Новосибирск 6.2 °C

Вылечит ли Заельцовский бор детская железная дорога?

09.09.2004 00:00:00

Хотя детская железная дорога из проекта вот-вот превратится в реальность, страсти по поводу строительства не утихают. Только среди самых недавних событий — пикет «зеленых» на площади Ленина и брифинг, организованный пресс-центром Западно-Сибирской железной дороги. Позиция железнодорожников и мнения новосибирцев — на этой странице. Вам судить, на чьей стороне истина — посередине или на одной из сторон.

Трасса пройдет так, что снос деревьев будет минимальным

Такой видят проектировщики станцию Зоопарк

До сих пор в стране самой лучшей считалась детская железная дорога в Иркутске. Можно не сомневаться, что с пуском нашей лидер переменится. Первую очередь детской железной дороги железнодорожники намерены сдать уже в этом году, так что скоро уже не на эскизах, а воочию мы увидим, как тепловозы, стилизованные под старинные паровозы, потащат вагончики, окрашенные в цвета фирменного «Сибиряка». Все сделано по спецзаказу, что называется в «штучном» варианте. Сказочные фантазийные павильоны на станциях обязательно понравятся ребятишкам, по крайней мере проектировщики очень старались.

Детская железная дорога соединит две любимые горожанами зоны отдыха — зоопарк и Заельцовский парк — и протянется на 5,4 километра. В первый пусковой комплекс войдет трасса от станции Спортивная до станции Заельцовская протяженностью 2,6 км, два здания вокзала на станциях Спортивная и станции Зоопарк, три пассажирские платформы, наружные инженерные сети и пешеходный мост через реку Ельцовка. Вторая очередь строительства с выходом к пойме Оби доведет трассу от станции Спортивная до остановки транспорта «Заельцовский парк».

— Когда строительство детской железной дороги называют коммерческим проектом, на котором кто-то будет зарабатывать деньги, это никак не соответствует реальности, — сказал на недавнем брифинге заместитель начальника службы капитального строительства Западно-Сибирской железной дороги Александр Ковалев. — Мы рассчитываем оправдать эксплуатационные расходы, но не строительство. Только возведение первой очереди детской железной дороги оценивается в 135 млн рублей, однако поскольку это социальный проект, ни о какой окупаемости речь не ведется. Детская железная дорога для нас не аттракцион, а в первую очередь комплекс учебных, игровых, спортивных и культурных учреждений, предназначенных для обучения старших школьников железнодорожным специальностям и пропаганды этих специальностей. В учебном центре, совмещенном со зданием вокзала на станции Спортивная, будут заниматься ученики 8–11 классов. После прохождения учебного курса они будут осуществлять весь процесс управления подвижным составом — от дежурного по станции, кассира до машиниста локомотива.

Детская железная дорога будет работать пять месяцев — с мая по сентябрь, но пуск первой очереди произойдет уже в этом году. Конкретная дата названа не была: «Строительство идет ударными темпами, работаем даже без выходных».

Первоначально детскую железную дорогу планировалось пустить летом — в профессиональный праздник железнодорожников, но у надзорных органов к проекту оказались серьезные претензии. В результате экспертиза растянулась на целый год, последние согласования были получены только 2 августа. Как отметил Александр Ковалев, было выполнено четыре корректировки проекта.

— Первые поправки мы внесли уже после обсуждения проекта в общественных экологических организациях «Исар-Сибирь» и «Восхождение». Первоначально планируемая трасса уходила вглубь лесного массива, что вызвало серьезные возражения экологов. Как они мотивировали, это затронет места обитания живущих в парке птиц и зверей. Поэтому трассу проложили по окраине парка по существующим противопожарным просекам. Под саму трассу никаких вырубок не будет. Единственное место, где затрагиваем лес, — это поворот с одной просеки на другую, чтобы вписаться в радиус поворота. Первоначально к сносу предполагалось около двух тысяч деревьев, затем эта цифра была сокращена до тысячи, теперь — до нескольких десятков. Из проекта были исключены ремонтная база, депо, хранилище запасов топлива — все эти сооружения вынесены за пределы парка. Ремонт будет осуществляться в локомотивном депо станции Новосибирск-Главный, заправка — автозаправщиками без промежуточных хранилищ, непосредственно в локомотив. Выбросы в атмосферу будут только от двух локомотивов мощностью по 400 лошадиных сил — это сопоставимо с выбросами от грузового автомобиля.

— Одной из претензий государственной экологической экспертизы, устранение которой потребовало очень большого времени, был недостаточный анализ в проекте лесного покрова на территории парка, не нанесем ли мы ему урона. В результате появился целый научный труд с описанием всего, что растет и живет в Заельцовском бору с системой дальнейшего мониторинга состояния отведенной под детскую железную дорогу парковой зоны, — добавляет главный инженер проекта института «Сибжелдорпроект» Ольга Башарина. — Сам же проект изначально предусматривал снижение до минимума негативного воздействия на природу. Ни заказчик, ни проектировщик, например, даже не рассматривали ни угольный, ни мазутный источники теплоснабжения — только за счет электрокотельной. Второй, резервный источник питания будет на электроаккумуляторах. Чтобы сократить количество вырубаемых деревьев, отказались от насыпи в низких местах, ее заменяем эстакадой. Делаются подпорные стенки, «выгородка» отдельных деревьев. Изменения идут в том числе и в процессе трассировки. У нас иногда говорят, что поезд, похоже, будет ходить и поворачиваться, как автобус — огибая деревья.

В первом варианте проекта, как было сказано на брифинге, предполагалась вырубка двух тысяч деревьев, затем эта цифра сократилась до одной тысячи, теперь — до нескольких десятков деревьев.

Правда, дабы не грешить против истины, надо отметить, что уже сейчас вырублено гораздо больше: известно, например, об уголовном деле по факту незаконных вырубок. «Западно-Сибирская железная дорога вырубок не производила и Лесной кодекс не нарушала, — заявил Александр Ковалев. — Претензии предъявлены к проектно-изыскательской фирме, которая вела изыскательские, геодезические и проектные работы». Завершающей точкой можно привести слова, сказанные главным инженером проекта института «Сибгипротранс» Борисом Ганжой: «Все предпринимаемое Западно-Сибирской железной дорогой направлено на то, чтобы парк после строительства детской железной дороги остался в том виде, в каком он сейчас. Он станет даже лучше, поскольку будет более ухоженным, с благоустройством дорог и всей прилегающей зоны. Те, кто знает лыжную базу железнодорожников «Локомотив», могут представить, что в таком же порядке будет и территория детской железной дороги».

Без хозяина Заельцовский бор просто вымрет

Сегодня Заельцовский бор в таком состоянии, что выступления противников строительства детской железной дороги о сохранении его в первозданном состоянии кажутся мне просто странными. Парк загажен до невозможности. Здесь строят все кому не лень — коттеджи, гаражи, овощехранилища. Кругом свалки мусора. Нынешней весной с территории, прилегающей к зоопарку, мы вывезли больше ста машин мусора. Без хозяина парк просто вымрет, сохранить лесной массив рядом с мегаполисом иначе невозможно — это надо понимать четко. Западно-Сибирская железная дорога как раз и будет таким хозяином. Взгляните только, в каком образцовом порядке она поддерживает все свое хозяйство. Что касается вырубки деревьев, то на участке, где будет станция Зоопарк, они сносят 20 старых сосен, убирают гнилые тополя, а вместо них садят 150 саженцев пихт по два-три метра. Представляете, какая красота будет у нас лет через двадцать! Станет еще лучше, чем сейчас. В том, что на территории парка, отведенной под детскую железную дорогу, будет порядок, нисколько не сомневаюсь.

Ростислав ШИЛО, директор Новосибирского зоопарка


Бережное… разрушение

Заельцовский бор. Техника наступает

Общественная экологическая экспертиза, проведенная нами по проекту строительства детской железной дороги, дала отрицательное заключение. По проекту предлагалось вырубить несколько тысяч деревьев, причем практически в середине леса, нанося ему тем самым огромный ущерб. Уже к февралю у Западно-Сибирской железной дороги был подготовлен другой вариант проекта, из которого следовало, что дорога пройдет по краю парка, причем рубить потребуется не более тридцати деревьев, сосны из которых составят явное меньшинство. Сегодня, когда строительство уже идет, видно, что тысячи сосен, на которых уже стояли зарубки топором, действительно сохранили. Узкая довольно просека, чуть шире, чем была до строительства. Но идет она не по краю леса, а все же внутри него, где покрасивее, не так истоптано и не видно индустриальных пейзажей. Но этим дело не ограничивается. Многие лесные просеки разбиты большегрузным транспортом, массивные бетонные конструкции уродуют окружающий природный ландшафт. Даже если потом они превратятся в архитектурные и прочие красоты, бору будет нанесен непоправимый урон, умноженный после пуска дороги любителями развлечений.

Мы считаем, что строительство в Заельцовском парке детской железной дороги — это непродуманное и ошибочное решение, результатом которого в недалеком будущем может стать деградация уникального лесного массива. Сожалеем, что не рассмотрены никакие другие варианты строительства, а только через территорию парка. Что такое массивное вторжение начато до принятия проекта парколесоустройства городских лесов. Большие сомнения в экономической целесообразности проекта. Маловероятно, что даже наш самый большой монополист — МПС — сможет долго содержать этот убыточный объект. Достаточно посмотреть на судьбу аналогичных объектов в других регионах нашей страны. Не придется ли мэрии потом брать детскую железную дорогу себе на баланс? Нивелируется при таком исполнении и социальная значимость проекта. Развлечение на фоне деградирующей природы вряд ли приведет к позитивным результатам в воспитании наших детей.

Юрий ШИРОКОВ, президент Межрегионального общественного экологического фонда «ИСАР-Сибирь»


Опухоль на «легких» города

Мне часто приходится бывать в Заельцовском бору. Прихожу сюда, чтобы услышать тишину леса, полюбоваться величественными соснами, подышать чистым, с запахом хвои, листвы и трав воздухом. Заельцовский бор хорош со всех сторон. Всего 10–15 минут на муниципальном транспорте от площади Калинина, и вы в настоящем, Богом созданном лесу, наполняющем вас живительной энергией. Думаю, не один я, многие горожане с возмущением встретили новость о строительстве на живом теле Заельцовского бора — «легких» города — детской железной дороги. Как было написано в многочисленных рекламных статьях, это будет «многопрофильный комплекс железнодорожных, учебных, игровых, спортивных и прочих сооружений». Интересно, что за ростки культуры будут произрастать в детских душах на вырубленной территории леса?

Бору и сегодня крепко достается от людей. Нельзя не прийти в негодование, бродя по его узеньким тропинкам и просекам, утрамбованным колесами вездесущих автомобилей. Кругом масса брошенных полиэтиленовых емкостей, которые, как известно, не гниют тысячу лет, пустые тетрапаки из-под напитков, пачки от сигарет, газеты и т.д. В самом Заельцовском бору неоднократно видел сваленные самовалом мусор и другие в прямом смысле человеческие отходы, которые гниют, разлагаются, издавая смердящий запах, отравляющий вокруг все живое. Из леса практически исчезли все зверюшки, что и понятно. Любому и давно известно, что чем меньше людей в лесу, тем лучше самому лесу и всем его обитателям и сейчас крайне немногочисленным из-за невозможности близкого существования с человеком. Почему бы инициаторам этого, как пишет пресса, сильно недостающего подрастающему поколению новосибирцев проекта не подобрать какой-нибудь из многочисленных пустырей на окраинах города, захламленных техническими, бытовыми и строительными отходами так называемой цивилизации? Присмотрели бы такой пустырь, привели бы в должное состояние, насадили бы дорогих благородных деревьев, все обиходили, украсили и создали бы для детской железной дороги такой зеленый оазис. Где-нибудь в «сухарке» или «нахаловке», например. Вот это было бы действительно благородно, наши дети, внуки и правнуки спасибо сказали и добрым словом вспомнили своих предков. Ан нет! Надо обязательно строить в живом лесу.

Мало у нас в Заельцовском бору понастроено коттеджей с металлическими и каменными заборами! Мало угробленного санатория «Заельцовский бор» с его пляжем. Жуть! Теперь будет Вседетская Сверхжелезная Супердорога. Представляете, сколько всего понастроит Технократия, сколько повырубят деревьев, сколько железа проложат по Живому Телу Божьего Творения, сколько чудо-техники понагонят, сколько кирпича, бетона, щебня, шпал и прочего строительного материала понавезут, сколько гула будет на весь лес! И вместо щебетания птиц, и без того немногочисленных, стука дятла будем слушать металлический стук колес железнодорожных вагонов и звуки локомотива ТУ-7А, перевозящих старших школьников с железнодорожными наклонностями, некоторые из которых, расставив широко ноги, наверняка будут пить какое-нибудь Продвинутое Пиво и в открытые окна выбрасывать пустые бутылки. Не все, конечно, но и не без таких. Строительство ДЖД по Заельцовскому парку могут начать только те люди, кто совершенно не любит природу.

Сергей КОЗЛОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: