На совете Ассоциации новосибирских лицеев и гимназий были озвучены итоги единого государственного экзамена за три года. Как сообщила заместитель начальника управления образования НСО Наталья Юсупова, за это время популярность такой формы оценки знаний в Новосибирской области значительно возросла. В первый год эксперимента подвергнуться тестированию рискнули только пять тысяч выпускников, а к 2004 году их количество возросло до 11 200. При этом участие в ЕГЭ приняло 161 среднее учебное заведение области (около 80 процентов), результаты тестирования принимаются в 13 вузах, и даже НГУ увеличил прием студентов по результатам ЕГЭ с одного процента до двенадцати.
Наибольшей популярностью у сдающих ЕГЭ пользуются экзамены по математике и русскому языку (кстати, по этим предметам показатели новосибирских школьников выше среднероссийских). По русскому языку 70 процентов получили «четыре» или «пять». А вот по физике и биологии наоборот, оценки невысоки. Педагоги объясняют это тем, что математика и русский принадлежат к разряду экзаменов «обязательных», и дети с первого класса знают, что рано или поздно их придется сдавать. А химия, физика или биология принадлежат к разряду экзаменов «по выбору» и отношение к их изучению более безалаберное.
Соотношение результатов ЕГЭ с годовыми оценками такое: 61 процент совпадает, в 9 процентах случаев знания учеников оказываются выше, чем их оценил педагог, а в 30 процентах случаев объективная проверка дает оценку ниже годовой (в таких случаях в аттестат идет более высокий балл).
Если единый госэкзамен станет обязательным для всех выпускников (а по мнению педагогов, в ближайшем будущем это обязательно произойдет), тогда, по мнению Натальи Юсуповой, мы обязательно столкнемся с рядом проблем. Не секрет, что частенько «пять» в школе оборачивается «двойкой» на вступительных экзаменах, а объективного критерия оценки качества работы учителя фактически не существует. После того, как ЕГЭ станет обязательным, на каждого
С подобным явлением уже столкнулись в Литве, где последние пять лет практикуется так называемое «внешнее тестирование» (практически тот же ЕГЭ, но его сдают только те ребята, которые планируют поступать в вузы), и многие литовские учителя остались без работы. Возможно, в скором будущем такая судьба ждет и российских учителей, выпускающих «слабенькие» классы и завышающих оценки «для отчетности».