Новосибирск 2.1 °C

«Если бы меня попросили сыграть мою жизнь, я сыграл бы «Чакону« Баха…»

25.09.2004 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

Свою первую серьезную награду Владимир Спиваков получил в 13 лет, выступая на фестивале «Белые ночи» в Петербурге. Своих тогдашних детских ощущений не помнит, а что касается наград и званий, то об этом говорит так:

— У Наполеона есть хорошая фраза: «Этими побрякушками можно очень легко управлять людьми»…

Поэтому его награды «не смущают, не потрясают», он относится к ним очень спокойно.

Среди длинного наградного списка маэстро — начиная со звания народного артиста, Государственной премии СССР и ордена Дружбы народов и заканчивая высшими государственными наградами зарубежных стран — мы нашли и малую планету, названную его именем, и орден Почетного легиона. Последний был вручен Спивакову правительством Франции, а учрежден, между прочим, Наполеоном Бонапартом, которого так любит цитировать маэстро, говоря о суетности бытия.

В Новосибирске Спиваков и «Виртуозы Москвы» дали два юбилейных концерта. «Виртуозам» в этом году — 25. А «главному виртуозу» 12 сентября исполнилось 60. Хотя выглядит Владимир Теодорович лет на 10–15 моложе — очень подтянут и подчеркнуто элегантен. Может, все дело в спорте, который он называет в числе своих хобби?

О хобби

В детстве музыкант увлекался боксом. Скрипка и боксерские перчатки — журналисты очень любят играть на этом контрасте. Маэстро не возражает и с удовольствием поддерживает тему. В одном из СМИ он рассказал занятную историю, случившуюся, когда он с оркестром летел из Буэнос-Айреса в Рио-де-Жанейро: пришлось заставить угомониться разбушевавшегося француза, грубо пристававшего к женщине с ребенком. После прилета в Рио газеты написали, что «маэстро Спиваков спас самолет от террористов».

— Бокс очень помог мне в жизни, — говорит Спиваков. — Сейчас, конечно, не занимаюсь. Но некоторым достается, если они того заслуживают. Сейчас в основном плаваю и поднимаю тяжести…

Из других увлечений — живопись, поэзия и литература. На свое шестидесятилетие он получил в дар великолепную живописную работу. «Одного из русских мастеров», — говорит музыкант, не уточняя имени.

— Подарок поистине королевский…

Лучшего для себя подарка известный ценитель искусств, коллекционер и участник престижных международных аукционов и желать не мог.

Основную часть его живописной коллекции составляют художники круга Дягилева. Собирать русское искусство начал, еще когда в мире на него не было спроса и работы мастеров стоили буквально гроши.

О скрипке и дирижерской палочке

Играет Спиваков на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование:

— Сам бы я купить такую скрипку не смог, она стоит очень больших денег. Советские артисты, а я таковым являлся, 95% своих гонораров, как известно, отдавали государству. Того, что оставалось, хватало на пропитание и пару рубашек. Поэтому никаких накоплений, естественно, не было. Две семьи на Западе соединились и купили для меня этот инструмент. Я им не владею, после того, как я закончу играть, эта скрипка перейдет обратно им, уже как «скрипка Страдивари- Спивакова»…

Дирижерская палочка маэстро тоже «инструмент с историей» — подарена великим Леонардом Бернстайном, у которого Спиваков в свое время учился дирижерскому мастерству. С тех пор он не расстается с ней никогда:

— Она всегда в скрипичном футляре. Это мой талисман. «Храни меня мой талисман…».

Пушкина Владимир Теодорович цитирует часто, в том числе и тогда, когда речь идет о великой силе искусства:

— Пушкин очень точно сказал, что «искусство учит вдохновенью». Человек, вдохновленный произведением искусства, сам становится креативным началом. А ведь именно благодаря этому креативному началу — способности что-то создавать — он и стал гомо сапиенс.

Культуру музыкант понимает широко, для него это «и милосердие, и сострадание, и духовность, и религия, и искусство, и дебаты в парламенте». В этом контексте размышления маэстро о политике, судьбах России, роли русской провинции и проч. вовсе не кажутся отвлечением от основной темы.

О нашей несчастной стране

Себя человеком аполитичным, как многие деятели искусств, Владимир Теодорович не считает, и все же, признается, предпочитает держаться от политики несколько в стороне:

— Я не люблю ввязываться в это дело. Политика часто, как сказал несчастный Фирс у Чехова, — это когда «человека забыли». Если речь заходит о политических инициативах, я для себя разграничиваю — это «для человека» или — это многослойный пирог, с которым без десяти поллитров разобраться невозможно… Исправить такое положение я не могу, и это вызывает у меня чувство глубокой досады и огорчения. События в Беслане лишний раз это подтвердили — непозволительно, когда разные партии в своих интересах используют трагедию, выворачивая, ее, как шкуру, наизнанку…

То, что происходит сегодня в России, ему нравится и не нравится одновременно.

Нравится:

— Что есть определенное движение и желание не только разрушать, но и создавать — создали Национальный филармонический оркестр… Построили замечательный Московский международный Дом музыки, событие, сопоставимое с восстановлением Храма Спасителя, — памятник всем, кто принимал участие в этом деле.

Не нравится:

— Отсутствие полной правды, чувство недоверия, огромная разобщенность, которая есть в сегодняшнем обществе…. Мысль Паскаля о том, что человечество — это «один человек, живущий вечно», в России не работает пока. Черт знает почему, но в России — это еще Лермонтов сказал — продвигаются те, кто идет назад…

И все же, признается Спиваков, во всех иных государствах, где довелось бывать и жить, он всегда ощущал себя стопроцентным иностранцем, и по-настоящему «дома» чувствует себя только в России. На вопрос, какую страну он находит самой красивой, маэстро, не задумываясь, отвечает:

— Нашу несчастную страну…

О звездах

Импресарио Владимира Спивакова — знаменитый Мишель Глотц, многие годы работавший с Каллас и Каратьяном, не так давно издал книгу с названием «Зажечь звезду», где проговаривает в общем-то очевидную истину, что звездами в конечном итоге становятся люди, которые являются звездами сами по себе….

В этом вопросе, считает Спиваков, все зависит от самых разных аспектов — от самого человека, обстоятельств, удачи, нервов, здоровья, политической ситуации…

— От взяток не зависит, это точно… А вообще, чтобы стать звездой, необходимо три основных компонента — талант, достойные примеры, которых в России предостаточно, и… нужны большие препятствия, это мы тоже имеем в избытке. Чем темнее ночь, тем ярче звезды…

Музыканты оркестра «Виртуозы Москвы» достаточно долгое время жили в Испании, оркестр существовал под патронажем принца Астурийского. Потом многие из них пожелали вернуться в Россию. Маэстро вообще полагает, что ситуация меняется к лучшему, и разъехавшиеся по всему миру российские музыканты будут постепенно возвращаться в страну.

— Наверное, это продиктовано нашим менталитетом, тем, что мы выросли в определенной культуре. Иосиф Бродский, вспомните, когда жил в Америке, писал: «Мы приехали сюда не жить, а доживать»…

Своеобразной «бархатной революцией« в оркестровом мире, способной препятствовать оттоку молодых музыкантов на Запад, можно считать и создание Сиваковым Национального филармонического оркестра России, куда пришли музыканты не только из Российского Национального, но и из оркестров Гергиева, Темирканова и некоторые российские артисты, вернувшиеся из Германии… Это очень важно, чтобы появилась возможность хорошо работать и зарабатывать здесь…

***

Себя Владимир Теодорович считает оптимистом:

— Пессимист — это человек, который в каждой возможности видит трудность, а оптимист — в каждой трудности — возможность». Я всегда вижу в трудности возможность и всегда надеюсь…

Если бы ему предложили сыграть историю его жизни, он сыграл бы «Чакону» Баха. Именно Бах с «его особенной архитектоникой, особой гармонией и той особой абстракцией, которая делает его музыку годной для каждого человека, любой страны, любой национальности», особенно близок ему:

— В музыке Баха есть великое противостояние, в ней есть вечное…

И всегда, когда маэстро бывает нехорошо — когда «ночь темна» и душа находится в смятении, сомнении и страхе, он берет свою знаменитую скрипку работы Антонио Страдивари и начинает играть. И бывает достаточно десяти минут, чтобы в смятенной душе все улеглось, и она вновь обрела свою гармонию и покой…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: