Новосибирск 3 °C

Главная тетя Кошка Театра кукол

28.08.2004 00:00:00

Ольга Гущина: «Даже когда ночью закрываю глаза, то думаю только о нем… о театре». Фото Сергея ПЕРМИНА

В кабинете главного режиссера Театра кукол в «красном углу» на стене висит портрет Сергея Образцова. «Кумир?» — поинтересовалась я. «Нет, — ответила Ольга Владимировна. — Просто я лично очень уважаю этого человека — как отца-основателя Центрального театра кукол, который теперь носит его имя; как режиссера, который в своей работе придерживался канонов традиционного кукольного театра, где главным действующим лицом всегда была тростевая кукла; как педагога, воспитавшего целую плеяду талантливых артистов, виртуозно владеющих куклой».

На заре своей режиссерской карьеры в 1997 году Ольга Гущина проходила стажировку в Центральном театре кукол. Вместе с эстонским режиссером Рэйном Агуром она ставила спектакль «Комедия ошибок». Говорит, что работа с образцовской труппой запомнилась ей прежде всего тем творческим духом, который витал тогда на сцене театра.

Старожилы утверждают, что режиссер в театре — лидер, за которым должна идти вся труппа. Задатки лидера у Ольги Гущиной просматривались уже в детстве. Сначала была зеленая лужайка в уютном дворике, где ребятня самозабвенно играла в театр, причем не просто в театр, а театр кукольный. Из реквизита у юных актеров тогда были в наличии румяные пупсики всех размеров, плюшевые мишки и зайчики, а главное — служившее ширмой детское одеяло, которое каким-то чудом удавалось стащить из дома без ведома родителей. Потом был драматический кружок «Чайка» при Доме культуры им. Калинина. Кружком руководила актриса театра «Красный факел» Клавдия Бесова. Несмотря на свой преклонный возраст, Клавдия Емельяновна была так молода душой, что могла «заразить» театром любого дворового хулигана.

— До встречи с ней я считала, что актеры слишком вычурные люди, поэтому общаться с ними трудно и неинтересно, — вспоминает Ольга Владимировна. — Клавдия Емельяновна, напротив, была очень добрая, интеллигентная женщина и замечательная рассказчица. Ее рассказы о театре, актерах, ролях мы могли слушать часами.

Из-под крыла заботливой «мамочки» Клавдии Бесовой вышли такие творческие «птенчики», как директор и художественный руководитель Музкомедии Леонид Кипнис, главный режиссер Омского театра кукол Борис Саламчев, главный режиссер драматического театра в Златоусте Борис Горбачевский и, конечно, главный режиссер Театра кукол Ольга Гущина. Все они, к большому удовольствию своей наставницы, поступили в Новосибирское театральное училище и добились успехов в творчестве.

— Если честно, то я поступала на драматическое отделение, — говорит Ольга Владимировна. — Но туда в то время требовались героини, а для героинь был установлен стандарт роста — не ниже 165 сантиметров. А я ростиком и до 160 не дотягивала. Меня не взяли, и я довольно долго переживала по этому поводу.

Так в 1972 году Ольга Гущина стала студенткой первого дневного набора отделения «Актер театра кукол», о чем впоследствии актриса и режиссер ни разу не пожалела. Педагог по сценической речи Людмила Садилова возила своих студентов по ведущим кукольным театрам страны. Ребята побывали в Ленинграде, Риге, Москве, Горьком, где своеобразными мастер-классами для них стали беседы с актерами-кукольниками, просмотр спектаклей, знакомство с закулисной «кухней» театров.

— В 1976 году я пришла в Новосибирский театр кукол, — вспоминает Ольга Владимировна. — Пришла уже с готовой ролью. Еще студенткой третьего курса училища я сыграла Золушку в одноименной сказке. А моей любимой ролью в театре был Жиган из спектакля «Р.В.С.» Гайдара. Скажу честно, хороших девочек играть гораздо труднее, чем шкодливых мальчишек. Я и по сей день как «играющий тренер» исполняю роль Кошки в спектакле «Кошкин дом».

В 1983 году актриса Ольга Гущина сделала два важных судьбоносных дела: родила сына Сережу и поступила на заочное отделение Ленинградского театрального института, факультет «Актер театра кукол». Пока мама совершенствовала свои знания на сессиях, маленький Сережа оставался под присмотром бабушек. Кстати, карьера актера так и осталась для него тайной, потому что закулисный ребенок вопреки всему выбрал для жизни совсем другую, далекую от творчества профессию. Сергей стал программистом, как и его отец.

Тринадцать лет назад у Ольги Владимировны появилась еще одна общественная нагрузка — она стала педагогом по сценической речи в Новосибирском театральном училище. Как человек творчески неугомонный, она превратила свои уроки в мини-актерские мастерские. На занятиях студенты ставили спектакли «Доктор Айболит», «Сказки Киплинга». На одном из таких учебных мероприятий побывал директор Театра кукол Николай Бирюля. В театре в то время как раз была вакансия — пустовало место главного режиссера. И опытный руководитель Николай Афанасьевич решил рискнуть, хотя, хитрец, знал наверняка, что «попал в точку».

— Давай, Ольга, принимай хозяйство, — предложил он Гущиной. — Теперь ты — главный режиссер театра.

— Самым тяжелым в этой ситуации стал для меня момент психологический, — говорит Ольга Владимировна. — Я, простая актриса театральной труппы, стала ее руководителем. Мужикам проще, у них нервы крепче, а женщины — создания с тонкой душевной организацией — каждый промах принимают как катастрофу. Признаюсь, мне было очень трудно, но, как говорится, не боги горшки обжигают. Человек может все преодолеть, была бы цель.

Первый спектакль, самостоятельно поставленный Ольгой Владимировной, был «Буратино». Яркая сказка о приключениях деревянного человечка стала для нее путевкой в жизнь. Режиссер, смеясь, рассказывает, сколько джинсов протерла на коленках, ползая по сцене. Ведь прежде чем начинать творческую работу над пьесой, необходимо «примерить» ее с технической стороны. За шесть лет работы в качестве главного режиссера театра Ольга Гущина поставила более двадцати спектаклей. Среди них первый взрослый спектакль — «Сон в летнюю ночь» — уже приобрел своих почитателей, которые с нетерпением ждут, когда он появится в афише театра на этот 71-й сезон.

Третьего декабря Новосибирский театр кукол отметит свой 70-летний юбилей. Главный режиссер театра обещает грандиозный праздничный концерт. А 71-й сезон откроется 4 сентября спектаклем для самых маленьких «Машенька и медведь».

В дальнейших планах театра подготовка новогодней программы, которая обычно проходит в фойе и на сцене театра: премьера спектакля по русским народным сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»; премьера спектакля «Золушка», над которым в качестве художника-постановщика будет работать выпускница Санкт-Петербургской театральной академии Елена Кучерова. И наконец, в июне планируется премьера сказки «Гуси-лебеди». Ну а для взрослых? Им Ольга Гущина обещает очередной спектакль, на этот раз по Мольеру, премьера — в следующем сезоне.

Трудовые будни главного режиссера не заканчиваются после шести часов вечера. Ольга Владимировна говорит, что даже когда ночью она закрывает глаза, то думает только о нем… о театре.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: