Новосибирск 4.7 °C

Безвыигрышная лотерея от 29.07.2004

29.07.2004 00:00:00

Мошенники продолжают разрабатывать новые
относительно честные способы отъема денег у населения

И только на обороте этого сертификата написаны полные правила розыгрыша. После чего понимаешь, что тебя и в самом деле разыграли

 На прошлой неделе автор этого материала чуть не уволился из любимой газеты. Посудите сами, зачем работать, когда вы становитесь обладателем полумиллиона рублей? Да еще не прилагая к этому никаких усилий! На мой адрес пришло письмо, извещающее о том, что я стала обладателем приза в 500 тысяч рублей. Для того чтобы получить такое богатство, мне нужно всего лишь заказать у любезной компании «Пост-Шоп» товары из каталога.

Предлагаемые «каталожные единицы» даже на фотографии выглядели крайне неаппетитно. Какой-то гобеленовый коврик, которыми обычно устилались в 70-е годы прошлого века задние сиденья «Запорожцев», но по 759 рублей. Набор из двух кремов питерской фирмы «Интеркосметика» по 359 рублей, тогда как в любом магазине Новосибирска они стоят от 30 рублей за единицу. Мерные стаканчики для сыпучих продуктов и жидкостей по 255 рублей и другая ненужная, но почему-то дорогая мелочь.

Но больше всего умилил сам сертификат на получение приза - внизу листа стояло, как и во всех подобных документах, - «Утверждено бухгалтерией», но вместо печати и подписи - залихватское «О. К.», что, видимо, означало «О'Кey».

Чтобы оставить мне как можно меньше времени на раздумье, благодетели ограничили возможность дать согласие на получение денег 48 часами. А чтобы я, не дай Бог, не передумала, на отдельном листе были приведены выдержки из писем восторженных клиентов компании «Пост-Шоп»: «Вы спрашиваете, какие чувства я испытала, когда получила ваше письмо? Господи, я прочитала и сразу закричала: «Ура!» Муж и внук прибежали с раскрытым ртом, что случилось с бабушкой? У меня больше слов не было! Но душа кричала!» И так далее в том же духе.

Но не все выигрывают деньги. Весной этого года многие новосибирцы стали было обладателями машин и квартир в Москве. На красивой бумаге без подписей и печатей (наверное, тоже не обошлось без международного значка ОК). И тоже надо было лишь подписаться на какие-то журналы и выписать по почте хозяйственные дерматиновые сумки последних моделей...

Не бери билетов пачку...

А из покрывала «Солнце Востока» выйдут четыре подстилки для собаки или восемь ковриков для вытирания обуви

 Устроители лотерей обычно делают ставку на людей, мечтающих разбогатеть в одночасье. Но в последнее время в России появился некий гибрид лотереи обычной с торговлей по каталогам. Организаторам этот вид деятельности приносит миллионы. А участникам - сплошные разочарования. Нередко считается, что торговцы по каталогам просто используют в своей работе элементы лотереи. Ведь так сложно продать обычным способом низкокачественный товар, купленный за копейки на оптовых распродажах. Но, на самом деле, между ними гораздо больше отличий, чем сходства. В настоящей лотерее игрок сам покупает билет, ждет розыгрыш и в случае удачи тут же получает выигрыш. В лотерее торговой вы становитесь участником не по собственному желанию. Вы якобы сразу выигрываете кучу денег. Вот только чтобы их получить, нужно купить что-то из прилагаемого к письму-извещению каталога. Вещи обычно не очень дорогие, и многие считают, что в предвкушении миллионов можно потратить не одну и не две сотни рублей.

Кстати, Конфедерация обществ потребителей уже давно обращалась к Минфину с предложением перестать рассматривать подобные кампании как лотереи и классифицировать их как «промоушен-геймз» - игру, стимулирующую сбыт товаров. Ведь если у организаторов лотерей настоящих всегда известен юридический адрес, то у промоушен-геймеров всегда указан лишь абонентский ящик. Ну да, а вдруг разгневанные покупатели надумают прийти в офис качать права?

