Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Когда тошнит от людей…

14.10.2004 00:00:00

Годы, проведенные в детском саду, я до сих пор вспоминаю с ужасом. Из-за нянечки Нины Ивановны. А еще меня до сих пор тошнит от одного вида манной каши и я ни при каких обстоятельствах не могу спать днем. Дело в том, что Нина Ивановна обещала зашивать рты тем, кто во время сончаса не спит, а хихикает или перешептывается с соседями по кроватям. С отсутствием аппетита Нина Ивановна боролась не менее оригинальным методом: брала за волосы и тыкала лицом в манную кашу.

В школе я больше всего на свете боялась Селедку. Так звали нашу учительницу математики. Вернее, звали ее Цецилия Исааковна, а мы прозвали ее Селедкой за болезненную худобу, глаза навыкат и то количество соленых слез, которые мы пролили из-за нее. Селедка выдергивала девочкам сережки из ушей, прилюдно собственноручно брила мальчикам головы. В те времена нельзя было носить в школу украшения, а прически допускались только: для девочек — косы, для мальчиков «под Котовского». Единственное «ласковое» прозвище, которым Селедка называла нас и которое возможно употребить на страницах газеты, — «архаровцы».

В институте я чуть не бросила учебу на третьем курсе. Преподавательница исторической грамматики Галина Николаевна придиралась к каждой букве, к каждому знаку, не давала никакой возможности ни списать, ни воспользоваться подсказкой. Не помню, сколько раз я ходила сдавать ей экзамен. От «вылета» из вуза меня спасло только то, что, когда мы уже были на 4-м курсе, Галину Николаевну куда-то «ушли», а новая преподавательница исторической грамматики приняла у нас «хвосты» с первого раза без всяких придирок.

И Нине Ивановне, и Цецилии Исааковне, и Галине Николаевне было примерно по сорок лет, все они были женщинами одинокими, не слишком удачливыми по части карьеры. Теперь я отношусь к ним с сочувствием и пониманием. Потому что знаю: практически в каждой школе, детском саду, вузе есть педагог, а зачастую не один, который чрезмерно придирчив и агрессивен по отношению к детям. В 90 процентах случаев причина — «синдром эмоционального выгорания».

В мировой психологии термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен в 1974 году американским психиатром Фрейденбергом. В США, Японии, Швеции, Дании, других странах с высоким уровнем технологий и ускоренным темпом жизни «синдром эмоционального выгорания» стал просто эпидемией. Она грозит превратиться в пандемию, потому что риск «эмоционального выгорания» тем больше, чем выше у человека темп жизни, чем больше информации ему приходится усваивать, чем с большим количеством людей общаться.

В России первые исследования на тему эмоционального утомления у учителей, врачей, медсестер были предприняты еще в 20-х годах прошлого века. Но потом эта тема долгое время была под запретом. Отечественные психологи начали открыто изучать и обсуждать «синдром эмоционального выгорания» лет 10 назад.

— Мы редко встречаем эмоционально не выгоревших учителей, — говорят специалисты Новосибирского центра образования и здоровья «Магистр».

Специалисты «Магистра» уделяют основное внимание изучению синдрома эмоционального выгорания у учителей. Хотя…

— Синдрому «эмоционального выгорания» подвержены не только учителя, но и люди, чьи профессии связаны с проявлением эмпатии, то есть сочувствия другим людям, — рассказывает психолог высшей категории, заместитель директора образовательного центра «Магистр» Надежда Артемова. — В современном мире больше, чем кто-либо, эмоциональному выгоранию подвержены сотрудники социальных служб и служб спасения. В группе риска также врачи, менеджеры, чья работа заключается в постоянном общении с клиентами, журналисты, которым тоже приходится много общаться с разными людьми.

