Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Триколор и три аккорда

2004-08-21

Вы узнали их? Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ

День Российского Флага появился в календаре в 1994 году, но, несмотря на десять лет ежегодных празднований, многие до сих пор не способны «без шпаргалки» вспомнить, как же выглядит российский флаг, — путают порядок цветов. И если завтра над мэрией вместо российского триколора повиснет, к примеру, нидердандский, то многие ли заметят подмену?

С идентификацией флага СССР было проще — все-таки на красном фоне красовались серп с молотом да красная звезда. Вот если бы на российском флаге, кроме абстрактных полос, смысловая нагруженность которых известна только специалистам, красовалось что-нибудь этакое с местным колоритом, вроде канадского кленового листочка — было бы куда проще опознать свой флаг. Но что? Березовый лист легко спутать с любым другим, а медведь уже занят политической партией. Из национальных символов остается, пожалуй, только балалайка — тем более что три ее струны точно соответствуют числу полос на флаге, а в народной, живой, уличной музыке, песне, частушке, основанной на трех аккордах, как нельзя более точно отражается вся наша российская действительность.

Новосибирск — культурная столица Сибири. Консерваторский, филармонический город. Наши музыканты блистают на конкурсах и фестивалях разного уровня, достойно представляя свой город «в верхах». Но есть ненулевая вероятность, что для приезжего человека, впервые в жизни ступившего на площадь Гарина-Михайловского, музыкальной визитной карточкой станет, к примеру, зажигательный рок-н-ролл, исполненный… на балалайке. Что, кстати, весьма символично — все-таки Сибирь — перекресток культур и сочетание несочетаемого — один из наших фирменных знаков. Как, впрочем, и трио уличных музыкантов, уже много лет придающее привокзальной площади неповторимый колорит.

Андрей Матвеев: «Да разве ж это работа — играть на балалайке?»

У них специфическая слава. Их узнают, их любят, у них масса поклонников, о них рассказывают знакомым: «А вот вчера на Центральном рынке был такой драйв!» — «О, это те трое с балалайками? Да…» Но кто они, откуда… все это остается загадкой. Уличная, живая, сиюминутная народная культура — она, в сущности, почти всегда анонимна. Но мы решили сделать исключение — все-таки «изюм нашего города» хочется знать не только в лицо, но и по имени. Итак…

Три кита хорошего настроения

Слева направо: Дмитрий Тепляков — баян, Станислав Сабадаш — балалайка-контрабас, Андрей Матвеев — балалайка. А когда они собираются вместе, то получается ансамбль народных инструментов под названием «Хорошее настроение» — тот самый, который уже восьмой год дает концерты на рынках и площадях. Познакомились и «спелись» (точнее, «сыгрались») они, будучи студентами отделения народных инструментов консерватории. О, да, у всех троих весьма солидное, академическое музыкальное образование, Андрей даже закончил аспирантуру (по классу балалайки). Они играют в клубах, в ансамблях разного состава, работают музыкальными иллюстраторами («Да разве ж это работа — играть на балалайке?»), словом, работают по специальности. Они вращаются в высшем обществе — их постоянно приглашают на юбилеи, свадьбы, презентации. Они дают концерты в филармонии (в фойе), в Доме ученых (в ресторане). У них есть постоянная концертная площадка — привокзальная площадь (раньше частенько играли на Центральном рынке, но сейчас там стало негде развернуться — построили автостоянку, и «хорошему настроению» пришлось отказаться от рыночных отношений). У них даже есть своя бесплатная подтанцовка — вокзальные бомжи (вечная головная боль — ну как от них избавиться?). Зато нет конкурентов — они, наверное, единственный в городе уличный коллектив «народников». Причем эта музыка народна не только потому, что исполняется на народных инструментах, но и потому, что репертуарную политику «Хорошего настроения» определяет как раз сам народ — простым и очень демократичным способом — чего душа попросит.

Какие муси-пуси? Настоящий хит — «Мурка!»

Станислав Сабадаш: «для кайфа и собственного профессионального роста»

После восьми лет просьб «из зала» музыкантов «Хорошего настроения» можно считать самыми настоящими экспертами по части музыкальных пристрастий русского народа. Естественно, мне захотелось узнать, насколько соответствует «народный хит-парад» тем ротациям, которые составляются после долгого и высоконаучного исследования вкусов радиослушателей, телезрителей и т.д. Так вот, если верить нашим экспертам, то у русского народа сейчас нет тройки (или десятки) лидеров. Несмотря на ожесточенную борьбу, которую ведут в хит-парадах муси с пусями, народ наш в своих вкусах постоянен — и истинным хитом на протяжении уже многих лет является «Мурка».

Она неизменно лидирует с таким отрывом, что ее вполне можно было бы возводить в ранг русского народного гимна. А второго номера в ротации нет.

Дмитрий: «Мурка» — это хит номер один, а дальше… мода постоянно меняется. Разные песни просят. Кучина, Макаревича, «Битлз»… «Отель «Калифорния». Кстати, иностранную музыку чаще просят почему-то. Может, даже не столько услышать хотят, сколько нас проверить — можем сыграть или нет?

Андрей: Обычно все считают, что на балалайке можно играть только частушки, а на самом деле балалайка — это такой широкий инструмент! Она вполне может заменить скрипку, банджо… органные темы на ней тоже можно поиграть. Вообще с наибольшим успехом на ней можно играть партии синтезатора, баса, электрогитары… Мы как только начинаем что-то роковое играть — сразу такой успех! И чем дальше от балалайки инструмент — тем больше успеха у публики. Прикольно звучит! Ну тут, конечно, еще мастерство нужно… и улыбка!

