Новосибирск 4.8 °C

Что происходит в Югре и почему это нас интересует?

30.09.2004 00:00:00

Будущее России во многом зависит от развития Северного Приобья

В сегодняшней непростой обстановке, когда мы говорим о России, мы обязательно вспоминаем о том, что государство наше не простое, а особенное. Не в том смысле, что мы лучше других, а в том, что от них отличаемся. И отличия эти нужно не только знать, но и изучать. А это означает, что прежде всего мы должны изучить сами себя, то есть российские регионы. И наша Сибирь в этом смысле — место уникальное.

В Сибирском отделении Российской академии наук реализуется интересный проект: «Адаптация населения в Сибири: этапы, механизмы, результаты». В рамках этого проекта в Новосибирске вышла книга трех авторов — Юрия Попкова, Евгения Тюгашева и Галины Выдриной. Название звучит сурово-научно: «Этноконфессиональные процессы в современной Югре». А если выразиться по-простому — это уникальная работа сибирских ученых, которые на примере одного российского региона, расположенного, кстати, не так далеко от нас, рассмотрели, как меняется мир и мы вместе с ним.

Назовем место — Ханты-Мансийский автономный округ, или, как его сейчас называют, Югра. Назовем время — последнее десятилетие. Назовем причины: Ханты-Мансийский автономный округ — один из крупнейших в мире нефтедобывающих районов, который является не только частью Российской Федерации, но и частью финно-угорского мира. Поэтому он постоянно находится в центре внимания и мусульманского мира, и западного.

Сибирские ученые изучали не только то, как живут сегодня здесь коренные народы Севера, но и как строятся межнациональные отношения. Последний фактор в XXI веке становится решающим…

Причем речь ведь не только о жизни коренных народов — ханты и манси. Понятно, что эта жизнь определяется освоением нефтегазовых ресурсов региона. Сегодня, делают вывод новосибирские социологи, ведущей силой этносоциальных процессов являются как раз трудовые коллективы нефтепромышленного комплекса.

Стоит напомнить, что по покупательной способности Ханты-Мансийский округ занимает третье место в стране и уровень жизни там сопоставим с уровнем жизни в столице. Проживают здесь представители 120 национальностей. По численности 80 процентов населения — славяне. А вот динамика: количество чеченцев выросло в сорок раз, при том, что представители финно-угорских народов «прибавили» лишь в 1,6 раза.

Поскольку в новых реалиях бывшие наши соседи стали иностранцами, то один из выводов следующий: две трети иностранцев, работающих в округе, — украинцы. Сегодня, когда фактор терроризма заставляет взглянуть на все несколько иными глазами, мы не можем пропустить мимо следующий факт: среди турецких строителей на территории округа те, кому это положено, выявили и депортировали за пределы России пятерых бывших членов широко известной террористической организации «Серые волки». И сегодня уже не кажется фантазией тот факт, что в книге Тома Клэнси «Красный Октябрь» Третья мировая война как раз и начинается, потому что в Нижневартовске исламские террористы взрывают нефтекомплекс…

Как же относятся к приезжим местные? Оказывается, чем крупнее населенный пункт, тем хуже отношение. Не будем рассуждать о политесах. Вот факты: в некоторых городах до 70 процентов школьников начальных классов — это дети мигрантов, которые не только не владеют русским языком, но и не хотят его изучать. А если еще учесть, что сегодня численность народа ханты вполне сопоставима с численностью молдаван и азербайджанцев, то… становится ясно, что не все так просто.

И в самом деле непросто. Не только для нас, но и для всего мира. Ведущие эксперты полагают, что в наступившем XXI веке мир неизбежно начнет осваивать обширные сибирские пространства с их огромными запасами природных ресурсов. Никто не спорит, что качество сырья у нас — на высшем уровне. К тому же

теракты в Сибири пока считаются маловероятными…

Во всяком случае уже сегодня в Ханты-Мансийском округе работает 140 предприятий с иностранным капиталом и 20 представительств зарубежных компаний. Глобализация, как водится, ускоряет все процессы. Поэтому слова губернатора Ямало-Ненецкого округа Юрия Неелова: «Чихнут ханты — и это скажется на экономическом самочувствии России» не кажутся преувеличением.

А ведь в большой политике возможны, как говорится, варианты. Не будем поминать пресловутый международный империализм — достаточно сказать, что в 1992 году учредительный конгресс народа манси принял решение об образовании Мансийского автономного округа. А инспирировано оно было, оказывается, вполне конкретными людьми в Свердловской области… Фактор влияния большого бизнеса исключать нельзя — многие политики признают, что от имени коренных народов говорят люди, не имеющие к ним никакого отношения. Проблема в том, что нужно учесть и интересы России в целом, и интересы населения округа, и интересы аборигенов, не забыв при этом о нефтяных компаниях.

Сложная ситуация проявляется в отношениях между местным и пришлым населением. Конфликты — это не только историческое прошлое, но и настоящее. Например, в 2000 году в одном из поселков были отмечены выступления русских против дагестанцев, в другом — татар против азербайджанцев, в третьем — чеченцев против тех же азербайджанцев. Согласно опросам, напряженность в межэтнических отношениях более всего ощущает славянское население — около 40 процентов русских и украинцев заявили о проблемах в этой сфере.