«Эмоциональное выгорание» педагогов наиболее опасно для общества. Люди, страдающие от «эмоционального выгорания», не в состоянии устанавливать нормальный контакт с людьми. Они относятся к ним, как к вещам. Синдром выгорания резко сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Страдающий этим синдромом учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срывать на них свою злость. Эта модель отношений может впоследствии повлиять на склонность детей к такого же рода эмоциональному сгоранию. «Если в раннем школьном возрасте ребенку не дать почувствовать себя личностью и не научить любить учиться, то есть опасность, что личностью он не почувствует себя никогда», — комментирует Надежда Артемова.

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного случая. Однако, что касается профессии педагога, в значительной степени риску «эмоционального выгорания» подвержены и молодые специалисты.

— У них высока степень эмоциональной распахнутости, они находятся во власти юношеского максимализма, — объясняет руководитель лаборатории «Психология здоровья» центра «Магистр» Елена Кушнеренко. — Чаще всего «сгорание» происходит у тех, кто работает страстно, с особым интересом и испытывает разочарование, если не удается добиться желаемого результата.

«Сгорающие» люди — это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты. Согласно наблюдениям психолога Кристины Маслач, автора книги «Сгорание — плата за сочувствие», женщины в большей степени подвержены сгоранию, чем мужчины, интроверты — больше, чем экстраверты. Одинокие люди — отдельная категория. У них риск эмоционального сгорания выше в разы по сравнению с теми, кто имеет полноценную личную жизнь.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, утрата остроты чувств. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать. Если на первых порах неприязнь к ученикам, больным, клиентам еще можно сдержать, то затем скрывать свое раздражение удается с трудом и периодически случаются выплески озлобленности. Заключительная стадия — психосоматические нарушения. Само присутствие другого человека вызывает реальное чувство тошноты — вплоть до рвоты, головную боль. Начинается апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем. Многие бизнесмены, работающие с людьми, расслабляются в казино. Внешне состояние эмоционального выгорания выражается в предельной сдержанности и замкнутости — этакий человек в футляре, жаждущий полного покоя. У этих людей наблюдается высокий уровень тревожности.

Психолог центра «Магистр» Наталья Буравцова выделяет три фактора, играющие существенную роль в эмоциональном сгорании: личностный фактор, ролевой и организационный. «В жизни мы постоянно находимся между Я и ТЫ. Если человек совсем забывает о Я и полностью растворяется в ТЫ — сгорание неизбежно. «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех!« — носитель такой установки может эмоционально сгореть не только на работе, но и в семье. Жена, жертвующая собственной реализацией в обществе ради карьеры мужа, мать, живущая ТОЛЬКО ради сына или дочери, подсознательно ожидает награду за свою жертву. Но окружающие воспринимают ее поведение как должное. Через годы вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий. Говоря о ролевом факторе, нужно отметить, что сгорание происходит в тех случаях, когда в коллективе присутствует нездоровая конкуренция, неблагополучный морально-психологический климат, работа человека оценивается как незначимая. Организационный фактор. Здесь сгорание связано с многочасовой, отнимающей много эмоциональных и физических сил работой».

На Западе абитуриенты вузов, где готовят социальных работников, педагогов, врачей, психологов и прочих специалистов, входящих в группу психологического риска, проходят тесты на определение склонности к эмоциональному сгоранию. В социальные работники или спасатели, к примеру, берут тех, у кого порог эмоциональной чувствительности достаточно высок. У нас количество сторонников раннего профотбора по этим показателям невелико. Поэтому в «Магистре» работают над профилактикой «синдрома эмоционального выгорания» у уже состоявшихся специалистов.

Итак, что можно сделать для того, чтобы предотвратить сгорание?

