Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Он был в небе 5000 часов

2004-10-13

Бориса Анатольевича Орлова — заслуженного летчика-испытателя, рекордсмена мира, члена сборной команды Советского Союза по высшему пилотажу, хорошо знают в Новосибирске. Судьба связала его с нашим городом, хотя родом он из Канска Красноярского края. В начале войны семья Бориса переехала в Новосибирск. В то время все мальчишки бредили авиацией. В своей книге «Записки летчика-испытателя», изданной в 1999 году, Борис Орлов вспоминает: «С чего все началось? Наверное, с того неосознанного стремления залезть куда-нибудь повыше, заставляющего многих ребятишек карабкаться на деревья и забираться на крыши домов. Каждый ребенок мечтает в детстве кем-нибудь стать — кто врачом, кто пожарным, кто милиционером, кто летчиком. Далеко не всегда это желание сохраняется надолго, еще реже оно сбывается. Мне в этом отношении повезло: удалось осуществить детские мечты о небе».

Авиация притягивала к себе всегда: «любимыми игрушками были самолеты, авиационная, так сказать, тематика доминировала в моих детских рисунках. Если же случалось увидеть пролетевший низко самолет… то это событие вызывало почти языческий восторг не только у меня, но и у всей ребятни. Мы бегали вприпрыжку по улице, пока самолет не скрывался за крышами домов, выкрикивая: «Ероплан, ероплан, посади меня в карман!» А если с самолета сбрасывали листовки, то для детей это был предел мечтаний. Листовки ведь были в кабине самого самолета, поэтому их трогали, рассматривали, даже нюхали.

В Новосибирске самолетов тоже хватало. Зелено-голубые Яки, выпускаемые на Чкаловском заводе, носились над городом, даже выполняли пилотаж, чего делать по инструкции не разрешалось. Борис и его друзья «во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двух-

этажного дома все поближе к небу, жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики».

Однажды Борис Орлов был свидетелем страшной катастрофы. «…Гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом, над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на центральной магистрали Новосибирска Красном проспекте, недалеко от нашей улицы»… Вместе с самолетом погиб летчик-испытатель Василий Старощук. Но и это событие не охладило желание стать летчиком.

Как-то на трамвайной остановке Борис увидел ребят с большими фанерными ящиками, в которых лежали модели самолетов. Узнал, что те занимаются в авиамодельной секции. Дело было летом, кружок не работал, но через окно Борис с друзьями увидел множество самых разнообразных моделей, а в углу стоял самый настоящий самолет.

«Назад пути не было. Как только секция открылась, я в нее записался, а через некоторое время построил свое первое летающее сооружение — коробчатый воздушный змей. Так, в 1944 году я приобщился к авиамоделизму, впервые потрогал руками настоящий самолет, посидел в его кабине и больше уж не мыслил свою жизнь без того, чтобы хоть каким-то боком не прилепиться к авиации».

Кроме авиамоделизма, Орлов занимался парашютным, самолетным спортом. Окончил Новосибирский авиационный техникум, Новосибирский аэроклуб, Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ. Потом восемь лет работал в Новосибирском аэроклубе инструктором-летчиком, командиром звена, штурманом.

Но этого ему было мало. Он хотел быть летчиком-испытателем и вскоре учился в школе летчиков-испытателей и Московском авиационном институте.

30 лет отдал работе в ОКБ имени Микояна, испытывал новую, самую современную боевую авиационную технику и принимал непосредственное участие в ее создании. Борис Антонович Орлов установил мировой рекорд, налетав свыше пяти тысяч часов и совершив более десяти тысяч посадок.

11 октября 1974 года летчику-испытателю Орлову за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был единственным летчиком из Новосибирска, получившим Звезду Героя в мирное время. Остальные десять наших летчиков-героев получили звание во время войны.

Борис Орлов награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

За год до смерти вышла в свет его книга «Записки летчика-испытателя».

«Взяться за эти записки меня побудило не столько стремление оставить потомкам свое жизнеописание, сколько желание и возможность поделиться с читателем, интересующимся авиацией, своими соображениями о специфике летного труда, с некоторыми событиями, в коих мне довелось участвовать; рассказать о самолетах, хорошо мне знакомых и представляющих интерес с точки зрения участника их создания и испытаний, а также рассказать о близких мне людях, оставивших заметный след в авиации».

В память об известном летчике на здании Новосибирского аэроклуба была установлена мемориальная доска: «Здесь учился и работал с 1951 по 1963 год Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Борис Орлов». И приняли решение присвоить Новосибирскому аэроклубу имя Бориса Орлова.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
14.04.2021 Детифото
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год