Это проверили на себе люди, у которых есть модное хобби историческая реконструкция
День календаря: День Бородина в последние годы приобрел статус военно-исторического фестиваля
Пусть будет все у нас как встарь, держи удар и сам ударь! Ролевая игра викинги под Новосибирском
Если мне покажут человека, который в детстве не играл в трех мушкетеров, не сражался с «врагами» на деревянных шпагах, не мечтал перенестись в эпоху средневековых рыцарей, не хотел побыть древним викингом, поносить шлем с рогами и тяжелый железный палаш, я очень удивлюсь. Однако, узнав, что в Новосибирске есть вполне взрослые люди, которые не просто играют в викингов и рыцарей, но воссоздают древние костюмы, оружие, предметы быта и живут в этом созданном ими мире, я тоже удивилась.
То, чем занимается мой собеседник Юрий Ермолаев, называется «историческая реконструкция». Увлеченные люди объединяются, берут за основу различные свидетельства: находки археологов, старинные описания, исследования ученых и реконструируют историю, заставляют «дела давно минувших дней» повторяться сейчас. Бывает, что только путем реконструкции удается выяснить какие-то исторические детали.
«Не сохранилось никаких свидетельств о том, как древние викинги крепили на головы шлемы, приводит пример Юрий. Мы много экспериментировали, примеряли эти шлемы на себя. В конечном итоге пришли к выводу, что это могло быть только так, а не иначе. Еще мы выяснили, что те художники и историки, которые изображают викингов исключительно в шлемах с рогами, ошибаются. Такие шлемы использовались только для ритуалов. Боевое обмундирование древних воинов было очень лаконичным, там не могло быть ничего, что могло помешать в давке корабельного боя ведь викинги были мореходами».
Настоящих реконструкторов в Сибири всего-то человек 3050
Профессиональных историков, по словам Юрия, среди «реконструкторов» (так они себя называют) немного. В основном этим занимаются люди среднего возраста самого разного статуса. Они расценивают это скорее как хобби, нежели как какие-то научные изыскания. В последнее время в реконструкторские клубы приходят студенты и школьники. Но они больше интересуются ролевыми играми по историческим сценариям, настоящая реконструкторская работа не всем по плечу. Тем не менее почти каждый реконструкторский фестиваль приносит что-то новое: «До нас дошло не так много информации о древних эпохах. Поэтому, если кто-то реконструирует какую-то одежду и докапывается до деталей: вот так пришивались пуговицы, вот так выкраивался воротник это открытие для всех, в том числе для историков».
Юрий Ермолаев увлекся исторической реконструкцией лет десять назад: «Все началось с ролевых игр, в которые мы играли студентами, рассказывает он. Я учился на электромеханическом факультете одного из технических вузов. Потом мы почти случайно попали на реконструкторский фестиваль, который устраивали „Волки Одина“ так называется Новосибирский реконструкторский клуб. Они занимаются эпохой викингов. Поддержку проекту оказывала писательница Мария Семенова, автор романов „Волкодав“, „Валькирии“. Прочитав ее книги о викингах, я просто „заболел“ ими».
По подсчетам Юрия Ермолаева, настоящих реконструкторов в столице Сибири человек 3050. Это весьма дорогое и хлопотное увлечение. Например, чтобы воссоздать по музейным экспонатам и описаниям древний ткацкий станок, понадобилось несколько лет кропотливого труда. На освоение технологии плетения тесьмы, которой викинги украшали свою одежду, у Юрия и его друзей ушло два месяца. «Взять, например, кожаную обувь, в которой ходили викинги, рассказывает Юрий. В те времена она наверняка ничего не стоила. Но представьте, как сейчас выделать кожу по рецепту, которому десять с лишним веков, сшить по лекалам, которым тоже десять веков
У нас в городе есть два человека, которые серьезно этим занимаются. Один скорняк. Он шьет из кожи обувь, одежду, доспехи. Другой кузнец, вручную выковывает оружие. Знаете, сколько стоит реконструкторский железный шлем древнего викинга? Двести долларов. Правда, в Новосибирске заработать на этом практически невозможно. Бывает, изделия наших мастеров покупают московские коллекционеры или члены реконструкторских клубов Москвы и Питера. Но в основном то, чем занимаются реконструкторы филантропия».
На исторические фестивали (в Новосибирской области они периодически проходят на станции Кошево Мошковского района) собирается людей гораздо больше, нежели 3050 человек. На последнее мероприятие, как вспоминает Юрий, приехало человек 750 любители ролевых игр. Кто-то играет по Толкиену, изображая эльфов и хоббитов, кто-то реконструирует реальные исторические события.
