Новосибирск 4.9 °C

Чудовище из города мертвых

10.09.2004 00:00:00

При проведении раскопок в окрестностях села Манжерок (Алтай) новосибирские археологи обнаружили уникальный предмет — золотую пластину с изображением фантастического рогатого хищника. Золотая бляшка — чуть меньше спичечного коробка — была найдена в женском погребальном кургане и, как предполагают ученые, пролежала в земле две с половиной тысячи лет.

Сравните золотую пластину с ее графической версией

Алтайские земли всегда привлекают археологов. В их недрах прячется огромное количество тайн, приоткрыть завесу которых иногда могут только… мертвые. К ним — мертвым — в очередной раз и отправился кандидат исторических наук старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Бородовский. Вместе с ученым в экспедицию отправились студенты исторического факультета НГПУ и школьники историко-археологического объединения «Икар».

Прихватив с собой традиционный набор туриста — консервы, макароны, палатки и прочие атрибуты походной жизни, тридцать исследователей в конце июля ступили на землю Алтая. Разбили палаточный городок, устроились на ночлег. А по утренней прохладе, вооружившись лопатами, совками и малярными кистями, ушли раскапывать курганы. Старинные захоронения располагаются рядом с трассой, триста метров от Манжерка.

«Опять копаете, мертвых тревожите», — покачивают головами местные жители, завидя группу ребят, копошащихся в земле.

«Клад ищете? И много золота нашли?» — интересуются автотуристы.

Без этих фраз, адресованных «раскопщикам», не проходит и дня. Многие алтайские старожилы настороженно относятся к подобным работам. Говорят, что, после того как потревожат мертвых, всякие нехорошие случаи происходят. Мол, их души вылетают из могил и приходят лунными ночами в дома стариков. Иногда кого-то забирают с собой…. Медики констатируют естественную смерть от старости. Но людская молва утверждает, что людей забирают потревоженные призраки. Поэтому к археологам в алтайских селениях относятся с опаской и после их отъезда вокруг домов чертят шаманские круги.

Раскопки на Алтае

— Люди по-разному реагируют на наши работы. Кто-то с пониманием относится к исследованиям, кто-то считает, что мы занимаемся вандализмом, — говорит член экспедиции Анна Ледовских. — Один житель даже связал наши раскопки с трагическим событием прошлого года. Тогда на трассе, рядом с селом Манжерок, разбился мэр Барнаула. Также среди алтайцев постоянно циркулируют слухи, что после вскрытия могил на близлежащих дорогах начинают биться машины. Но самая распространенная версия — клады. В прошлом году на не завершенных нами раскопках мы обнаружили подкоп. Люди пытались пробраться в могильник, вероятно, посчитав, что там спрятано золото. По этой причине мы стараемся не сообщать широкому кругу о своих находках, тем более когда они особенно ценные. Да и сейчас после вашей публикации о золотой пластине нет гарантии, что люди не ринутся сюда искать горшки с золотом.

Горшков или сундуков золота в курганах Манжерка действительно пока не находили. Однако утверждать, что в алтайской земле нет сокровищ, не будет никто. Впрочем, понятие клада для каждого свое. Для археологов, например, любые древние предметы быта — находки ценные. И без таких «трофеев», по словам Андрея Бородовского, не обходится ни одна экспедиция. Но золотую бляшку с изображением чудища они обнаружили впервые. Для этого археологам пришлось раскопать шесть могил: две детских и четыре взрослых, одна из которых оказалась кенотафом. Кенотаф — это захоронение, в котором отсутствует мертвое тело. В древние времена, если прах покойного по каким-либо причинам оказывался недоступным для погребения, в могилу складывались только его личные вещи и ритуальные принадлежности. Этот обычай был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя.

Фото автора

— Судя по предметам, которые мы нашли в кургане, она принадлежала мужчине. Скорее всего, он погиб далеко от дома и его тело никто не нашел, — рассказывает Бородовский. — В ней лежали только колчан, пояс, нож… В других захоронениях мы обнаружили бронзовые и железные кинжалы, ножи, чеканки, зеркала, керамические сосуды с резным орнаментом. А в женских нашли украшения: оловянные, стеклянные и сердоликовые бусы, парные железные заколки для причесок. Но, конечно, основная находка — это золотая пластина.

«Я найду в этой могиле кувшин. Вот копну сейчас поглубже, и он обязательно будет здесь, в изголовье», — спорили девушки на дне женской могилы. Одна из них была Аня Ледовских.

— Мы долго разбирали каменное строение этого погребения. Затем пришлось копать почти на два метра вглубь, пока добрались до скелета, — продолжает Аня. — По обычаям пазырской культуры, к которому и принадлежат эти могилы, в ней должен быть керамический кувшин. Он являлся сопроводительным предметом для входа в загробный мир. Рядом с женскими останками лежали бордовые и голубые бусы, сережки, гвоздевидные заколки, были и кости жертвенного животного — барана. А кувшина, как назло, не было. Но мы не отчаивались и продолжали «зачищать» скелет. Вдруг что-то блеснуло. Это и была золотая пластина со странным рисунком — что-то вроде волка с рогами.

То, что нашла Ледовских, оказалось действительно уникальной вещью. И не только из-за драгоценного металла. Основная ценность в самом изображении.

— Подобная пластина была найдена только в 1976 году в Кызыл-Джаре, — отмечает Андрей Павлович, — ее нашел археолог из Москвы. Однако изображение на ней было смазанным. На нашей бляшке оттиск четкий, ясно проглядываются все детали рисунка: уши, когтистые лапы, ветвистые рога. По некоторым признакам можно определить, что это ювелирное украшение было сделано в V — 1V веке до нашей эры. Основой для изготовления этого предмета служило клише, и только потом оттиск дорабатывался вручную. Это изделие пришивалось к женскому головному убору и было чем-то вроде оберега. Он не только служил амулетом для конкретной женщины, но и охранял жизнь и благополучие всего ее рода. Впрочем, придется еще изучать находку, чтобы определить ее точное функциональное назначение. Но уже сегодня можно сказать — это химера. Для этого времени вполне обоснованно связывать изображение химер — рогатых хищников — со сценами терзания. В древнегреческой мифологии химера являлась чудовищем, опустошавшим все вокруг. Позднее образ химеры олицетворял зло.

Нынешняя экспедиция могла не состояться. Поначалу алтайские власти категорически запрещали Андрею Бородовскому и его группе проводить раскопки на своей земле.

— Было странно выслушивать аргументы официальных лиц, что, дескать, раскопки мертвых — дело опасное, — рассказывает Андрей Бородовский. — Пришлось мне вести долгие переговоры, доказывать необходимость подобных исследований. В итоге пришли к мирному соглашению.

Сегодня алтайские трофеи новосибирских археологов находятся в музее Института археологии и этнографии СО РАН. Однако новосибирцы увидят их не раньше чем через год — полтора. Все это время их будут изучать историки и археологи. А через три-пять лет находки отправятся на родину — Алтай. Так что в Новосибирске химера — гость временный.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: