Новосибирск -1.4 °C

На телефон надейся, а сам не плошай

29.07.2004 00:00:00

В Новосибирске начала действовать
горячая линия по правам человека

 Нужен ли в нашем далеко не самом демократичном государстве телефон горячей линии по правам человека? Для многих наших граждан это высокое понятие так и остается теоретическим. Но даже те, кому пришлось на деле столкнуться с защитой своих гражданских прав и свобод, нередко повторяют народную мудрость новейшей истории: «Страсбург далеко, Верховный суд высоко» и продолжают решать свои проблемы более верным способом, чем обращение в суд или к участковому. Печально констатировать, но чаще всего свои права легче отстаивать не в суде или в милиции, а с помощью древнего метода увещевания «фейсом об тейбл»...

На этой неделе были подведены итоги первого месяца работы телефона по правам человека. Итоги были несколько «нестройные». С одной стороны, приведенные статистические данные касались всероссийских итогов работы подобных горячих линий, но только за первые десять дней работы в июле. С другой - анализировались звонки на новосибирский горячий телефон, но из других городов Сибири. Как выяснилось, в Новосибирске этот телефон широким слоям населения пока неизвестен. Причем информацию об этом номере телефона новосибирцам предоставляют юристы из других сибирских городов.

Горячие линии в России по правам человека начали действовать почти месяц назад - 1 июля. Инициаторами сего начинания стали питерские правозащитники. Но в течение короткого времени благое намерение распространилось по всей России, и сейчас Сибирский федеральный округ - уже шестая территория, где действует такой круглосуточный телефон.

Эксперт проекта - юрист Межрегиональной некоммерческой организации «Правовое общество» Анна Ярославцева пояснила «Вечернему Новосибирску», что чаще всего по таким телефонам звонят граждане, чьи права уже нарушены, но еще непонятно, куда лучше обращаться за помощью. То есть горячая линия по правам человека, скорее всего, есть некое передаточное звено. Пока отвечают по телефону только два юриста, но в любом случае каждый позвонивший может рассчитывать на помощь - если телефон занят, звонок тут же переадресуется другому юристу. Мало того, консультацию можно получить не только по телефону 8 (913) 895-76-73, но и по электронной почте на сайте www.linia.org. В исключительных случаях, когда иной вид связи недоступен, возможно общение по факсимильной связи. Нередко правоведам приходится работать в качестве справочного бюро и диктовать телефоны приемной Леонида Драчевского или Верховного суда России.

В конце года по результатам работы всех горячих линий будет издана итоговая брошюра. В ней предполагается собрать наиболее часто задаваемые вопросы и, естественно, ответы на них. И далее организаторы горячих линий будут решать, есть смысл продолжать финансировать проект, ведь поддержка сайта и оплата сотовой связи - удовольствие не из дешевых. Так что спешите консультироваться!

А пока за первые 10 дней работы таких телефонов по всей России (исключая Сибирский федеральный округ) лидировали такие темы: жилищное законодательство и оплата коммунальных услуг - 38 звонков, жалобы на действия сотрудников милиции - 26 звонков, пенсионное законодательство и льготы - 22 звонка, порядок регистрации по месту жительства и получение российского гражданства - 10 звонков. Из 210 позвонивших меньше всего россиян интересовало то, как бороться с коммунальным хулиганством, - всего три звонка. Даже граждан с «явными психическими отклонениями», как сказано в пресс-релизе, было в два раза больше - шесть человек. Правда, как можно по телефону диагностировать у звонящего явные или неявные психические отклонения, осталось неизвестным. А на вопрос корреспондента «ВН», не нарушаются ли таким образом права человека на защиту чести и достоинства, юристы ответили, что фамилии звонящих не указаны, посему и права их не нарушены.

Из городов Сибирского федерального округа чаще всего обращались за помощью жители Братска, Ангарска, Иркутска и Норильска. Всего - 46 человек. Их интересовали вопросы, связанные с уголовным, пенсионным, жилищным и семейным законодательством. А два звонка из Новосибирска на новосибирский же горячий телефон можно считать случайностью - телефон пока в нашем городе неизвестен, и срабатывает национальный русский принцип «слухом земля полнится».

Какова дальнейшая судьба проекта в Новосибирске, покажет время. Но уже через несколько часов после пресс-конференции скорая правовая помощь понадобилась автору. Соседи-торговцы с барахолки до трех часов ночи всем табором перетаскивали по квартире ящики со свежеполученным товаром, а потом шумно обсуждали будущие барыши. Попытки утихомирить их хотя бы до шести часов утра ни к чему не привели. А правовые методы борьбы, как-то: вызов милиции или обращение к участковому по коэффициенту полезного действия как обычно устремились к нулю. Так, может быть, этот телефон имеет смысл организовать для работников правоохранительных органов, чтобы им разъяснять, как оказывать гражданам своевременную правовую помощь?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: