Новосибирск 2.7 °C

Операция Помидор

11.09.2004 00:00:00

Операция «Помидор»

Как журналисты «ВН» пытались продать на рынке плоды своего труда

Когда моложавая рекламная бабушка, ни в малейшей степени не похожая на деревенскую жительницу, говорит вам, как хорошо иметь домик в деревне, не верьте. Хорошо трескать сметану из магазина с испеченными бабушкой блинами. А попробуйте по-настоящему пожить в деревне, поработать на огороде, походить за скотиной, своими руками надоить от коровки молочка, на ручном сепараторе сбить сметанку. Да Бог с ней, с коровкой. Хотя бы вырастить помидоры-огурцы, собрать их и заготовить на зиму так, чтобы ничего не пропало и солений-варений хватило на все девять месяцев — столько времени в нашем климате длится зима. То-то же!

У меня сил хватает на обработку примерно половины всего урожая, после чего банки с солеными помидорами начинают сниться в кошмарных снах. Коллега, недавно ставший счастливым обладателем пресловутого домика в деревне, оказался товарищем по несчастью. Мысль отнести дары природы на рынок и продать родилась спонтанно, когда мы делились «огородными» впечатлениями.

Обязанности поделили следующим образом: я стою за прилавком, а коллега обеспечивает транспорт, переноску тяжестей и физическую защиту от возможных конкурентов. Дома я сложила помидоры в 20-литровое ведро. «Вот, — думала, — продам, разбогатею и куплю кофточку в ГУМе, которая мне понравилась неделю назад». Я еще не знала, что даже от продажи двух 20-литровых ведер помидоров денег можно выручить разве что на заднюю часть трусиков-стрингов.

Жадность, как и следовало ожидать, меня сгубила. Наполнив ведро, я обнаружила, что не могу оторвать его от пола. Других ведер в нашем доме не было. Зато нашлась плетеная корзина, купленная много лет назад на рынке города Сочи. В корзину вместилось около семи килограммов даров природы.

Следующий этап подготовки «девушки с рынка» — выбор одежды. Мой традиционный наряд — брюки-капри, джинсовая куртка и остроносые туфли — не слишком соответствовал образу. Я решила нарядиться типичной дачницей, для чего достала с антресолей мамину дачную ветровку, брюки со стрелками, которые использую в качестве домашней одежды по причине их полного несоответствия сегодняшней моде, а на голову повязала платочек леопардовой расцветки — других не было. С тем мы и отправились на рынок.

Торговый день начался с подъема в семь утра. Обычно я появляюсь на работе к девяти: пока высплюсь, пока уложу волосы, пока сделаю макияж, пока оденусь. Кроме того, надо накормить завтраком мужа и кота, помыть за ними посуду, прибрать в доме. Но коллега велел быть готовой в восемь: занять место, разложить товар, подготовить разменную монету и все такое. Я приперлась ненакрашенная, непричесанная и не сомневалась, что имидж мне удался.

— Почем, девочка, твои помидоры? — первым ко мне подошел среднего возраста мужичок. Покупать, судя по виду, не собирался, так, приценивался.

— За всю корзинку прошу сто сорок. Семь килограммов по двадцать рублей. Будете брать — дешевле отдам, — пролепетала я заученный текст.

За два часа торговой эпопеи — на большее нас не хватило — кроме мужичка, ко мне подошли две женщины. Одна спросила, нет ли у меня хрена. Другая была готова купить килограмм помидоров, но не всю корзину. Больше покупателей не было.

Отправляясь на рынок, я сильнее всего боялась, что торгующие бабушки закидают нас помидорами, скажут: мол, мы тут в поте лица прибавку к копеечным пенсиям зарабатываем, а вы, молодые, конкуренцию создаете. Идите работать! Однако бабушки оказались настроены вполне миролюбиво. С ближайшей соседкой по прилавку мы очень быстро познакомились и разговорились.

Виктория Григорьевна, так зовут мою собеседницу, расценивает торговлю на рынке не как прибыльный бизнес, а как тусовочное мероприятие. Самое большее, сколько можно заработать, торгуя лучком да укропчиком, — сто рублей в день. Иногда бывает вообще пусто: с чем приходишь на рынок, с тем и уходишь. Зато общение. Все завсегдатаи прилавка друг друга знают. За разговорами время летит незаметно.

— Первый раз я на рынок вышла, когда муж умер, — вспоминает Виктория Григорьевна. — Жила тогда в частном секторе на Бронных переулках. Соседки увидели, как я маюсь, и говорят: «Бери что-нибудь с огорода и приходи на рынок. Мы там целыми днями стоим. А на людях все-таки легче, чем в пустой усадьбе один на один со своим горем». После смерти мужа частный дом Виктории Григорьевне пришлось продать — женщине одной с ним не управиться. Вместо дома дети купили квартиру и дачу. Но к торговле она так пристрастилась, что сейчас возит дары природы на рынок с «фазенды». Последняя, к счастью, не так далеко от города.

