Новосибирск 2.9 °C

Про благотворительность, насилие и эмиграцию

04.11.2004 00:00:00

Что изучают молодые новосибирские историки

История неисчерпаема. Наше прошлое не менее интересно, чем будущее. И в нем есть много всего. Каждый год новосибирские историки предлагают нам массу новых сюжетов, что-то открывая, что-то напоминая. Недавно вышел в свет сборник материалов региональной научной конференции «Государство и личность в истории России», которую провел Совет молодых ученых Института истории СО РАН. Здесь говорится о самых разных темах, да и диапазон не маленький — 300 лет.

Вот некоторые сюжеты…

Купцы не жадничали

Евгения Коблева изучала купеческую благотворительность. Очень, кстати, интересно сравнить, на что богатые люди жертвовали двести лет назад и как это выглядит сегодня.

В той России «развитие таких социальных сфер, как здравоохранение, образование, благоустройство городов, шло во многом благодаря частной, главным образом купеческой, благотворительности». Во второй половине XIX века благотворительность стала, можно сказать, обязательной составной частью в жизни отечественных предпринимателей.

Власть — и центральная, и местная — значение этого дела понимала. Так, по представлению благотворительных обществ и губернского начальства правительство могло наградить благотворителей орденами Святого Владимира четырех степеней и Святой Анны четырех степеней. Более того, специально учредили орден Станислава трех степеней, медали «За полезные обществу труды» и «За особые заслуги». Кроме того, могли присвоить звание почетного дворянина и потомственного почетного гражданина. Местная же власть, равно как и церковная, могла наградить отличившихся похвальными листами.

Жертвовали на Православную церковь, в пользу больных и бедных, на благоустройство родного города. Бывало, что жертвовали с размахом. Например, на Караульной горе в Красноярске купец Новиков в 1805 году построил часовню, которая стала затем символом города. Могли подарить церкви 1000-пудовый колокол…

Интересно, что давать средства в другие города купцы и промышленники не любили. Логика понятна: на месте можно все проконтролировать, кроме того, учитывалось общественное мнение, да и сам родной город воспринимался как свой мир, которого чужие проблемы не касались.

Одной причиной террор не объяснишь

Вадим Рынков размышлял над темой «Государство, личность, массы: террор и насилие в годы Гражданской войны».

Насилие в 17-м году захлестнуло Россию. Исследователь отличает два его типа. Первый — насилие комбатантов, то есть военных, а также демобилизованных солдат, «стремившихся милитаризовать гражданскую жизнь». Интересно, что именно эти люди стали «ударной социальной группой» и у белых, и у большевиков. Во всяком случае они занимали важные административные посты.

Общество тогда не смогло с ними справиться, и в результате комбатанты терроризировали общество.

Второй вид насилия — стихийное массовое насилие населения, которое ведет себя, как толпа. Это насилие часто было реакцией на устрашение либо местью, либо отчаянием. И возрастала склонность к насилию многократно, когда люди собирались вместе…

Полезно взглянуть на 1917-й с точки зрения сегодняшнего дня. Взглянуть и задуматься…

Социальная структура распадается под влиянием катаклизмов в экономике, и чем сильнее неравенство, тем больше шансов на эскалацию насилия. Если нет навыков политического участия у населения, то социальная напряженность неизбежно возрастет и тоже приведет к насилию. В той России детонатором революционного взрыва стала идея всеобщей демократии.

Есть прямая зависимость масштаба применения насилия в обществе от степени легитимности политической власти. По мнению исследователя, кризис легитимности власти в России в 1917–1922-м был чрезвычайно глубоким, и сравнить его можно только с кризисом в Китае в 1911–1949 годах. Причем к насилию прибегала не только элита, но и массы, которые отвечали на силу силой.

И еще одно интересное наблюдение: степень использования насилия напрямую зависит от распространения экстремистских идеологий в обществе. Вот пример: «Большевизм в 1917–1922 не только рос численно, он вбирал в себя значительное количество адептов экстремизма, ранее ничего общего с большевиками не имевших». А вывод такой: насилие и террор невозможно объяснить одной причиной — нужно изучать весь ход исторического процесса.

Как русская эмиграция в Китае стала советской

Историк Наталья Аблажей известна своими работами по истории эмиграции. В сборнике напечатана ее статья о том, как происходила советизация эмиграции в Китае после Второй мировой войны.

Сначала вспомним, когда из России уезжали в Китай, а конкретно — в Маньчжурию либо Синьцзян. Первая волна — начало ХХ века, затем — 1916-й, 1918–1922-й (Гражданская война), начало 30-х (коллективизация и голод в СССР). В результате в Китае оказалось от 150 до 200 тысяч русских, которые жили в городах Центрального Китая, на Тихоокеанском побережье, по линии КВЖД, в селах приграничья Синьцзяна. Центром, конечно, был Харбин, в котором жило 70 процентов всех эмигрантов.

Когда отгремели последние залпы Второй мировой, Советский Союз начал массовую репатриацию советских граждан. Верховный Совет издал указ, что подданные бывшей Российской империи могли стать гражданами СССР. А поскольку на северо-востоке Китая находились советские войска, происходило все достаточно быстро. Но после вывода армии произошел целый ряд инцидентов. Так, в Чаньчуне были убиты 20 советских граждан, разграблены дома и русская православная церковь.

Но все равно к июлю 1946 года работа комиссии по восстановлению советского гражданства практически была закончена. Всего лишь девять процентов от общего числа русских эмигрантов не подали заявления о восстановлении советского гражданства!

Были это очень разные люди, некоторые уехали во время Гражданской войны, кто-то осел еще до революции, а кто-то и родился в Китае. Объединило их то, что они «повернули на советский путь» — советские консулы считали, что произошло это в годы войны. Одновременно консульствам и знаменитому СМЕРШу удалось добиться того, что эмигрантские организации, созданные во время японской оккупации, самораспустились. Зато появились Общества советских граждан и Союза советской молодежи. Ну а главным следствием процесса советизации эмиграции стало то, что русские эмигранты, получившие советское гражданство, стали «мощным рычагом российского влияния в регионе».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: