление срока службы полигонов ТБО;
вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья;
улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологической безопасности жителей города.
Организационно-технические мероприятия направлены на улучшение состояния окружающей среды в городе Новосибирске, сохранение природного равновесия, экологическую безопасность населения. Для этого необходимо разработать проектную документацию, выполнить рекультивацию отработанных и реконструкцию действующих полигонов с целью обеспечения санитарной и экологической безопасности жителей города.
3. Финансовое обеспечение программы
В целях реализации мероприятий программы предусматривается ежегодное выделение финансовых средств с определением источников финансирования и конкретных исполнителей.
(млн рублей в ценах 2003 года)
Источники расходов | Всего | В том числе по годам | |||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Бюджет города | 109,60 | 16,00 | 24,30 | 51,30 | 18,00 |
Областной бюджет | 0,10 | 0,10 | |||
Средства инвесторов | 98,32 | 38,10 | 45,56 | 9,33 | 5,33 |
Всего: | 208,02 | 54,20 | 69,86 | 60,63 | 23,33 |
4. Оценка эффективности реализации программы
Реализация комплекса мероприятий программы позволит:
улучшить качество окружающей среды, обеспечить экологическую и санитарную безопасность населения;
уменьшить объемы отходов, вывозимых на полигоны, за счет строительства мусороперерабатывающего завода, ограничений на прием отдельных видов отходов, используемых в качестве вторичного сырья. Значительно снизится риск возникновения пожаров на полигонах, уменьшится объем выбросов в атмосферу канцерогенных веществ (диоксинов, бенз(а)пирена, формальдегида и т. п.), которые негативно сказываются на здоровье населения. При реконструкции существующих полигонов снизится загрязнение подземных водоисточников и прекратится образование парниковых газов.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Координация и текущее управление программой осуществляется Новосибирским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Информация о ходе выполнения программы предоставляется ответственными исполнителями мероприятий не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов в форме ежеквартальных отчетов.