«Устраивали ролевую игру на тему Третьего крестового похода. Мы, „старички“, изображали сарацин, а молодежи уступили роли рыцарей. Они не хотели быть сарацинами, потому что считали их отрицательными героями. Вообще, у наших новосибирских реконструкторов наиболее популярна скандинавская тема. Хотя есть люди, которые реконструируют наполеоновскую эпоху. Их клуб называется „Третий гусарский полк“. Они сейчас в Москве готовят представление по случаю очередной годовщины Бородинской битвы. На самом деле, исторические реконструкции международная забава. В Польше, например, ежегодно проходит реконструкторский фестиваль викингов. На него собираются немцы, шведы, поляки, чехи. Очень хорошо реконструкторская работа поставлена в Казани. Там ее поддерживает правительство Татарстана предоставляет площадку, распространяет информацию. Ежегодно зимой под Казанью проходит крупнейший реконструкторский слет, собирается порядка двух тысяч человек. Сейчас они вплотную изучают монгольское нашествие один из самых загадочных периодов истории Руси, вызывающий наибольшее количество разночтений».
Самые крутые реконструкторские фестивали, как говорит Юрий Ермолаев, проходят в Москве, Питере и под Минском. Люди полностью переносятся в атмосферу VIII-X веков. Современная посуда, вилки там запрещены. Ходить можно только в домотканой одежде, готовить только на костре. «В прошлом году мы соорудили драккар так назвались лодки древних викингов и ходили на нем по озеру, продолжает Юрий. Я не могу описать ощущения, которые тогда испытывал, потому что это очень сложная гамма чувств. Возникает особая энергетика. Ты по-другому мыслишь, по-другому веришь, по-другому чувствуешь, по-другому ощущаешь себя и других. У людей открываются неведомые им ранее способности, обостряется интуиция, ускоряются реакции. Городские жители гиподинамичные жертвы урбанизации показывают чудеса силы и ловкости во время охоты или битвы. Лично для меня реконструкция увлекательное хобби, которым я занимаюсь по выходным. Я нормально чувствую себя в современной реальности. Но есть люди, для которых это образ жизни. Они в быту пользуются древними предметами, дома носят древнюю одежду (по себе я, кстати, могу отметить, что бегать по лесам в одежде викингов гораздо удобнее, чем, скажем, в камуфляже), молятся древним языческим богам. Был, например, случай, когда у драккара сломалось весло. Кто-то сказал, мол, это случилось потому, что мы не принесли жертву соответствующему богу. В соседней деревне купили двух баранов и принесли их в жертву. Но это было один раз. А вообще жертв мы не приносим. Не варвары все-таки. Тем более, в обычной жизни многие придерживаются христианских религиозных убеждений. Согласитесь, не пристало православному христианину приносить жертвы языческим богам. И сражаемся не железным оружием, а деревянным или текстолитовым во избежание травм. Достоверность, конечно, важна, но безопасность важнее. В этом году последнее мероприятие у нас пройдет в сентябре под Красноярском. Там будут бои на железе. Потом сезон заканчивается. А следующий начнется в мае с ролевой игры „Огнем и мечом“ по книжке Сенкевича. Это будет юбилейный десятый проект».
Единственное, что вызывает легкую досаду: у нас практически не реконструируют историю Сибири. Виной тому не только и не столько скудость исторических материалов о том, что происходило в древности на территории нашей малой родины, сколько отсутствие административной поддержки проектов исторических клубов. «Что такое возрождение казачества? рассуждает Ермолаев. Такая же историческая реконструкция, игра. Тем не менее в Ставропольском крае, например, есть комитет по делам казачества. Почему бы в Новосибирске не создать подобный комитет, который занимался бы вопросами возрождения исторических традиций? Ермак, между прочим, был казачьим атаманом».
Можно по-разному относиться ко взрослым дядям и тетям, бегающим в шкурах по лесам и сражающимся на деревянных мечах. Можно сказать, что это люди, не выросшие из детства, не сумевшие приспособиться к действительности и что их игры такой же уход от реальности, как компьютерная игромания или фанатизм спортивных болельщиков. Можно сказать, дескать, с жиру бесятся, выкидывают по 200 долларов на железные горшки, которые сэры-рыцари надевали себе на головы. Лучше б помогли сиротам. А можно, как это и происходит в Европе, поставить супермодное хобби небедных людей на административные рельсы и предложить его молодежи в качестве альтернативы наркотикам и ночным клубам с экстази и стриптизом. Лучше бегать по лесам в шкурах, чем валяться в подворотне со шприцем в руке. Наиболее продвинутые студенты придерживаются такого же мнения. За последние три года количество участников реконструкторских клубов в нашем регионе выросло в два раза.
Фотографии к материалу предоставлены Юрием Ермолаевым.