Соседки научили Викторию Григорьевну, как вязать в пучки лук и укроп, как располагать товар на прилавке, в какую тару укладывать. Плетеная корзина, объяснила Виктория Григорьевна, существенно снизила мои шансы продать помидоры. Во-первых, сложно определить ее емкость на глаз. Другое дело ведро. Во-вторых, уж больно нетрадиционно она смотрится.

— Почем ваш укропчик? — нашу беседу прервала женщина лет пятидесяти. — Как он у вас такой получается: мягкий, пушистый? У меня стерня какая-то вместо укропа растет…

По словам Виктории Григорьевны, в это время года самый ходовой товар — чеснок и… хрен. Помидоры-огурцы люди предпочитают покупать с машин у оптовиков. Чеснока с хреном у них не найдешь, а какие соления без этих приправ? Многие пенсионерки по осени делают бизнес на наборах для засолки. Рвут в огороде смородиновые и вишневые листья, зонтики укропа, увязывают в пучки. Продают по пятерке за штучку.

— Дачники — они же раззявы, — констатирует Виктория Григорьевна. — Привезет баба ведро помидоров, соберется солить, а у нее никаких приправ — забыла. Снова на дачу не поедешь, в магазине не купишь. Куда бежать? К нам.

Весной выгоднее всего торговать луком и редиской. Товар копеечный, но люди, истосковавшиеся за зиму по зелени, берут охотно, поэтому можно продать много. А если посадить редиску в парнике и вынести ее на рынок при полном отсутствии конкурентов, то получится неплохая прибыль.

Успех торговли, продолжала Виктория Григорьевна, зависит не только от товара, но и от места, от времени суток, от дня недели. К вечеру покупателей становится гораздо больше, чем утром. Самые торговые дни — выходные. Приходят как раз те, у кого нет своих дач и домиков в деревне. Что касается места, то рынок, который выбрали мы, — далеко не самый бойкий. Лучше всего торговать у метро. Но там гоняют. Причем дяденьки-милиционеры не просто просят бабушек уйти, а расшвыривают на землю помидоры-огурцы и давят колесами машин. На территории базара можно продавать плоды своего труда спокойно. Со старушек даже не берут денег за амортизацию прилавков. А с молодых собирают. Когда 100, когда 50 рублей. От чего зависит эта сумма, никто не знает. Наверное, от настроения администратора.

Торгуют в основном, конечно же, бабушки. Хотя попадаются и дедушки. У них, что интересно, получается лучше. Может, потому что покупательнице-женщине инстинктивно хочется общаться с продавцом-мужчиной. Может, потому что мужчины предлагают товар с шутками-прибаутками и охотно сбавляют цену, если видят, что покупатель — не дурак поторговаться. Женщины, как правило, стоят за прилавком со скорбными лицами. Некоторые ради того, чтобы что-то продать, на разные ухищрения пускаются. Одна, например, приходит в восемь утра, занимает весь прилавок и никого за этот прилавок не пускает, чтоб конкуренцию не создавали. Да только это все бесполезно. Для удачной торговли аура нужна. Замечали ведь: стоят в ряду продавцы, у всех одинаковый товар по одинаковой цене, но один продавец вам нравится больше других. Чем — сказать невозможно, потому что умом этого не понять.

Покупатели — главным образом домохозяйки средних лет. Молодежь и старики к сельскохозяйственным прилавкам почти не подходят. Когда приходят отцы семейств с «авоськами» и списками необходимых покупок, написанными женским почерком, — у продавцов праздник. Это самые любимые покупатели. Они берут помногу и не придираются. С покупательницами тяжелее. Иногда попадаются такие противные: полчаса простоят у прилавка, каждую помидорку на свет рассмотрят, в конечном итоге ничего не купят, да еще выскажутся в том духе, что неизвестно, чем вы свои помидоры удобряли, какими руками собирали — опасно у вас покупать. Чего тогда было прицениваться? Кабачки, картошку, морковку иногда покупают южные торговцы. Для них это экзотические плоды. Хотят попробовать. Но больше одного раза обычно не берут.

Бывает, товар у бабушек воруют. Приятельница Виктории Григорьевны давеча отвернулась от прилавка поговорить. Оборачивается, а кабачка нет. Я еще понимаю, когда на барахолке шмотки с прилавков прут. Но кабачок у бабки?!

К Виктории Григорьевне подошел очередной покупатель, заинтересовавшийся пучком петрушки. А у меня — ни души…

За время нашего общения у моей соседки купили два или три пучка укропа, кучку морковки. В общей сложности на 26 рублей.

Операцию «Помидор» можно считать провалившейся, а мои мечты разбогатеть на торговле плодами своего труда разбитыми. Впрочем, коллега с утверждением насчет полного провала не согласен. Часть непроданных помидоров я засолила, часть раздала знакомым «на халяву». Вожделенная кофточка по-прежнему висит в ГУМе.

Зато теперь мы «теоретически» подкованы, знаем рынок и готовы поделиться «секретами» профессии с нашими читателями. Плюс еще гонорар за статью! Хотя…

…Извините, никому помидоры не нужны? Со своего огорода, недорого, и лучше — оптом!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: