Новосибирск 1.5 °C

«У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает»

05.08.2004 00:00:00

 Государство намерено лишить вузы их отраслевой принадлежности, чтобы сделать всех одинаково бедными и посмотреть, кто выживет.

 Отраслевые федеральные вузы, в число которых входят университеты путей сообщения, медицинские академии, сельхозинституты, а также учебные заведения, относящиеся к силовым министерствам, вероятно, в ближайшем будущем перестанут быть отраслевыми. Их передадут в ведение Агентства по образованию. Такое решение приняли члены правительственной комиссии по административной реформе, прошедшей в Москве в последних числах июля.

Своих учебных заведений лишатся девять министерств - Минтранс, Минздрав, Минсвязи, Минсельхоз и так далее. Процедура передачи будет разработана к 1 ноября. Единственные, кого пока не затронет реформа - военные и милицейские образовательные учреждения.

Один из идеологов реформы ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорит, что путем передачи вузов из министерств в Агентство по образованию правительство намерено решить две проблемы: во-первых, резко ужесточить контроль за качеством образования; во-вторых, осуществить реструктуризацию вузов накануне их вступления в рыночные отношения. Иными словами, государство продолжает избавляться от «балласта» в виде системы образования. Финансирование ПТО и техникумов уже передали в ведение местных бюджетов, в связи с чем сотрудники этих образовательных учреждений предрекают скорую смерть системы профтехобразования. Вузам грозят всяческими проверками, результатом которых станет закрытие как целых учебных заведений, так и отдельных факультетов и специальностей, которые эти проверки не выдержат.

С отраслевыми вузами ситуация следующая: есть богатые министерства, которые на содержание своих вузов и техникумов средств не жалеют - жируют, понимаешь. Да еще на деньги министерства готовят юристов, экономистов и прочих «модных» специалистов, в которых государство, по большому счету, не нуждается. А есть бедные, которые без конца просят деньги у федерального бюджета на финансирование своих отраслевых вузов. Вот и решили чиновники сделать все вузы одинаково бедными. Следующий шаг - решение, в каких объемах какие вузы нужно финансировать из федерального бюджета и каких специалистов в них готовить. Те, которые «возвысятся» до федерального уровня, продолжат свое существование. Ну а остальные...

Проректор по научной работе Сибирского государственного университета путей сообщения доктор технических наук Анатолий Островский в качестве комментария происходящих событий привел слова министра транспорта РФ Игоря Левитина: «Система, просуществовавшая 200 лет со времен Александра I, создавшего в 1809 году первый в стране корпус инженеров транспорта, будет развалена».

Между тем, продолжает Анатолий Островский, понятие транспорта тесно связано с понятием безопасности. Сейчас у транспортных вузов крепкая материальная база, формировавшаяся десятилетиями. Студенты СГУПСа проходят производственную практику на объектах железнодорожного транспорта и получают заработную плату (студенты неотраслевых вузов, как правило, работают на практике бесплатно). Ребятам, обучающимся по целевым программам, железная дорога оплачивает проезд к месту учебы и к месту практики. Базовое предприятие оказывает материальную помощь и университету, и железнодорожному техникуму в приобретении компьютеров, тренажеров, прочей дорогостоящей техники, необходимой для качественного обучения. Опять же отраслевые добавки преподавателям, без которых половина из них разбежится в поисках лучшей доли. Как Агентство по образованию сможет обеспечить все это?

Разработчики реформы обещают разрешить отраслевым министерствам иметь собственные инвестиционные вузовские программы. При этом само министерство сможет выбирать, какому вузу помогать. Ректоры считают, все равно это - шаг к развалу. Бедные министерства бросят свои вузы на произвол судьбы, то есть государства, отношение которого к образованию известно. Да и вузы, принадлежащие богатым министерствам, выживут не все - от кого-то «спонсоры» откажутся, и тогда...

Представители отраслей, менее богатых, нежели Минтранс, относятся к предстоящей реформе спокойно. Заместитель начальника Управления охраны здоровья населения Новосибирской области Сергей Павленко считает, что с переходом Новосибирской медицинской академии в новое качество ничего не изменится: администрация области как выделяла, так и будет выделять средства на обучение ребят из районов, студенты как проходили, так и будут проходить практику в лечебных учреждениях города и области, а никаких специальных надбавок к стипендиям студентов или окладам преподавателей отрасль и раньше не выделяла.

Ректор водной академии Игорь Рагулин согласен с коллегой из железнодорожного университета в том, что в результате передачи транспортных вузов из отрасли в Агентство по образованию пострадают не только студенты с преподавателями, но и пассажиры, поскольку от квалификации и профессиональной подготовки работников транспорта зависит комфорт и безопасность людей. Игорь Анатольевич надеется, что ретивые чиновники из столицы в своем служебном рвении транспортные вузы все-таки не тронут: «О перспективе реструктуризации отраслевых вузов мы узнали давно. Примерно месяц назад в Москве было совещание ректоров транспортных вузов России, стран СНГ и Балтии. Проводил его министр транспорта Левитин. Он сказал, что будет отстаивать в правительстве отраслевую принадлежность транспортных вузов. Главное, что мы поняли, у Министерства образования тоже нет особого желания принимать в свое лоно отраслевые учебные заведения. Хотя в нашей стране возможно все...»

- Систему ПТО уже угробили. Теперь добрались до вузов и техникумов. Может, кто-то таким образом хочет пресечь отток наших «мозгов» за границу? Сейчас российские специалисты очень высоко котируются на Западе. Если мы будем продолжать реформировать нашу систему образования теми же способами, какими пытаемся это делать сейчас, мы добьемся ее развала, - резюмировал Анатолий Островский.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: