Новосибирск 2.5 °C

Сила, способная вытянуть все!

27.10.2004 00:00:00

«Сибирский ВВП» — специальный выпуск о росте внутреннего валового дохода нашей области

Представьте себе автомобиль, при начале движения которого не слышно ни одного звука, кроме шуршания шин по асфальту. Удобный, экономичный, легкий в управлении… Или дом, которым управляет компьютер, определяющий, сколько света, воды и тепла требуется его жильцам. Это — не фантастика, а всего лишь несколько возможных вариантов применения разработок новосибирских ученых и производственников в рамках региональной межотраслевой программы «Силовая электроника«.

Об этой программе сказано немало. В своих рамках она объединила колоссальные научно-технические ресурсы Сибири. Уже сегодня для решения поставленных задач привлечены около двадцати крупных предприятий различных отраслей промышленности, а отдельные проекты программы силовой электроники Сибири так или иначе включены в работу таких министерств, как Минатом, Минпромнауки и Министерство путей сообщения.

Новосибирск не случайно стал центром, в котором зародилась и воплощается эта идея. Во-первых, в нашем городе очень высокий научный потенциал, который обеспечивается институтами Академгородка и вузами города, во-вторых, технический уровень развития промышленности нашего города, прежде всего электроники и электротехники, также в состоянии обеспечить развитие этой отрасли. НЗПП, «НЭВЗ-СОЮЗ» и «ВОСТОК» — это известные в стране предприятия электронной техники, «БЭМЗ», «ЭЛСИБ», «Сибстанкоэлектропривод», «Электроагрегат» и ряд других предприятий известны нам своим электротехническим профилем.

Кроме этого, Новосибирск, может быть, единственный город в стране, где можно обеспечить выпуск необходимых материалов для силовой электроники, приборов и систем силовой электроники.

За годы существования программы сделано много. Например, одно из новосибирских предприятий имеет прирост производства, который составляет 160% в год. И это только по производству устройств силовой электроники. Следует отметить, что системы, которые выпускают наши предприятия, должны работать с заданным качеством. Имеется в виду хорошая точность и обеспечение энергосбережения. Например, проводная техника, которая востребована сейчас везде. Так, фирма «ЭРАСИБ» выпускает преобразователи для регулирования частоты вращения двигателей постоянного и переменного тока нового поколения, а в НГТУ разработано стартер-генераторное устройство для газоперекачивающих станций, которые планируется строить. В рамках программы планируется приступить к разработке электротехнического оборудования газотурбовоза для российских железных дорог. Основным движителем этой машины станет газовая турбина (т.е. турбина самолета, переведенная на газ) очень большой мощности, которая будет вырабатывать электрическую энергию посредством генератора, а с помощью устройств силовой электроники машинист сможет управлять электрическими двигателями.

Но наибольшие достижения и перспективы производственники связывают все-таки с автомобильной промышленностью. Уже ни для кого не секрет, что следующее поколение автомобилей будет насыщено колоссальным количеством электрических двигателей, а следовательно, и преобразователями электрической энергии для управления ими. В электромобиле между источником электроэнергии и двигателем устанавливается устройство силовой электроники, которое преобразует количественные и качественные характеристики электрической энергии. Таким образом, преобразователь берет от источника именно столько энергии, чтобы двигатель смог выполнить нужную работу, не больше и не меньше. При таком подходе электромеханические системы в автомобиле получаются меньше и по габаритам, и по стоимости. Одним из ярких примеров таких устройств, использующихся в автомобиле сегодня, является электромеханический усилитель руля. Это устройство, разработанное НИИАСЭ и НГТУ, уже прошло аттестацию, есть сертификат соответствия и безопасности, и ряд предприятий начал поставку этих устройств.

Другим важным элементом автомобиля является разработка устройств для электромеханических тормозов. Воплощение этого проекта в жизнь позволит вообще отказаться от гидравлики в автомобиле. Наверняка многие автомобилисты уже столкнулись с электронным впрыском топлива. Этой системой также управляет электроника. Этими устройствами в рамках общей программы занимается ПО «Север», которое является поставщиком на ГАЗ и АвтоВАЗ. Высочайшие технологии завода ПО «Север» позволили АвтоВАЗу достичь хорошего качества и высокой степени надежности этих устройств в автомобилях. Еще одна разработка новосибирских ученых — стартер-генераторное устройство, которое будет находиться в автомобиле

Его практическое применение кардинально меняет весь автомобиль, который будет передвигаться не только от двигателя внутреннего сгорания, но и за счет электричества. В результате можно на 30% сэкономить на мощности двигателя внутреннего сгорания, при этом на порядок улучшится его динамика, а специалисты утверждают, что на 1–1,5-литровом автомобиле можно будет ездить точно так же, как на 3-литровом. Это же позволит автомобилю стать «экологически чистым». Машина с ионно-литиевыми аккумуляторами нового типа (которые, кстати, будут выпускаться на НЗХК) будет трогаться с места за счет электричества, постепенно приводя в действие двигатель внутреннего сгорания. Стартер будет доводить его до 800 оборотов в минуту, а «заводиться» он будет без загрязненного выхлопа и с первого раза. Такие автомобили в мире уже существуют.

Еще одной перспективной разработкой в области автомобильной силовой электроники является «климатическая установка», используемая, кстати, не только в автомобилях.

Институт неорганической химии совместно с ПО «Север» разработал методику получения и технологию производства уникального материала, с единицы площади которого снимается гораздо больше холодильной мощности.

Это направление также интересно для охлаждения микропроцессорных устройств.

И, наконец, еще один проект силовой электроники, осуществление которого уже начато, — это разработка аварийной системы генерирования электрической энергии для летательных аппаратов, которая позволит существенно повысить безопасность полетов, сертифицировать наши самолеты для полетов за рубежом.

Осуществление программы «Силовая электроника» планируется в три этапа. Первый (до 2006 года) предусматривает создание и запуск систем производства систем силовой электроники. Его цель, по словам генерального директора управляющей программой компании ОАО «Силовая электроника Сибири» Сергея Харитонова, создание 2–3-миллиардного рынка систем силовой электроники. Эта задача вполне достижима — сегодня, например, стоимость силовых элементов (или приборов), которые поступают в Россию, составляет примерно 100 миллионов долларов США. При определенном стечении обстоятельств объем годовых продаж систем силовой электроники может составить порядка 600 миллионов долларов США, а если удастся организовать, как это намечено, массовое производство устройств автомобильной силовой электроники, то цели первого этапа будут достигнуты только за счет этой продукции. Еще два-три года понадобится на то, чтобы запустить производство отечественных силовых полупроводниковых приборов. Это намечено сделать к 2008–2010 годам.

По мнению многих специалистов, силовая электроника может выполнить роль локомотива, который «вытащит» всю российскую электронику.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: