Ученые предлагают взгляд глобальный и взгляд локальный
Институт философии и права СО РАН не первый год проводит международные семинары «Этносоциальные процессы в Сибири«. В них участвуют социологи, философы, историки, демографы, экономисты не только из России,
Тематика всегда весьма обширная. Но поскольку седьмой семинар проходил в Республике Алтай, то и большинство сообщений было посвящено этому региону. Однако есть исследования, которые, безусловно, привлекут внимание и новосибирцев.
Пространство давит!
Москвич Д. Замятин задумался над
И, конечно, все в первую очередь рассуждали о пространстве. Российское пространство, по мнению столичного исследователя, воспринималось и до сих пор воспринимается как очень важный и самостоятельный властный ресурс. Оно организует систему, в которой «властные отношения, отношения господства и подчинения суть пространственные отношения». А в случае Сибири пространство как раз олицетворяет абсолютную власть, от которой не укрыться в любой точке.
Вектор политического и культурного развития России
Ну а кардинально изменило ситуацию строительство Транссиба. Благодаря ему «географический образ России продвинулся на запад, став более европейским». И впервые появилась возможность «конструировать» единый географический образ России как страны, уже не распадающейся на Россию европейскую и Россию азиатскую.
Значимы ли западные ценности?
Руководитель семинара новосибирский ученый Юрий Попков рассказал о ведущихся вот уже пятый год исследованиях в рамках проекта «Народы Евразии в условиях современных реформ». То, что происходит в последние десятилетия в России, по его мнению, можно назвать вестернизацией, а точнее даже американизацией страны, у которой иная природа евразийская, свой менталитет и своя система ценностей. К изменениям этим все относятся
В демографии Сибири хорошего мало: снизилось «качество» населения, ухудшилось здоровье, возросло число самоубийств, возник кризис семьи, число разводов выросло, так же как и число неполных семей.
В экономической сфере отмечается деградация производственной инфраструктуры многих промышленных и сельскохозяйственных отраслей. Рабочих мест стало меньше, безработных больше. Правда, больше стало и работников сферы управления, а также органов правопорядка Многим людям осталось заняться только охотой и рыболовством. Фактически население занято проблемой выживания. В то же время основной капитал оказался в руках узкой группы, а тотальная приватизация привела к «фрагментации экономических связей и росту экономической обособленности отдельных народов».
Если говорить о социальной сфере, то прежде всего нужно сказать, что значительная часть населения Сибири «отброшена на грань нищеты». В некоторых регионах до двух третей жителей не имеют доходов, которые позволяли бы оплачивать необходимые услуги и удовлетворять основные потребности!
Немало негатива в социокультурных процессах и в политике, где все больше растет разочарование, которое выливается либо в пассивность, либо, наоборот, уходит в агрессивность.
Исследователи изучают, как все происходящее отражается на общественном сознании. Понятно, что либеральные ценности, которые у нас обычно именуют западными, больше распространены среди русских, а молодежь более подвержена им, чем старики. Точно так же, как и горожане больше, чем селяне. Тем не менее, по мнению Юрия Попкова, «самое важное состоит в том, что западные ценности ни для одного из обследуемых не являются преобладающими». Большинство людей предпочитает коллективизм индивидуализму и социальную заботу государства личной предприимчивости. Ну а регулируемый рынок предпочтительнее свободной конкуренции.
Интересно, что мнения представителей самых разных народов практически единодушны. Различие отмечается только одно: русские в национальных республиках Сибири считают, что национальность людей в органах власти особого значения не имеет
Ну а вывод таков: несмотря на определенное распространение у представителей разных этносов Сибири ценностей западных цивилизаций, для абсолютного большинства населения они не являются значимыми. Ну а главная установка сибиряка выглядит так: повысить свое благосостояние, но не с помощью рынка, а в системе смешанной экономики, где решающую роль играет государство.
Молодежи нужно честное богатство
Новосибирский исследователь Г. Солодова изучала отношение молодежи к труду и богатству и как влияет на это конфессиональная принадлежность.
Исследование проводилось в Новосибирской области, а отвечали на вопросы учащиеся старших классов школ, ПТУ и студенты средних специальных учебных заведений.
Но прежде чем посмотреть на нашу ситуацию, взглянем на общероссийскую: до 60 процентов россиян рассматривают религию как способ сохранения национальной идентичности, а в массовом сознании прямо присутствует отождествление национальной и конфессиональной принадлежности человека. Кстати, исследования середины
В Новосибирской области, по данным исследования, большинство молодежи, естественно, придерживается православия, мусульманами считают себя 1,9 процента молодых людей, католиками 1,6, протестантами 0,9 процента. При этом восемь с лишним процентов не разделяют никакого вероисповедания, а семь с лишним просто не знают, куда себя отнести.
Итак, что же думает наша молодежь о труде? Когда у нее поинтересовались, стала бы она не работать, если бы была при этом возможность жить в достатке, почти половина сказала нет. Наивысший показатель оказался среди мусульман 66 процентов предпочли бы работать. А вот среди тех, кто не работал бы, больше всего протестантов 22 процента. Характерно, что каждый третий молодой человек не знает, как бы он поступил.
К труду мы все относимся
Теперь о богатстве: девять процентов не против стать богатыми даже под угрозой уголовного наказания. 60 процентов тоже хотят стать богатыми, но исключительно законным путем. Не считают, что богатство в жизни главное, 27 процентов и с презрением относятся к богатым почти четыре процента опрошенных молодых людей. То есть отношение у подростков весьма взвешенное. И, кстати, по сравнению с предыдущими исследованиями среди них стало больше тех, кто не считает богатство целью жизни.
А в целом выводы исследования сводятся к следующему: труд, к счастью,