Отдельно следует сказать о молодежи. Новосибирские ученые отмечают у нее «конфликтогенный потенциал этноконфессионального сознания». В ряду жизненных ценностей «интернационализм и дружбу народов» молодежь определила только на 13-е место. Характерно, что почти половина молодых людей до 20 лет высказывает неприязненное отношение к некоторым национальностям, тогда как у людей старшего возраста эта доля в два раза меньше. Интересно, что нет ни одного молодого человека, который одобрил бы брак русской с грузином, узбеком или чеченцем.

Если молодежь говорит о важности укрепления правопорядка, то население округа в целом самым главным считает создание дополнительных рабочих мест. Нельзя не прислушаться к выводу новосибирских ученых: «Обстановка в округе находится накануне больших перемен: в ближайшие годы в жизнь войдет молодежная группа, не особо ценящая стабильность».

Не все так просто и в отношениях между коренным населением. Здесь есть свои проблемы — все адаптировались по-разному. Возьмем, например, русский язык — в сельских районах на нем говорят две трети ханты и манси. Вот факты: 85 процентов городских и 40 процентов представителей коренных народов не знают родного языка. Это плата за «прогресс».

Кстати, родившиеся от смешанных браков русских и представителей коренных народов в подавляющем большинстве по паспорту числятся как представители северных народов. А вот отвечая на вопрос, кем они себя считают, почти половина из них говорят, что считают себя одновременно и представителями народов севера, и русскими. Только русскими называют себя девять процентов.

Хотя мы много говорим о проблемах в межнациональных отношениях, ни в коем случае нельзя забывать о проблемах социальных. О последних говорят, возможно, меньше, но влияют они абсолютно на все стороны жизни представителей всех народов, живущих в Югре. Когда лидеров национально-культурных объединений, представителей органов власти и интеллигенции спросили: «Каким проблемам в межнациональных отношениях должен быть отдан приоритет в законодательных актах округа?», картина получилась следующая: социальные — 52%, экономические и финансовые — 32; культуры и языка — 25, коренного населения — 21%. Характерно, что всего шесть процентов опрошенных считают, что в органах власти существует некое национальное лобби.

Очень важным сегодня является сотрудничество всех национальных объединений как между собой, так и с органами власти. Есть интересы общие, есть свои, особенные. А как определить интересы, которые важны населению округа в целом? Вот и возникает потребность в разработке такой идеологии, которая учитывала бы интересы всех народов, живущих на конкретной территории, и, что немаловажно, обеспечивала бы духовное единство всего населения. В Ханты-Мансийском автономном округе такая идеология сформулирована — это идеология Югры.

Опыт весьма ценный в российском масштабе, потому что эта идеология, с одной стороны, подчеркивает этническое своеобразие региона, с другой — говорит о новой общности людей, которые живут в бассейне Средней Оби. И, что немаловажно, по своему содержанию эта идеология шире идеи сохранения самобытности коренных народов.

Как отмечают специалисты, сам термин Югра уже закрепился в самосознании людей: «Он не просто внедряется в массовое сознание, но и подхвачен этим сознанием». Кстати, само это слово означает название народов ханты и манси на языке другого народа — коми-зырян: «уг» означает вода, а «ра» — народ. То есть речь идет о «народе воды».

Уж чего-чего, а воды здесь хватает. Под землей — крупнейший в мире артезианский бассейн, на поверхности — 2000 рек и 300000 озер. Почти половина территории приходится на болота. Не случайно поэтому, что этнографы говорят о «цивилизации на болотах». Все это применимо и к сегодняшнему дню. Ведь и города, и стойбища, и нефтяные вышки — это не более чем островки среди болот. Так что люди воды — это не только представители коренных народов, но все, кто здесь живет. Понимание важности единства присутствует у всех. Вот что пишет мансийский писатель Ю. Шесталов: «Запад и Восток сойдутся на Севере, сольются». Но пока Запад и Восток спорят друг с другом, на Севере, по мнению новосибирских ученых, за три десятка лет освоения нефтегазоносной провинции Тюменской области сложилась «особая популяция населения, состоящая из смеси коренных сибиряков и неопервопроходцев, потомство которых уже адаптировалось, в том числе и психологически, к местным условиям».

Весьма показательно, что уже второе поколение «новых сибиряков», то есть те, кому сегодня от 19 до 30 лет, предпочитают местный отдых. Они хотят отдыхать там, где живут. И для них Среднее Приобье это не просто место работы — это Родина. Их принцип ясен: «Север — не пристанище для временщиков, Север — это навсегда».

Сегодня российская экономика, как бы ее ни расхваливали, все равно держится только на нефти. Чтобы приобрести новое качество, нужно время, а значит, по-прежнему нужна нефть. Югру часто называют «Северным Кувейтом», подразумевая прежде всего роль, которую этот регион играет и будет играть для страны в ближайшем будущем. Поэтому то, что мы привыкли называть внутренней политикой, здесь является политикой внешней. Наверное, это хороший пример для всех: «Югорская платформа общего будущего России основывается на тезисе, что территория Югры, территория Сибири и территория России — место не временного, а постоянного проживания… За нашим краем и страной большое будущее».

Так и должно быть!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: