Новосибирск 2.8 °C

Мы все бубним...

16.07.2004 00:00:00

Это явление представляет опасность
как для музыкальной культуры, так и для общества в целом

 Преподаватели консерваторий и музыкальных колледжей жалуются на то, что в последнее время практически не встречаются настоящие мужские голоса. Басы и баритоны - большая редкость. Немногим чаще встречаются тенора. Большинство юношей поет женскими голосами. Педагоги детских музыкальных школ и хоровых студий, наоборот, отмечают, что у детей не встречаются высокие голоса. И вообще, малышей с ярко выраженными музыкальными способностями становится меньше.

Не одергивайте детей, когда они кричат

«...И, конечно, припевать лучше хором!»

 Руководитель детского дома культуры им. Пичугина, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный работник культуры РФ Элла Дуркина работает в ДДК 33 года. Из них 20 - в должности хормейстера, 13 - директором. В последние годы Элла Александровна замечает тревожный симптом: «Вспомним старые советские фильмы. Все актрисы говорят и поют высокими, звонкими голосами - Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Людмила Смирнова. Сейчас высоких голосов почти нет. Мы все бубним: и в жизни, и в кино, и на эстраде».

Чтобы сформировался высокий голос, в детстве обстановка вокруг ребенка должна быть радостная, он должен постоянно восклицать. Надо, чтобы голос взлетал вверх, чтобы ребенок испытывал разнообразные эмоции и реагировал на них голосом. У нас этого нет. «На весь хор «Алые паруса», - продолжает Элла Александровна, - в котором 50 человек, всего пять высоких мальчишеских голосов - дискантов. Так вот, эти дети - неисправимые оптимисты, которые радуются всему, всем интересуются и двух минут не могут усидеть на месте без дела. Самые распространенные голоса - альты. Хотя, сейчас, к сожалению, все чаще встречаются дети с отсутствием голоса».

Элла Александровна рассказывает, как воспитывали детей того поколения, из которого вышли обладательницы шикарных голосов. Детям каждый вечер пели колыбельные песни. Разучивание стихов и песен с ребенком, а затем исполнение их перед соседями на табуретке было обязательным в любой приличной семье. «Кто сейчас поет детям колыбельные?» - сокрушенно разводит руками Элла Дуркина.

Кроме колыбельных, на развитие слуха в раннем детстве влияет и то, как звали ребенка. Чем больше у него было разных уменьшительно-ласкательных имен и прозвищ, тем лучше развит слух.

Московская коллега Эллы Дуркиной, руководитель детской музыкальной студии «На вырост» Татьяна Лудова называет в числе причин, по которым у детей нет голосов, воспитательные меры взрослых: «Вы, наверное, замечали, что дети всегда говорят очень громко. Мы их постоянно одергиваем: «Тише, что ты орешь». Да еще шлепаем порой. Ребенок, в угоду нам, «зажимает» голосовые связки и весь голосовой аппарат, не давая ему работать свободно. А потом мы удивляемся, когда педагоги по вокалу говорят: мол, извините, но вашему ребенку лучше заняться чем-нибудь другим, а не музыкой. Кстати, у тех детей, которых не одергивали в детстве, и наблюдается «от природы поставленный голос».

Кандидат педагогических наук Елена Вознесенская советует родителям развивать голос и слух у малыша, еще когда он находится в утробе. Слуховая среда плода необычайно богата, поскольку он находится в жидкости, передающей звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда. С шести месяцев плод способен воспринимать человеческую речь и даже запоминать слова и фразы. Известны случаи понимания детьми раннего возраста иностранного языка, на котором много общалась их мать в период беременности. Еще не родившийся ребенок слышит музыку. Бетховен и Вивальди поднимают его настроение, спокойная музыка усыпляет, а вот рок и попсовые композиции с ярко выраженным ритмом могут вызвать даже выкидыш. Американские специалисты утверждают, что ребенок способен после рождения узнавать понравившуюся ему мелодию, которую он слышал, еще будучи в утробе матери.

Проблема вырождения мужских голосов гораздо глубже. В результате исследования, проведенного в лондонской клинике при медицинском центре Халлама, специалисты выяснили, что уровень мужского гормона тестостерона у современных молодых мужчин гораздо ниже, чем был у молодых представителей сильного пола 30-50 лет назад. Между тем гормоны играют далеко не последнюю роль в формировании голоса. Чем меньше в организме мужчины мужских гормонов, тем выше у него голос. В качестве причин гормональных изменений директор медицинского центра Рина Агравал называет бесконтрольное использование населением различных фармакологических препаратов. Особенно негативно на выработку мужских гормонов влияют жаропонижающие, обезболивающие препараты и противозачаточные средства.

Все равно пусть поет

 Однако слух и голос нужны не только тем детям, чьи родители мечтают вырастить нового Лучано Паваротти или Монсеррат Кабалье.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и добился успехов в жизни, отдайте его... в хоровую студию. И не верьте тем педагогам, которые скажут: мол, нет голоса или «медведь на ухо наступил». Все равно пусть поет.

Элла Дуркина уверена, что поговорка насчет медведя, наступившего на ухо, придумана плохими педагогами. На самом деле так не бывает. У каждого ребенка есть слух. Просто у одного он проявляется сразу, а у другого после нескольких лет занятий.

Хоровая студия в ДДК им. Пичугина существует столько же, сколько и сам дом культуры. Позже здесь появился оркестр народных инструментов, ребят, кроме хорового пения, стали обучать хореографии, изобразительному искусству, различным видам прикладного искусства. Но самым многочисленным, по словам Эллы Дуркиной, все равно остается хор.

- В любом творческом коллективе рано или поздно происходит расслоение на талантливых и всех остальных, - объясняет Элла Александровна. - Разумеется, это происходит и в хоре. Раньше мы пытались всех своих выпускников направить по музыкальной стезе. Поскольку уровень подготовки у нас достаточно высокий, ребята легко поступали в музыкальное училище, консерваторию. Сейчас, например, наша выпускница Люда Щербакова поет в ансамбле Шаромова, Саша Богданова - в оперетте. Но с некоторых пор мы отказались от мысли рекомендовать всем выбирать музыку в качестве профессиональной деятельности.

Элла Дуркина твердо убеждена, что заниматься пением надо со всеми детьми, в том числе и не очень талантливыми. В этой ситуации совсем не обязательно, чтобы все они в дальнейшем получили высшее музыкальное образование.

По утверждению Эллы Александровны, хоровое пение способствует развитию деловых качеств, формированию позитивных черт характера, не говоря уже о чисто физической пользе для здоровья. Почему, например, один человек, выполняя какую-то работу, двигается ловко, руками работает споро и все у него получается, а другой суетится, за все запинается, натыкается на углы, все роняет и разбивает? Элла Дуркина говорит, причина в том, что у одного человека развит темпоритм, а у другого нет: «Развитие темпоритма дает навыки ориентирования в речи, в движениях, в организации своего дела. Если у человека хорошо развит темпоритм, он более организован, более ритмичен, потому что чисто психофизически у него возникает потребность просчитывать свои шаги».

Хоровое пение в наибольшей степени подходит для развития темпоритма потому, что в хоре практически невозможно ошибиться - темп задают дирижер и солист. По мнению Эллы Дуркиной, этот вид творчества в наибольшей степени подходит и тем детям, которые не обладают большим потенциалом на старте: «Если один из 30 человек не обладает достаточными музыкальными способностями, но все равно поет и все равно получает аплодисменты, это способствует самоутверждению ребенка. Что касается отсутствия слуха, в моей педагогической практике были случаи, когда дети на протяжении шести лет обучения не пели, а потом начинали петь очень хорошо и их ставили в самые сложные партии».

Кроме того, учеными давно доказана физическая польза пения: вибрации, которые происходят в организме во время воспроизведения нами музыкальных звуков, способствуют улучшению работы всех внутренних органов. Всем известно, что с помощью пения можно вылечиться от заикания. Современные специалисты в области медицины говорят, были случаи, когда занятия пением способствовали излечению от астмы и различных сердечных аритмий.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: