Свою первую серьезную награду Владимир Спиваков получил в 13 лет, выступая на фестивале «Белые ночи» в Петербурге. Своих тогдашних детских ощущений не помнит, а что касается наград и званий, то об этом говорит так:
У Наполеона есть хорошая фраза: «Этими побрякушками можно очень легко управлять людьми»
Поэтому его награды «не смущают, не потрясают», он относится к ним очень спокойно.
Среди длинного наградного списка маэстро начиная со звания народного артиста, Государственной премии СССР и ордена Дружбы народов и заканчивая высшими государственными наградами зарубежных стран мы нашли и малую планету, названную его именем, и орден Почетного легиона. Последний был вручен Спивакову правительством Франции, а учрежден, между прочим, Наполеоном Бонапартом, которого так любит цитировать маэстро, говоря о суетности бытия.
В Новосибирске Спиваков и «Виртуозы Москвы» дали два юбилейных концерта. «Виртуозам» в этом году 25. А «главному виртуозу» 12 сентября исполнилось 60. Хотя выглядит Владимир Теодорович
О хобби
В детстве музыкант увлекался боксом. Скрипка и боксерские перчатки журналисты очень любят играть на этом контрасте. Маэстро не возражает и с удовольствием поддерживает тему. В одном из СМИ он рассказал занятную историю, случившуюся, когда он с оркестром летел
Бокс очень помог мне в жизни, говорит Спиваков. Сейчас, конечно, не занимаюсь. Но некоторым достается, если они того заслуживают. Сейчас в основном плаваю и поднимаю тяжести
Из других увлечений живопись, поэзия и литература. На свое шестидесятилетие он получил в дар великолепную живописную работу. «Одного из русских мастеров», говорит музыкант, не уточняя имени.
Подарок поистине королевский
Лучшего для себя подарка известный ценитель искусств, коллекционер и участник престижных международных аукционов и желать не мог.
Основную часть его живописной коллекции составляют художники круга Дягилева. Собирать русское искусство начал, еще когда в мире на него не было спроса и работы мастеров стоили буквально гроши.
О скрипке и дирижерской палочке
Играет Спиваков на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование:
Сам бы я купить такую скрипку не смог, она стоит очень больших денег. Советские артисты, а я таковым являлся, 95% своих гонораров, как известно, отдавали государству. Того, что оставалось, хватало на пропитание и пару рубашек. Поэтому никаких накоплений, естественно, не было. Две семьи на Западе соединились и купили для меня этот инструмент. Я им не владею, после того, как я закончу играть, эта скрипка перейдет обратно им, уже как «скрипка Страдивари- Спивакова»
Дирижерская палочка маэстро тоже «инструмент с историей» подарена великим Леонардом Бернстайном, у которого Спиваков в свое время учился дирижерскому мастерству. С тех пор он не расстается с ней никогда:
Она всегда в скрипичном футляре. Это мой талисман. «Храни меня мой талисман ».
Пушкина Владимир Теодорович цитирует часто, в том числе и тогда, когда речь идет о великой силе искусства:
Пушкин очень точно сказал, что «искусство учит вдохновенью». Человек, вдохновленный произведением искусства, сам становится креативным началом. А ведь именно благодаря этому креативному началу способности
Культуру музыкант понимает широко, для него это «и милосердие, и сострадание, и духовность, и религия, и искусство, и дебаты в парламенте». В этом контексте размышления маэстро о политике, судьбах России, роли русской провинции и проч. вовсе не кажутся отвлечением от основной темы.
О нашей несчастной стране
Себя человеком аполитичным, как многие деятели искусств, Владимир Теодорович не считает, и все же, признается, предпочитает держаться от политики несколько в стороне:
Я не люблю ввязываться в это дело. Политика часто, как сказал несчастный Фирс у Чехова, это когда «человека забыли». Если речь заходит о политических инициативах, я для себя разграничиваю это «для человека» или это многослойный пирог, с которым без десяти поллитров разобраться невозможно Исправить такое положение я не могу, и это вызывает у меня чувство глубокой досады и огорчения. События в Беслане лишний раз это подтвердили непозволительно, когда разные партии в своих интересах используют трагедию, выворачивая, ее, как шкуру, наизнанку
То, что происходит сегодня в России, ему нравится и не нравится одновременно.
Нравится:
Что есть определенное движение и желание не только разрушать, но и создавать создали Национальный филармонический оркестр Построили замечательный Московский международный Дом музыки, событие, сопоставимое с восстановлением Храма Спасителя, памятник всем, кто принимал участие в этом деле.
Не нравится:
Отсутствие полной правды, чувство недоверия, огромная разобщенность, которая есть в сегодняшнем обществе . Мысль Паскаля о том, что человечество это «один человек, живущий вечно», в России не работает пока. Черт знает почему, но в России это еще Лермонтов сказал продвигаются те, кто идет назад
И все же, признается Спиваков, во всех иных государствах, где довелось бывать и жить, он всегда ощущал себя стопроцентным иностранцем,
Нашу несчастную страну
О звездах
Импресарио Владимира Спивакова знаменитый Мишель Глотц, многие годы работавший с Каллас и Каратьяном, не так давно издал книгу с названием «Зажечь звезду», где проговаривает
В этом вопросе, считает Спиваков, все зависит от самых разных аспектов от самого человека, обстоятельств, удачи, нервов, здоровья, политической ситуации
От взяток не зависит, это точно А вообще, чтобы стать звездой, необходимо три основных компонента талант, достойные примеры, которых в России предостаточно, и нужны большие препятствия, это мы тоже имеем в избытке. Чем темнее ночь, тем ярче звезды
Музыканты оркестра «Виртуозы Москвы» достаточно долгое время жили в Испании, оркестр существовал под патронажем принца Астурийского. Потом многие из них пожелали вернуться в Россию. Маэстро вообще полагает, что ситуация меняется к лучшему, и разъехавшиеся по всему миру российские музыканты будут постепенно возвращаться в страну.
Наверное, это продиктовано нашим менталитетом, тем, что мы выросли в определенной культуре. Иосиф Бродский, вспомните, когда жил в Америке, писал: «Мы приехали сюда не жить, а доживать»
Своеобразной «бархатной революцией« в оркестровом мире, способной препятствовать оттоку молодых музыкантов на Запад, можно считать и создание Сиваковым Национального филармонического оркестра России, куда пришли музыканты не только из Российского Национального, но и из оркестров Гергиева, Темирканова и некоторые российские артисты, вернувшиеся из Германии Это очень важно, чтобы появилась возможность хорошо работать и зарабатывать здесь
***
Себя Владимир Теодорович считает оптимистом:
Пессимист это человек, который в каждой возможности видит трудность, а оптимист в каждой трудности возможность». Я всегда вижу в трудности возможность и всегда надеюсь
Если бы ему предложили сыграть историю его жизни, он сыграл бы «Чакону» Баха. Именно Бах с «его особенной архитектоникой, особой гармонией и той особой абстракцией, которая делает его музыку годной для каждого человека, любой страны, любой национальности», особенно близок ему:
В музыке Баха есть великое противостояние, в ней есть вечное
И всегда, когда маэстро бывает нехорошо когда «ночь темна» и душа находится в смятении, сомнении и страхе, он берет свою знаменитую скрипку работы Антонио Страдивари и начинает играть. И бывает достаточно десяти минут, чтобы в смятенной душе все улеглось, и она вновь обрела свою гармонию и покой