Дмитрий: Мы ведь можем сыграть все, что на слуху. Что хотя бы один-два раза слышали. Рок или рок-н-ролл надо, конечно, послушать, чтобы снять нота в ноту, а вот попса, которую обычно просят, — ее можно варьировать всяко разно, добавлять что-то свое.

Станислав: Народное музицирование — оно ведь от исполнителя идет. Такого же нет в народе и никогда не было — чтобы кто-то что-то выучил и по нотам играет — все только на слух…

Дмитрий:…Как захочешь так играй, хоть ногой помогай — лишь бы народу нравилось, чтобы хотелось слушать. Главное — драйв должен быть. Кураж! Импровизация!

Джаз по-русски

Драйв, кураж и импровизация с «русской народной музыкой» обычно как-то не особенно ассоциируются. Скорее — с джазом (который, в сущности, тоже народная музыка, но «не наша»). Но ребята считают, что разница между этими двумя народами только в музыкальном строе, а подход должен быть таким же. И народная музыка настоящего времени — это ни в коем случае не «ансамбль русской песни и пляски ДК имени очередного юбилея», исполняющий тщательно разученную и отрепетированную «Березку», а меняющееся, сиюминутное, живое и свободное искусство. Которого у нас, к сожалению, фактически нет — хотя бы потому, что научить ему в стенах учебного заведения практически невозможно.

Станислав: В консерватории я учился играть на балалайке, а потом жизнь научила играть еще и на баяне. И я иду на базар и играю. А вот берем баяниста-профессионала — он не может сыграть со слуха, его этому не учили. То, чему учат, это нормальная академическая обработка. В консерватории учат классику, а то, чем занимаемся мы, за музыку вообще не считается. Там полгода учишь программу, потом педагоги слушают, ставят оценку… и все. Опять полгода сидишь. Концерты изредка бывают, но это закрытые концерты, для своих. Для людей вообще не играешь… хотя мы, вроде бы, «народники». А надо же играть, надо сыгрываться, надо деньги, в конце концов, зарабатывать!

Андрей: Студенты часто заканчивают вуз — и не могут ни организовать свой концерт, ни сыграть… Поэтому многие завязывают с музыкой вообще, уходят в коммерцию.

Станислав: А когда выходишь в люди и так вот начинаешь играть… это же просто общение — и столько эмоций сразу! Это так подстегивает! И когда чувствуешь, что от тебя энергия в народ идет, то вообще не думаешь уже ни о чем… даже о деньгах.

«Money, money, money»

Такие парни играют не по нотам, а от души!

Именно с этой песенки популярной некогда группы «АВВА» «Хорошее настроение» обычно начинает свои вокзальные концерты. Видимо, что-то вроде тонкого намека — мол, соловья баснями не кормят. Хотя на самом-то деле заработки от уличного музицирования не особо велики. Зато хорошая реклама самим себе — именно во время площадных концертов частенько подходят люди с предложениями сыграть на какой-нибудь презентации или юбилее, берут телефончики… Улица — мощная школа и хороший способ держать себя «в тонусе». И странно, и удивительно, что с музыкальными инструментами на улицу выходят в основном нищие, способные лишь фальшиво исполнить пару-тройку песен «под гармошку», да подростки, гундосящие под расстроенную гитарку русский рок и собирающие таким образом на пиво. Собственно, при таком раскладе музыка становится лишь поводом для выпрашивания у прохожих мелочи. А вот музыканты как раз и не используют возможности этого уникального зала, который одновременно является тренажером. Может быть, именно потому, что за это платят. Ведь у нас, в России, в кругу творческой интеллигенции как-то не очень принято зарабатывать деньги таким образом.

Станислав: За границей, в Европе это вообще принято — играть на улице, у нас — нет. Там профессиональный коллектив может вот так запросто встать и сыграть на улице — аура такая создается, просто неповторимая. У нас — нет. Мы же как начинали? Просто для кайфа и собственного профессионального роста. А заработки у нас разные. Максимум рублей по семьсот получается, если два-три часа поиграть. Но такое нечасто бывает, пару раз в году. И сильно зависит от того, как играем, какой у нас всех настрой… пресловутый драйв.

Дмитрий Тепляков: «Хоть ногой помогай — лишь бы народу нравилось»

Дмитрий: Все равно улица — она закаляет. Причем и в переносном смысле закаляет, и в буквальном тоже. Мы до минус 27 играем, дальше холодно уже. Мы за это время уже от всех комплексов избавились. Где мы только не играли… разве что в космосе.

Станислав: А что, кстати, в космос же сейчас за плату отправляют? Надо спонсоров таких найти и…

И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз…

…А почему бы и нет? Действительно, почему бы жителям Новосибирска, к примеру, не скинуться и не поделиться «Хорошим настроением» со всей Вселенной? В конце концов, уникальный коллектив. Можно сказать, трижды народный — ведь они на народных инструментах играют народную музыку нашего города в истинно народном ключе — по-научному его можно назвать «импровизационным», а если по-простому, по-русски — то «как душе угодно». И, может быть, в таком случае это привокзальное трио, любимое горожанами и удивляющее приезжих, появится наконец в официальном списке культурных достопримечательностей нашего города. И с космической орбиты по многочисленным заявкам землян зазвучит главный хит всея Руси — «Мурка» — и это, черт возьми, будет патриотично! И тогда у всех, не только у новосибирцев, будет «Хорошее настроение».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^