В нашей стране торговля по каталогу - чуть ли не лучший способ сбыта залежавшегося товара. Большие магазины с широким ассортиментом есть не во всех городах, и не все села и деревни находятся близко от крупных городов. А тут вам все вышлют на дом, нужно лишь сначала оплатить покупки и пересылку. Да еще миллиончик-другой можно выиграть.

Вот и налегают составители каталогов на превосходные степени в описании товаров и стараются фотографировать будущие покупки только в выгодном ракурсе. Также почти всегда в каталогах указываются две цены. Одна - «с потолка», а вторая в разы, а то и на порядок меньше. Первая называется «обычной», а вторая - «для вас».

Но только если очень-очень внимательно начать читать текст на купоне (сертификате) выигрыша, то тут и к гадалке ходить не надо - любой юрист скажет, что текст выверен до запятой и ничего не гарантирует. Только участие в розыгрыше. Ну а кто решил, что все будет иначе, обманулся сам.

К примеру, на сертификате, пришедшем на адрес автора, мы с коллегами только на четвертый день обнаружили ту самую предупреждающую надпись. Она находилась на оборотной, на первый взгляд чистой стороне листа. Просто текст был набран самым мелким, 6-м кеглем и... светло-розовым шрифтом по нежно-сиреневому фону. Дочитать до конца эту расплывчатую и цветастую «красоту» не смогли даже относительно молодые глаза.

У юристов взгляд на такого рода розыгрыши покупателей иной. Они говорят, что если потребителю предлагают при условии приобретения какого-либо товара принять участие в розыгрыше более ценных призов, то это можно считать лотереей. И организация такой деятельности подлежит лицензированию.

Но если потребителю сообщают, что он уже что-то выиграл, но для того чтобы приз получить, нужно купить что-либо, это уже не лотерея, а сделка с условием. Ведь у потребителя нет на руках ни купона, ни чека, ни какого-либо другого документа, подтверждающего его участие в розыгрыше. Но если он необходимую вещь купил, а приз так и не получил, единственный выход - требовать передачи обещанного через суд.

Впрочем, уже не раз бывало, когда даже доведенное до суда и выигранное дело не приносило счастья призеру. Когда судебные приставы являлись к ответчику, практически всегда оказывалось, что имущества у фирм-организаторов на три копейки, а учредители - скромные пенсионеры, когда-то потерявшие свои паспорта.

Теоретически такие действия могут быть классифицированы как мошенничество, т. е. присвоение имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Но для привлечения к ответственности нужно доказать наличие умысла. Но кто из организаторов «лотереи», находясь в здравом уме и твердой памяти, сознается, что заранее знал, что ни один приз никому не достанется?

Тут остается лишь развести руками. Потому что привлечь к уголовной ответственности настоящих устроителей этого лохотрона практически невозможно. Потому что с точки зрения действующего законодательства подобная практика - это всего лишь ловкий, не совсем чистый, но уголовно ненаказуемый маркетинговый ход.

Добро пожаловаться!

 Жалобы на нечистых на руку лотерейщиков и даже иски в суд уже никого не удивляют. Удивляет другое - сколько можно про это писать, чтобы наш небогатый народ перестал реагировать на кисло-молочные продукты, лежащие в мышеловке?

Вот, к примеру, какое письмо, точно характеризующее почти все послания мошенникам, опубликовано на сайте www.deni.ru: «Здравствуйте, уважаемый господин Даниэль Стамбули (президент компании «Еврошоп». - Прим. авт.). Пишет вам ваша клиентка Носевич Нина Михайловна, проживающая по адресу: 620072, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д. 28, кв. 146.

Еще в июле 2002 года я откликнулась на ваше предложение - подписалась на журнал «ELLE» на 12 месяцев, заплатив 1096 рублей 22 июля 2002 года. И еще я подписалась на журнал «ВИВА», заплатив 498 рублей 11 декабря 2002 года, и заплатила за «ЗОЛОТУЮ ПИРАМИДУ» 200 рублей 11 ноября 2002 года. Ничего этого я не получаю до сего дня. Как это понимать? Когда я получу «ЗОЛОТУЮ ПИРАМИДУ» и начну получать журналы?

С нетерпением жду от ВАС ответа по электронной почте dima_komin@mail.ru

C уважением к ВАМ, Нина Михайловна.

Мой номер 224754115».

Еще в 2002 году Министерство по антимонопольной политике признало, что одна из крупнейших российских компаний дистанционной торговли, «Еврошоп», должна быть ликвидирована. «Еврошоп» стал первым крупным российским предприятием, которое должны были закрыть из-за многочисленных претензий потребителей. Впрочем, самой компании решение суда по-прежнему совершенно безразлично.

«Еврошоп», открой личико!

 В отличие от стран Западной Европы, где большую часть рынка торговли по каталогам контролируют глобальные брэнды - «Otto», «3Suisse», «Quelle» и др., в России первенство у отечественных фирм, таких как «Еврошоп» или «Пост-Шоп». По данным Гильдии предприятий торговли по почте, объединяющей 10 торговых фирм, оборот дистанционной торговли в России составляет около 200 млн долларов, или 0,2 процента от всей розничной торговли в стране. Ежегодно услугами «Еврошопа» пользуются не менее двух миллионов покупателей, то есть примерно 10 процентов клиентов дистанционной торговли. А до кризиса 1998 года оборот фирмы приближался к 100 млн долларов в год!

В последние годы работа компаний, торгующих по каталогам, стала все чаще вызывать претензии и жалобы потребителей. Ежегодно в центральный аппарат МАП приходит около 150 писем с жалобами на такие конторы. Примерно такое же количество писем получают территориальные управления министерства по всей России. Обычно потребители просили чиновников помочь вернуть деньги за некачественный товар стоимостью от 30 до 400 рублей. И чаще всего письма приходили от жителей небольших городов и сельчан, нередко пенсионного возраста.

В наиболее распространенных вариантах жалоб рассказывается о выигрыше в лотерею крупного приза, обычно автомобиля «Фольксваген», «Ауди» или, на худой конец, «Тойоты». Причем письмо извещает покупателя о том, что его приз уже готов к вручению (иной раз в конверт вкладывался даже бутафорский ключ от машины). Осталась самая малость - уточнить цвет и дополнительное оснащение авто. Но вместе с письмом о призе адресату высылается каталог товаров, и условием получения приза становится покупка на сумму 1000-1500 руб. по каталогу фирмы. Но даже после оплаты заказа большинство клиентов «Еврошопа» не то что машину, а даже оплаченные товары не получали! Или они оказывались столь низкого качества, что пользоваться ими было просто невозможно.

P.S. Почему такие компании продолжают процветать? Ведь судебные иски нередки, а предписания о взыскании штрафов со стороны Минфина - обычное дело. Но «Еврошоп» и ныне там. По одной из версий, прозвучавшей уже в нескольких СМИ, у такого рода компаний есть серьезное лобби в лице... Минсвязи. Правда, когда говорят, что один из руководителей этого министерства является соучредителем компании, в это слабо верится. А вот то, что почтовые переводы приносят немалую прибыль связистам, ясно как божий день.

Мало того, именно эти слухи могут облегчить задачу тому, кто решит задаться вопросом, откуда такие компании узнают адреса и имена потенциальных покупателей и никогда не присылают два письма в одну семью одновременно?

Но не надо полагать, что такого рода обман покупателей процветает только в нашей отсталой стране. Да, мы обречены повторять все ошибки стран, давно прошедших дефолты, финансовые пирамиды и т.п. Но стимулированная торговля процветает и в развитых странах. Да и мошенников там хватает тоже. Но такого рода «шопы» уже давно отказались от бумажной формы работы с покупателями и переместились в Интернет, ведь скрыться в Сети гораздо проще. Так что самый расцвет лохотронов у нас еще впереди. Готовьтесь.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: