Новосибирск -1.9 °C

Молодость и зрелость Инской

28.10.2004 00:00:00

Инскому железнодорожному узлу исполняется 70 лет

Все пути ведут на Инскую

Юбилейные празднества состоятся в первых числах ноября, сначала на самой станции, затем во Дворце культуры железнодорожников. Ждут самых высоких гостей — президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева и представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина. Такое внимание закономерно и понятно. Инская — самая мощная из сортировочных станций на Западно-Сибирской железной дороге и одна из крупнейших в стране. Среди железнодорожников Инскую знает любой от Выборга до Владивостока. Каждые сутки через станцию проходят десятки пассажирских поездов и пригородных электричек, здесь происходит расформирование разборочных составов с запада, юга, востока, Кузбасса и Новосибирска и формирование новых полновесных сквозных, участковых и сборных поездов, которые повезут грузы уже без «пересадки» в далекий Мурманск, Туапсе, Челябинск, Иркутск или в Новосибирск-Западный, Клещиху, Иню-Восточную.

Работу сложнейшего механизма железнодорожного узла Инской обеспечивают локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, энергоснабжения, сигнализации, связи и вычислительной техники, дистанция гражданских сооружений, благодаря которым станция работает как часы. Но «винтиком» здесь никто себя не считает. В системе железной дороги безопасность и эффективность функционирования зависит буквально от каждого, поэтому преданность делу здесь вовсе не пустой звук, а профессия железнодорожника для многих семейная. Ни на одном предприятии города сейчас не найдется столько династий, как на железной дороге. У династии Писаревых коллективный трудовой стаж составляет 205 лет, 239 — у династии Желудницыных. Больше века отдала Инской семья Сажиных. Старший из известнейшей на станции династии Горбатюков Владимир Григорьевич был среди тех, кто на Инской пускал первые поезда, а сегодня среди лучших составителей поездов уже ставшие ветеранами его сыновья Александр и Юрий. В династии Гранцевых на железную дорогу скоро придут уже внуки, заканчивающие СГУПС и железнодорожный техникум. Воздух дороги, ее напряженный трудовой ритм на Инской впитывают, что называется, с молоком матери.

Исполняющий обязанности инженера по безопасности движения Вячеслав Артюхов и одна из лучших дежурных по станции Галина Новикова

Попавший сюда впервые ошалевает от ежеминутного грохота поездов, завороженно слушая загадочный для непосвященного местный «язык» — «гора», «под горой», парки «Веди», «Глаголь», «Добро»… Для работающих здесь это азбука. Так же, как и то, что высокие показатели станции обеспечиваются соединением огромного опыта, как у начальника Инской дистанции пути А. П. Козлова, и энергии молодых, стабильности и высокой «текучки». На Инской и текучка особая, совсем не та, про которую принято говорить со знаком минус. Про проработавших здесь два-три года уже говорят: «Он у нас давно, человек с опытом». В ритмах крупнейшей сортировочной станции год вполне можно считать, как на Севере, за три, если не больше. Инская проверяет на знания и характер. Выдержал — «зеленый» открыт. С 1994-го по 1996-й станцию возглавлял начальник дороги Александр Витальевич Целько. После закалки Инской многие уходят в руководство управления дороги, ее отделений.

«Это как школа», — замечает главный инженер станции Евгений Домбровский. Чтобы убедиться, что школа жесткая, дополнительных пояснений не требовалось. Домбровского, который по случаю командировки начальника станции остался один «на хозяйстве», буквально разрывали посетители и телефонные звонки. Прямо как в телешоу «Естественный отбор», ответ требовался немедленно, с той лишь разницей, что вес решений не сравнить. Домбровский в руководстве Инской «самый старый» — ему 32. Начальник станции двадцатишестилетний Артем Агарков до того, как возглавить Инскую, прошел путь от сигнальщика, дежурного по парку, дежурного по станции, маневрового диспетчера, заместителя начальника станции по оперативной работе. Заместителям начальника и специалистам технического отдела — до тридцати. Возможно, только так и можно выдержать сумасшедшее напряжение Инской.

— Мне посчастливилось прийти на Инскую, когда здесь разворачивались работы по строительству объединенного поста четной системы — того, который принимает составы с запада, юга и Новосибирска, — говорит Евгений Иванович. — Запустили его 15 сентября прошлого года. Работа была очень напряженной: в объединенный пост электрической централизации входит полностью все управление западной системы — рабочие места дежурных по станции, сортировочной горки, помещения технической и товарной конторы станции, вычислительный центр. Параллельно шел капитальный ремонт путей, деревянные брусья стрелочных переводов менялись на железобетонные. В приемо-отправочных парках четной системы проводился капитальный ремонт контактной сети, реконструировалось освещение. Одних новых светильников установили 600 штук. В парке «Веди» оборудовали специализированные пути для ремонта вагонов. Теперь там устраняем все технические неисправности вагонов, выявленные в парке прибытия четной системы. Повышается качество обслуживания вагонов на станции, сокращаются простои вагонов в парках прибытия и отправления. Сейчас продолжаются работы по реконструкции контактной сети и системы освещения в парке прибытия и транзитном парке нечетной системы. На очереди усиление освещения в сортировочных парках станции.

Объединенный пост четной системы строился полтора года, а Восточный, нечетный, сдали за год и три месяца. Уже появился опыт. Знающие люди, видевшие, как строился нечетный пост, недоумевали, как железнодорожники выйдут из положения. Оптимальным местом для поста было поставить его рядом со старым зданием, что и было сделано. Новое здание поднялось от него буквально в полутора метрах, так что проблемой было и разобрать прежний пост, не повредив новую постройку. Сделанная в современных архитектурных линиях, она действительно великолепна. Не только снаружи. Вся внутренняя отделка выполнена в стиле «евро» — от лестниц, коридоров, рабочих кабинетов до душевых и бытовых помещений, комнат для приема пищи. Открывая одну дверь за другой, я не удержалась: «У вас здесь не хуже, чем в управлении дороги!» Меня сразу же поправили: «Лучше!» Но лицо нового поста, конечно же, оперативный зал, из огромных окон которого открывается вид на всю нечетную систему и, прежде всего, на сортировочную горку со скатывающимися по ней вагонами — прямо живая витрина для студентов. Перед пультами дежурных по станции мигающая огнями схема — в лабиринте путей поезда «разбираемые», формирующиеся, готовые к отправке. Все в движении, решение должно приниматься в доли секунды. Ошибка может быть чревата в лучшем случае потерей времени, в худшем — угрозой безопасности. Напряжение у дежурных по станции колоссальное в течение всей смены — двенадцати часов. Так что комната психологической разгрузки, расположенная рядом, необходимость. Здесь же, за перегородкой — место дежурного по горке и такое же напряжение, разлитое, кажется, в самом воздухе.

— В ближайшее время будем переводить «горку» на микропроцессорное оборудование, — объясняет Евгений Иванович. — Пока перевод стрелок и вытормаживание вагонов происходит вручную, а будет полностью автоматизирован.

Введение в эксплуатацию объединенных постов, укомплектованных современной микропроцессорной техникой, позволит принципиально модернизировать все горочные процессы, автоматизировать управление торможением на всех тормозных позициях и систему контроля заполнения путей. В этом эффективность работы станции. Счет времени передвижения вагонов из парков прибытия в парки отправления буквально поминутный. По сравнению с 2001 годом простой транзитных вагонов с переработкой в парке отправления «Добро» удалось сократить на 28 минут. Огромный успех, но какой ценой дались эти минуты! Помимо мобилизации каждого из дежурных по станции, горке, диспетчеров, составителей поездов был внедрен целый ряд технических новшеств. Одно из них — АСКОПВ (автоматизированная система коммерческого осмотра погрузки вагонов). При прохождении состава все неполадки, начиная от состояния запорных устройств до габаритов погрузки, дабы пресечь чреватый опасностью «развал груза», автоматически фиксируются датчиками, автоматически передающими информацию на экран монитора оператора. Поэтому осмотрщики в парке отправления устраняют технические и коммерческие неисправности, сразу подходя к указанным вагонам, а это опять экономия времени.

Очередное новшество, которое появится на Инской в этом году, — тренажерный класс для обучения дежурных по «горке» с компьютерами, пультом управления, мультимедийным проектором. По заданной программе, видя свою «горку», дежурный будет переводить стрелки, «вытормаживать» вагоны (здешнее словечко), чтобы достичь оптимального результата. Если учить человека в «поле», как здесь говорят, он может и дров наломать, а здесь нечто вроде компьютерной игры, где будут разыгрываться реальные ситуации. А задача все та же — экономия времени, оптимизация процессов формирования составов. Исходя из роли станции Инской в системе Западно-Сибирской железной дороги, руководство дороги во главе с начальником дороги Александром Целько огромное значение придают модернизации и техническому оснащению сортировочной станции.

В ходе юбилейных торжеств на Инской будет открыта мемориальная доска Валентину Сажину, проработавшему начальником Инской двенадцать лет, с 1969 по 1982 год, когда станция усиленно строилась, были достигнуты уникальные результаты в повышении производительности труда. Коллектив узла многократно награждался почетными грамотами и памятными знаменами, а Валентин Владимирович был удостоен двух орденов «Знак Почета», двух орденов Трудового Красного Знамени, медалей ВДНХ, знаков «Почетный железнодорожник» и «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

После спада 90-х годов, вызванного общим кризисом в экономике, Инская наращивает темпы год от года. Коллектив Инской выходил победителем отраслевого соревнования по итогам второго и третьего кварталов 2003 года и в нынешнем году ни разу не упустил пальму первенства. За девять месяцев 2004 года вагонооборот станции в сравнении с 2003 годом вырос на 9,7 процента. Раньше непременно следовало бы написать «идя навстречу своему юбилею, коллектив станции добился высоких успехов». Добился и добьется новых. На Инскую, как и на другие узловые станции дороги, приходится огромный объем работы и огромная ответственность в обеспечении бесперебойности функционирования Западно-Сибирской магистрали.

Только факты

• 26 апреля 2001 года указанием Министерства путей сообщения Инской присвоен статус сортировочной станции сетевого назначения. Сегодня Инская формирует поезда 37 назначений, из которых 15 — сетевые.

• Площадь станции превышает 800 тыс. квадратных метров, а развернутая длина всех 164 путей составляет 182,9 км. Из 423 стрелочных переводов станции 410 централизованных.

• Ежесуточный вагонооборот составляет более 27 тысяч. За сутки со станции отправляются около 150 поездов, около сотни из них — собственного формирования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: