Корреспондент «ВН« побывала в одной из самых необычных школ нашего города
«Школа-интернат
В школе N 37 сейчас учатся 160 человек. Примерно 65 из них приезжают сюда из районов области и живут в интернате. У пятерых родители умерли, и они живут с опекунами бабушками и дедушками. Остальные городские, домашние. Здешние обитатели оказались приветливыми, улыбчивыми, охотно позировали перед фотокамерой и интересовались, когда они смогут прочесть о себе в газете.
Как говорит Ирина Анатольевна, количество учеников последние пять лет практически не меняется. Казалось бы, их должно быть год от года меньше ведь медицина не стоит на месте. Но наряду с новыми способами лечения нарушений слуха появляются новые препараты, которые негативно воздействуют на слуховой аппарат, количество генетических нарушений растет, появляются доселе неведомые инфекции. Согласно медицинским документам, треть учеников школы получили свой недуг в результате лечения антибиотиками, еще столько же ребят родились с отсутствием слуха вследствие генетических заболеваний. Нередко бывает, что малыш рождается с нарушениями слуха, если мама во время беременности перенесла краснуху или ребенок получил родовую травму. В медицинских картах детей часто встречается диагноз под названием «неясная этимология».
Раньше в школе обучали только неслышащих детей. Но два года назад стали брать и слабослышащих. Дело в том, что ближайшая школа для слабослышащих находилась в Искитиме. Мало кто из любящих родителей готов отдать свое чадо в интернат и видеть раз в неделю по выходным. К тому же, выпускать в год по нескольку человек экономически невыгодно. Директор пошла навстречу родителям и вскоре выявила положительный педагогический эффект от своего новшества неслышащие ученики стали более раскрепощенными. «Слабослышащий ребенок при наличии слухового аппарата может без посторонней помощи сформировать речь. Причем, чем раньше у него появится слуховой аппарат, тем лучше он будет говорить. Неслышащий не может начать говорить без специального обучения. объясняет Ирина Анатольевна. На самом деле, полная глухота встречается довольно редко. У большинства инвалидов по слуху
Классы в этой школе рассчитаны
Развитие информационных технологий существенно облегчило жизнь учителям и ученикам школы. Благодаря коррекционной компьютерной программе «Видимая речь» дети могут разговаривать не только с учителем или другими людьми, но и с умной машиной. Для многих она гораздо более удобный собеседник: не будет расстраиваться или ругаться
С помощью компьютерных программ, разработанных Институтом электронных
Компьютерные технологии здесь преподают с нулевого класса. Преподаватель информатики и физики Елена Землякова сама выпускница школы. После
Воспитатель Эдуард Захаркевич тоже инвалид по слуху. В школе был активным спортсменом. Поступил в физкультурный техникум. Участвовал в параолимпийских Играх.
К седьмому классу ученики осваивают искусство «считывать с лица», овладевают устной речью и дальше осваивают школьную науку по обычной программе для обычных детей.
Среди бывших учеников школы есть личности весьма выдающиеся. Максим Ахмедзянов стал художником. Когда он учился на первом курсе художественного училища в Питере, его работы брали на выставки в Париж. В Новосибирск Максим, естественно, не вернулся. Живет
Ну а из тех, кто не стал художником или писателем, получаются хорошие водители. Зрительное восприятие у этих ребят острее, чем у слышащих. На дороге они ведут себя внимательнее и собраннее. Кроме того, у людей, лишенных слуха, очень развита способность чувствовать телом. Ни один слышащий водитель не ощущает габариты машины, ее вибрации, покачивания так, как глухой.
Специальности водителя, а еще мастерству парикмахера, ремеслу швеи и навыкам оператора ПК учат прямо в школе. Можно поступить в училище и освоить профессию
Большинство ребят предпочитают по окончании школы поступать в ИСР НГТУ, либо в Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха
Самая модная профессия у них сейчас дизайнер, продолжает Ирина Зайцева. Очень часто из них действительно получаются неплохие художники, модельеры, стилисты, оформители. В отличие от нас с вами, мыслящих словами, неслышащие люди мыслят образами. Поэтому передать свои мысли в красках, в картинах у них получается лучше.
Одиннадцатиклассница Таня Рагулина твердо решила, что будет модельером. По словам педагогов, очень талантливая. Ей пятнадцать лет, а она уже учится в выпускном классе, потому что программу одного из предыдущих освоила экстерном. При этом успевала заниматься в центре детской моды
После школы Таня мечтает учиться в Питере. Только бы родители отпустили! Таня хотела ехать вместе с подругой Настей Шкуратовой. Настя обожает рукодельничать, ее мечта факультет
В свободное от учебы время Настя и Таня любят слушать музыку и танцевать. Они и петь умеют. Правда, не словами, а жестами. Девушки уже готовятся к выпускному вечеру и разучивают песню «Школьная пора».
Света Якимук после школы мечтает стать учительницей или актрисой. Для этого ей нужно научиться хорошо говорить. Свете очень трудно она, в отличие от своих слабослышащих подруг Тани и Насти, совсем не слышит. Но Света старается изо всех сил. Нам она сообщила, что очень любит читать. Особенно романы и вещи в стиле фэнтэзи. Имя любимой писательницы Джоан Роулинг будущая актриса произносит вполне разборчиво. Еще ей нравится вязать крючком. Модели для вязания она берет в Интернете. И вообще любит компьютер. Только не тупые
Летом многие девушки собираются поехать в Болгарию на сбор фруктов. Несколько выпускников прошлого года, скооперировавшись с такими же, как они, ребятами из других городов, ездили в братскую страну. Неплохо там заработали. Учителя очень переживали, боялись: обманут, денег не заплатят, продадут в рабство Но все получилось здорово: и заработали, и отдохнули, и фруктов наелись, и вернулись домой как раз к началу абитуриентской кампании.
В советском обществе мир инвалидов был как бы отделен от мира всех остальных людей. Государство платило им пенсии и велело «не высовываться», чтобы не портить радужную картину страны поголовно счастливых и здоровых людей, каким пытались представить Советский Союз во времена «холодной войны». Сейчас, слава Богу, времена изменились. Наше общество
Они так же хотят работать, нормально зарабатывать, создавать семьи, жить полноценной жизнью. Наша задача научить их этому. Не все станут художниками, писателями, программистами, артистами. Но если каждый из них сможет пойти в магазин и без сурдопереводчика пообщаться с продавцом, объясниться с работником ЖЭУ, внятно сказать таксисту, куда нужно ехать, познакомиться с девушкой, поговорить с друзьями это уже большой шаг на пути возвращения людей с ограниченными возможностями в общество, считает Ирина Зайцева.