Во-первых, совершенно неправильно поступают те руководители, которые экономят деньги на аренде помещений и рассаживают сотрудников в офисе «на головы друг другу». Это касается и тесных учительских в школах, и неуютных ординаторских в больницах. А уж о менеджерах и журналистах, работающих по 10–20 человек в помещениях, уставленных компьютерами и телефонами, говорить нечего, — продолжает Надежда Артемова. — Ведь у каждого человека есть свое психологическое поле. При слишком близком контакте с другим человеком оно «сминается». Именно поэтому в переполненных автобусах происходит столько конфликтов. Причем большинство из них — на пустом месте. Во-вторых, насыщенное общение следует компенсировать полным одиночеством. В Японии, например, многие топ-менеджеры практикуют для своих сотрудников дневной сон во время рабочего дня. Наши руководители, наверное, дойдут до этого не скоро. Тем не менее для специалиста, работающего с людьми, необходимо 2–3 часа ежедневного запрета на контакты с другими людьми. В-третьих, условия для релаксации. Это не слишком сложно: поставить в комнате психологической разгрузки удобное кресло, пальму в кадке, аквариум с рыбками. Впрочем, все перечисленное — факторы внешней защиты. Они значимые, но не главные. Какими бы комфортными ни были условия труда, если человек лишен возможности профессионального роста, неудовлетворен работой, делает ее «через силу» — он рискует эмоционально «выгореть». Поэтому лучшая профилактика — возможность творческой, инновационной деятельности на рабочем месте и поощрение этой деятельности, правильная профориентация. Ну и, разумеется, насыщенная личная жизнь в свободное от работы время.

Советы руководителю

Если вы не хотите, чтобы ваши сотрудники через 5–10 лет работы с вами стали отмороженными психопатами, постарайтесь:

1) дать им максимальное представление о миссии вашей фирмы;

2) предельно четко объяснить каждому служащему его функции, права и обязанности;

3) создать благоприятный психологический климат в команде;

4) обговорить с сотрудниками перспективы их карьерного роста в вашей фирме;

5) выработать традиции совместного отдыха;

6) не забывать о системе поощрений.

Советы рядовому специалисту

Если к сорока годам вы не хотите стать депрессивным, вечно брюзжащим циником, алкоголиком или игроманом, то:

не игнорируйте первые симптомы усталости. Одна из главных предпосылок «эмоционального выгорания» — зверски серьезное отношение к работе;

любите себя или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться;

перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а просто деятельность;

перестаньте жить за других, их жизнью. Живите, пожалуйста, своей;

находите время для себя. Вы имеете полное право на личную жизнь;

если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно.

Склонны ли вы к эмоциональному выгоранию

Представьте, что вы по предварительной договоренности пришли на очень важную для вас встречу. А ваш визави говорит: «Извините, у меня заболела жена (обокрали квартиру, сын разбил машину, сгорела дача и тому подобное). Я никак не могу найти времени и сил для общения с вами. Давайте встретимся в следующий раз».

Вы:

1. Совершенно искренне говорите: «Конечно, конечно! Как я вас понимаю! Это вы меня извините, что навязываюсь вам со своими делами. Могу я что-нибудь сделать для вас?». Вы — человек очень сочувствующий, эмоционально распахнутый, а значит, на 100 процентов подверженный эмоциональному выгоранию. Для учеников вы могли бы быть второй мамой, для пожилых или инвалидов — идеальной сиделкой. Для людей, попавших в беду, вы готовы пожертвовать всем, даже собственной почкой. Но выбирать эмоциогенные профессии вам нельзя — сгорите, как свечка.

2. Разводите руками и произносите: «Мне очень досадно. Но если у вас проблемы, я готов войти в ваше положение и встретиться в следующий раз. Передайте жене, чтоб выздоравливала (надеюсь, что воров найдут; главное, что с сыном ничего не случилось, а машина — ерунда, железка; не переживайте, у моего соседа тоже сгорела дача, но он на полученную страховку построил новую, еще лучше и так далее)». Вы способны к сочувствию в разумных пределах. Психолог Кристина Маслач называет это «сочувствовать грамотно и технологично», то есть не разрушая себя.

3. Устраиваете скандал. «Мне наплевать на ваши проблемы! — кричите вы. — Мне было назначено, поэтому извольте меня принять. Иначе я буду жаловаться!» Вам либо никогда не грозит эмоциональное выгорание, либо оно с вами уже произошло и теперь вы «испепеляете» своих окружающих. Удобным креслом и пальмой в кадке тут уже не спастись. Пора к психологу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.