«Вера, Надежда, Любовь»
В Крестном ходе в честь российской воинской славы участвовали люди различных возрастов и политических взглядов.
На прошлой неделе Православная Церковь дважды поминала русское воинство. Первый раз 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери, второй 6 ноября, в Димитровскую родительскую субботу.
Празднование 4 ноября установлено в память о том, как русское ополчение Минина и Пожарского под покровительством Казанской иконы Божией Матери в 1612 году избавила Москву и Россию от польских захватчиков. Событие это положило начало прекращению смутного времени, установлению новой царской династии и возрождению Руси. Нынешние депутаты Государственной Думы выдвинули предложение об установлении этого дня государственным праздником вместо Дня согласия и примирения. Сторонники, предложившие отменить день 7 ноября, в качестве аргумента высказывали мысль, что кощунственно считать днем согласия и примирения общероссийскую катастрофу, растянувшуюся на десятилетия. В то же время противники смены праздничных дат говорят о преждевременности такого решения, так как смутное время в России, к сожалению, продолжается, а об установлении новой династии говорить неприлично. Но Церковь вне политики и независимо от решения депутатов каждый год 4 ноября вспоминает героических предков, объединившихся в труднейшие для государства времена для защиты Родины и православия.
Второй день памяти русских воинов Димитровская родительская суббота отмечается в субботу накануне 8 ноября дня памяти святого Димитрия Солунского. Великий князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы повелел отпеть каждого из погибших в битве поименно, затем Церковь постановила ежегодно поминать в этот день всех воинов, сложивших голову за Отечество. Со временем в эту поминальную субботу стали молиться вообще обо всех усопших. Как и принято в родительские дни, в Димитровскую субботу прихожане по древнему русскому обычаю приносят в церковь продукты на помин души своих близких. После панихиды продукты эти остаются в церкви как жертва, как милостыня, в этом и заключается смысл церковного поминовения. Однако в последнее время зародился довольно странный обычай после панихиды забирать свои продукты обратно домой, путая при этом поминальные дни с пасхальными, забывая, что в родительские дни продукты в церкви не освящаются.
А освящаются продукты в церкви только три раза в году: на Пасху, 14 августа в Спас Медовый и 19 августа в праздник Преображения Господня (Яблочный Спас). Но только на Пасху освящается именно домашняя снедь, которую прихожане забирают обратно с собой. В остальные дни продукты остаются в храме как жертва, так же как и в дни поминовения усопших. Но только чина освящения в родительские дни нет, просто священник совершает панихиду у кануна, где лежат поминальные продукты. Зачем после этого люди забирают домой свою снедь, непонятно.
Поскольку осенние дни, когда Церковь вспоминает погибших воинов, как правило, приходятся на одну неделю, то в новосибирском Академгородке зародилась традиция накануне совершать Крестный ход в честь российской воинской славы. Особую торжественность придает участие в нем ветеранов войны и курсантов Новосибирского военного института. В этом году после Крестного хода в Доме культуры «Академия» состоялся большой концерт, посвященный