Новосибирск 0.2 °C

Бомба под российскую экономику

29.07.2004 00:00:00

Рассказывает советник президента России Андрей Илларионов

Андрей Илларионов

 Советник президента Владимира Путина по экономическим вопросам, директор Института экономического анализа Андрей Илларионов хорошо знаком многим. Одни помнят его по жесткой полемике с Анатолием Чубайсом, другие - по резкой критике в адрес правительства Михаила Касьянова... Андрей Илларионов всегда обозначает свою точку зрения предельно четко и никогда не прячется за туманными формулировками.

Выполняя поручение президента разобраться с Киотским протоколом, он настолько «влез» в тему, что специально для него в Академии наук даже создали семинар по этой проблеме. Илларионов внимательно изучил проблему и пришел к выводам, которые многих не обрадовали. А советник президента не только выступает, но и ведет активную борьбу против договора, навязываемого сегодня России. Почему? Об этом он расскажет сам.

Наше будущее под вопросом

 - Россия может не оказаться среди свободных стран, свободных обществ с эффективной экономикой. Причин и препятствий немало, но я хочу сказать об одном вопросе, который в настоящее время приобретает весьма практическое значение. Он представляет реальную угрозу для России, для свободы нашей страны и для свободы во всем мире. Эта тема называется Киотский протокол.

Сейчас этот вопрос вышел на практическую повестку дня для российских властей. Вопрос гамлетовский: ратифицировать договор или нет? Он носит не абстрактно-теоретический, а совершенно конкретный прикладной характер: в течение ближайших нескольких месяцев решение будет принято. И от того, каким оно будет - я не побоюсь этого сказать, - во многом будет зависеть будущее не только России, но и планеты.

За рубежом многие ждут, когда же Россия ратифицирует договор. И очень важно, чтобы реальные угрозы воспринимались не только по каким-то поверхностным признакам (что-то страшное и непривычное). Иногда угроза может прийти в виде очень увлекательных и привлекательных идей и людей, которые это предлагают...

Киотский протокол: зачем и почему?

Андрей Илларионов. Фото автора
 Идея Киотского протокола базируется на гипотезе о глобальном потеплении. Человечество старается обеспечить себя продуктами, товарами и услугами - занимается для этого экономической деятельностью, пользуясь энергией. Чтобы получить энергию, сжигается органическое топливо. При этом в воздухе возрастает концентрация углекислого газа, и это приводит к знаменитому «парниковому эффекту», когда повышается температура воздуха. Считается, что это ведет к разбалансировке климатической системы: увеличивается число ураганов, наводнений, а в предстоящее столетие ожидается повышение температуры на шесть градусов, что должно привести к глобальной катастрофе. Для того, чтобы ее остановить, нужно ликвидировать причины.

Так появилась идея создать международный договор, и в ноябре 1997 года был согласован документ под названием Киотский протокол. Он требует сокращения эмиссии углекислого газа, производимого человеком. Первый период рассчитан на 2008-2015 годы. При этом страны Евросоюза должны принять обязательство сократить выбросы на восемь процентов, США - на семь. Для России показатель - ноль процентов. То есть мы не должны выйти за уровень 1990 года.

Но поскольку в 2001 и 2002 годах от ратификации Киотского протокола отказались США и Австралия, то в силу специальной формулы, заложенной в него, договор может войти в действие только при одном условии - если его ратифицирует Российская Федерация. Это объясняет то беспрецедентное политическое внимание и, я бы сказал, беспрецедентное политическое давление, которое оказывается на российские власти.

Какие аргументы за

 Сложились два лагеря: одни - за, а другие - против. Какие аргументы приводятся в пользу ратификации Россией Киотского договора? Мы будем продавать квоты на эмиссию углекислого газа и получим от этого доходы, сможем привлечь иностранные инвестиции, перейти на более чистые технологии. При этом произойдет улучшение качества нашего экономического роста. Говорится о том, что мы можем фактически обменять ратификацию Киотского протокола на членство России в ВТО, преодолеть изоляцию на международной арене, ну и предотвратить глобальное потепление, выручив природу.

Почему нет?!

 Те, кто поддерживает Киотский протокол, заявляют, что сегодня весь мир смотрит на Россию и что мало безответственных игроков на мировой арене, которые к договору не присоединились. Протокол подписали 176 стран из 209, которые есть сегодня в мире; при этом 85 стран не приняли для себя никаких ограничений. Ратифицировали договор 122 страны, но из них лишь 33 взяли на себя обязательство по ограничению эмиссии углекислого газа. То есть фактически 89 стран подписались за то, чтобы другие страны брали на себя обязательства. Например, такая большая и уважаемая страна, как Китай, ратифицировала договор, не взяв на себя никаких обязательств!

75 процентов объема углекислого газа, выделяемого в атмосферу, в мире произвели страны, не взявшие никаких обязательств. Интересно, что в тех странах, которые взяли на себя обязательства, проживает лишь 11,6 процента мирового населения.

Таким образом, Киотский договор не является универсальным. Но он еще и выглядит весьма неэффективным, поскольку опирается на технологические иллюзии. Дело в том, что сегодня удельный вес углеводородов в мировом потреблении энергии составляет 81 процент! Единственная коммерчески реализуемая альтернатива - ядерная энергия, но ее доля менее семи процентов. В России соотношение такое: 93 процента против пяти. И поэтому переход на требования Киотского договора означает ликвидацию нашей энергетики. В США, где доля ядерной энергетики составляет девять процентов, посчитали условия Киотского договора слишком тяжелыми и отказались от ратификации. Россия сегодня находится на другой стадии экономического развития и имеет другую структуру потребления энергии, поэтому находится в еще более трудном положении. Нетрудно представить, что в случае, если договор будет ратифицирован, то в мире резко вырастет спрос на оборудование для ядерной энергетики, основным поставщиком которого являются европейские страны, и, наоборот, резко упадет спрос на то, что производит и поставляет Россия.

Киотский протокол является дискриминационным по отношению к России фактически по всем мыслимым и немыслимым показателям. Да, Россия «поставляет» в атмосферу немало углекислого газа. Но ведь наш показатель примерно в четыре раза меньше, чем показатель США, и в два раза меньше показателя Китая, которые фактически договор не поддержали. А если посмотреть этот показатель в расчете на душу населения, то в России он ниже, чем у нескольких десятков стран, - даже более чем в десяток раз... Ну и, конечно, надо понимать, что любые такие мероприятия стоят денег. Больших денег!

Расти не будем...

 Киотский протокол несовместим с экономическим ростом - он предполагает ограничение эмиссии углекислого газа, и, нравится нам это или нет, современная экономика базируется в основном на использовании углеводородов. И более высокие темпы экономического роста отмечаются как раз у тех стран, где больше производится в атмосферу углекислого газа. Для того, чтобы вырваться из бедности, нужно заниматься экономическим ростом, а для этого нужна энергия... Можно этого не делать, но тогда не будет и роста.

Президент России сказал, что у нас есть цель: удвоить валовый внутренний продукт за десять лет в два раза. Это означает, что среднегодовые темпы прироста должны быть на уровне 7,2 процента. На сегодняшний день нет ни одного примера, чтобы какая-то развитая страна увеличила свой ВВП в два раза и при этом не возросла бы эмиссия углекислого газа. Если мы будем выполнять требования Киотского договора, то темпы роста упадут у нас в четыре раза - до уровня 1,8 процента. Но ведь будет еще и вторая фаза Киотского протокола, которая предусматривает, что после 2012 года эмиссию нужно будет сократить на 70 процентов, - а вот это даст нам показатель минус 0,4 процента.

Еще один факт. В семнадцати развитых странах, подписавших Киотский протокол, рост составил плюс 1,9 процента, а в тех, кто не согласен, - 3,1 процента.

Можно представить

 Для России ограничение Киотского протокола подобно ограничению на жизнь. Вообще, когда принимается решение, имеет смысл представить, что оно означает. Давайте посмотрим на ситуацию с этой точки зрения. В США производится в год в расчете на одного человека 250 кг углекислого газа. Если мы посчитаем, что это молодой человек двадцати лет от роду и весом 80 кг, то посмотрим, как будет выглядеть россиянин. В России показатель - 88 кг, и это соответствует антропометрическим данным ребенка пяти с половиной лет весом 20 кг. К 2012 году протокол разрешает нам иметь 150 кг углекислого газа на человека. Это будет подросток весом 40 кг. Ну а если посчитать, что будет в 2050 году, когда вступит в действие второй этап Киотского договора и показатель составит 30 кг, тогда перед нами предстанет младенец четырех с половиной месяцев весом 6 кг.

Вот что означает принятие положений Киотского договора для нашей страны.

И вот почему он не соответствует нашим национальным интересам.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: