Новосибирск 2.5 °C

Чистка рядов - торговых - начинается с аутсайдеров

03.08.2004 00:00:00

«Добрый совет» - страница для тех,
кто платит за товары и услуги

 «Я живу на улице Зорге, недалеко от кинотеатра «Рассвет». А рядом с нами стоит павильон. Раньше в нем продавали продукты. Потом стали торговать линолеумом и кое-какими отделочными материалами, потом - бытовой химией. Интересно, чем руководствуются владельцы торговых точек, выбирая их специализацию? Есть ли какие закономерности в появлении одних магазинов на карте городе и закрытии других?»

Л.В. ЖУРАВЛЕВА, Новосибирск

 Торговые палатки и лавочки, коммерческие киоски и павильоны, магазины и торговые дома, супермаркеты и магазины-склады и т.д. - каждое из этих торговых предприятий живет собственной жизнью, рождаясь и уходя в небытие, но подчиняясь при этом общим для всех суровым законам рынка: слабый должен сам освободить место более сильному или «умереть». Причем слабый в данном случае - не обязательно менее крупный по занимаемой площади. Чаще - менее расторопный, умелый и умный.

В Новосибирске в прошлом году было открыто 374 магазина - на 26 магазинов меньше, чем в 2002 году, а закрыто при этом 450. Если не брать во внимание 1998-1999 годы, когда дефолт ощутимо «поправил» в численном выражении открывающиеся, закрывающиеся и существующие торговые предприятия, то, полагаясь на данные облкомстата, можно сделать вывод: интерес к торговле у предпринимателей и бизнесменов всех уровней несколько снизился. По статистике, в 2000 и 2001 годах количество предприятий торговли в городе было примерно равным - 2576 и 2574, соответственно. В 2002-м наблюдался некоторый скачок, и на конец того года их было уже 2746, но еще через год наметилась тенденция к сокращению.

Почему те или иные ритейлоры сходят с дистанции? Ответа на этот вопрос может быть два. Первый - новосибирские ритейлоры, готовясь к приходу в регион «денежных московских мешков» со связями в политических кругах, сами спешат укрепиться, а это означает, что борьба на местном розничном рынке обостряется. Второй - столичные операторы вовсе ни при чем (тем более что ими пугают людей уже несколько лет, а что толку?), а все дело в неудачном менеджменте тех, кто закрывается. Примеров тому и другому достаточно.

Что значит - стратегия!

 Хрестоматийный пример отказа от борьбы за место «под солнцем» - уход с новосибирского рынка розничной торговли магазинов сети «Бриз». Одно время они были очень популярны среди горожан, что объясняется просто. Во-первых, товары предлагались покупателям по невысоким ценам, а во-вторых, располагались магазины нового (кемеровского) учредителя на площадях бывших гастрономов и универсамов, привычных жителям окрестных домов - покупателю, по большому счету, все равно, в чьих магазинах он «отоваривается»: главное - чтобы подешевле и поближе. И какое-то время «Бриз» считался одной из крупнейших городских сетей, а потом начались трудности. Причем представители сети не настаивали, что проблемы связаны напрямую с агрессивной политикой конкурентов-коллег или с «кознями» местной власти или налоговиков, отдающих предпочтение «доморощенным» ритейлорам. Скорее всего дело в другом: расцвет «Бриза» в Новосибирске пришелся на додефолтовский период, а во время пришедших вместе с дефолтом трудностей стратеги сети не смогли правильно сориентироваться в ситуации. Они тогда заговорили о низкой эффективности торговли продуктами питания на больших площадях, хотя в то же время у других ритейлоров торговля тем же товаром на примерно таких же площадях продолжалась и продолжается по сей день.

Спасая положение, компания пыталась войти в союз с некоторыми из них, но взаимопонимания или сочувствия не нашла. Известно, что обращалась она к руководству «Сибириады», однако директор ее Алексей Касимов скептически отнесся к этому предложению, аргументировав тем, что формат «Бриза» - «магазин у дома» - не соответствует расположению магазинов этой сети. По некоторой информации, были попытки наладить сотрудничество «Бриза» с холдингом «Гигант» и с сетью «Холидей Классик», но тоже безуспешно.

Не по Сеньке шапка

 Пример с сетью магазинов «Бриз», оказавшейся вне игры на новосибирском рынке, это классический пример острой конкурентной борьбы, которая может быть не менее жесткой, чем на сырьевых рынках. При этом проблемы внешние могут обернуться проблемами внутри фирмы. Известно, что эта сеть входила в сферу интересов начальника департамента потребительского рынка и земельных отношений Игоря Белякова в пору его предпринимательской деятельности. И после его убийства эти интересы рассматривались при разработке версий случившейся трагедии. Если предполагать, что непонимание между сторонами могло быть разрешено таким образом, то от конфликтующих партнеров стоит держаться подальше...

Сейчас уже практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что съезжает со своих торговых площадей на площади Калинина гастроном «Скорпио», расположенный практически напротив «Бриза». К слову, ситуация со «Скорпио» тоже не менее драматична, чем с сетью «Бриз», невзирая на различный масштаб бизнеса. Но это пример не ошибочной стратегии, а, предположительно, сложности отношений между его учредителями.

Напомним, что в первое время гастроном заявил о себе как об одном из редких новосибирских магазинов, где можно было приобрести действительно качественные импортные алкогольные напитки. Более того, были постоянные покупатели, которые приезжали за ними даже из других районов города, будучи уверенными, что «бодяги» здесь не будет. Таких магазинов в Новосибирске было немного, и это давало возможность «Скорпио» занять нишу элитных магазинов. Но, довольствуясь достигнутым, его учредители упустили тот момент, когда конкуренция на рынке переросла ценовой и ассортиментный этап и стала уже развиваться по законам конкуренции качества и сервиса. В Новосибирске некая пограничная ситуация между этими этапами сложилась в 2002-2003 годах, когда наиболее «продвинутые» предприятия бросились максимально обеспечивать потребителя лучшими условиями.

«Скорпио» подзадержался. Результатом нерасторопности стало обращение одного из покупателей в Заельцовский районный отдел по защите прав потребителей о некачественной продукции, купленной им в «Скорпио», и проверка областной торговой инспекции, которая выявила в магазине нарушения правил торговли. Для предприятия с высокими претензиями - это удар, от которого очень сложно оправдаться. Быть пойманным за руку при продаже «липовой» продукции или товара с просроченным сроком хранения - такое может только в страшном сне присниться уважающим себя фирмам. По городу поползли слухи, оставив заметное пятно на репутации владельцев магазина. Сейчас трудно сказать, сыграла ли эта ситуация решающую роль в отношениях между учредителями «Скорпио», но результат налицо. Магазин закрывается. А в бизнес-среде поговаривают, что в этих «товарищах давно согласия нет».

Конечно, большинство случаев гораздо банальнее. О тех магазинах, чье появление - как и существование, и исчезновение - остается рынком практически незамеченным, говорить много вряд ли стоит. Скажем лишь, что, по мнению начальника отдела торговли управления потребительского рынка и услуг мэрии Владимира Терещенко, это в основном предприниматели, у которых свои соображения, свое понимание ситуации на рынке и свое представление о том, как и где успешнее реализовать свои планы. Зачастую далекие от реалий.

Случается, правда, что исчезают магазины, чье имя какое-то время было, так сказать, на слуху, - это магазины крупных компаний или магазины, громко заявившие о себе в начале своей деятельности. Например, новосибирцами не осталось незамеченным исчезновение магазина по продаже сотовых телефонов одной из крупнейших российских сетей DIXIS. В компании настаивают, что это временно - вскоре в городе будет открыто собственное представительство, которое будет включать сеть салонов DIXIS, мелкооптовый склад, сервисный центр по ремонту телефонов. Потом новосибирцы столкнулись с исчезновением магазина по продаже аудио- и видеопродукции «Титаник Видео-Рекордс» (кстати, он был единственный магазин сети за Уралом). Есть разные версии его ухода с рынка: говорят, что слишком большой была конкуренция со стороны производителей «пиратских» лент, и что слишком ограничен был ассортимент «Титаника».

- Нам намного спокойнее было бы работать, если бы состав игроков на рынке розничной торговли в городе был стабильным, - признает Владимир Терещенко. - Но у каждого предпринимателя свои представления о том, где и как лучше развивать свой бизнес. Вот магазины и меняют то хозяев, то формат, то открываются, то закрываются. Стабильный состав определил бы и более спокойный характер самого рынка.

Вас здесь не стояло...

 Рынок по определению не может быть спокойным. Другое дело, чем его беспокойство вызвано? Слухи об экспансии московских ритейлоров настойчивы, но вряд ли она - экспансия - привнесет сколько-нибудь ощутимые неудобства местным операторам розницы.

- Новосибирские ритейлоры уже не боятся прихода крупных столичных и иностранных конкурентов, - заявила не так давно в интервью одному из местных СМИ Надежда Сударева, заместитель начальника Управления потребительского рынка и услуг мэрии Новосибирска. - Они успешно закрепляют свои позиции за счет развития торговых сетей. Каково преимущество местных сетей перед столичными и иностранными? Знание местных условий. Многие новосибирские компании работают уже 8-10 лет, приобрели необходимый опыт. У них есть неформальные связи, что - вкупе со знанием реальной экономики - составляет их сильную сторону.

В принципе, москвичи уже в городе и с разной степенью успеха занимаются своим бизнесом. Кто-то обосновался уже и рассчитывает на долгое пребывание в Новосибирске, кто-то - сеть «Пятерочка», например, - только «в раскрутке», кто-то побыл и исчез. «РоссИта», «Монро», «Твое»... Кому-то от их присутствия - долгого и не очень - стало хуже?

Директор торгового дома «Сибириада» Алексей Касимов уверен, что в ближайшие годы все крупные российские торговые сети откроют свои магазины в Новосибирске: «Придут с лучшим качеством услуг, с большим ассортиментом. Тем местным компаниям, кто не сможет работать так же хорошо, как эти компании, будет сложно». Надежда Сударева определяет трехлетний срок, за который местные ритейлоры должны подготовиться к массовому наплыву столичных операторов. Для менее финансово состоятельных выход, видимо, один - в объединении, а для менее умных - нет и этого шанса.

Впрочем, не умным вообще не следует заниматься бизнесом. Так что от их ухода из борьбы новосибирский рынок становится только цивилизованней.

Страница подготовлена совместно с центром метрологии, стандартизации и сертификации


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: