Новосибирск -0.2 °C

Герои с большой буквы

16.11.2004 00:00:00

К 60-летию Великой Победы

Мы продолжаем публикацию рассказов о воинах-новосибирцах, удостоенных звания Героя Советского Союза. 60 лет назад, в ноябре 1944 года, Героями стали: Суханов Михаил Андреевич, Таран Григорий Алексеевич и Беневоленский Алексей Павлович.

Можно летать и с одним мотором

Про Михаила Андреевича Суханова говорили, что он проявляет особый героизм. Куда только не летал штурман пикирующего бомбардировщика «Пе-2»! Бомбил военно-морские базы, плавучие средства, артиллерийские позиции фашистов.

Родом Михаил Андреевич из Куйбышевской области. На флоте с 1940 года. В 1943-м окончил военно-морское авиационное училище. В этом же году попал на фронт. Много боевых задач с блеском выполнил гвардии лейтенант Михаил Суханов. Но особенно всех удивил полет на одном моторе. 5 сентября 1943 года, когда «Пе-2» подходил к цели, осколок снаряда угодил в самолет. Был пробит бензиновый бак и вышел из строя один мотор. Летчик и штурман приняли единогласное решение идти на цель с одним мотором. Выполнив задание, благополучно вернулись домой.

Смелые и умелые действия офицера на Ленинградском фронте в те дни были отмечены высокими наградами: орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени, Красной Звезды и медалями. К сентябрю 1944 года совершил сто боевых вылетов, участвовал в потоплении нескольких кораблей противника.

Звание Героя Советского Союза было присвоено штурману звена гвардейского пикировочного авиационного полка минно-торпедной Гатчинской Краснознаменной дивизии гвардии лейтенанту Михаилу Андреевичу Суханову за отличное выполнение заданий командования и героизм в боях.

После войны окончил Военно-воздушную академию. Жил в Новосибирске, сейчас живет в Петербурге.

«Летайте как Таран!«

Многие сибиряки в годы войны связали свою судьбу с авиацией. (Снимок из фотоальбома »Ново-Николаевск — Новосибирск. 100 лет«)

Именно такие призывы появились в авиатранспортных подразделениях, когда летчик Григорий Алексеевич Таран стал инициатором полетов на малой высоте. Не только ночью, но и днем.

Когда 1-я ударная и 11-я армии Северо-Западного фронта, отрезанные противником, нуждались в продовольствии и боеприпасах, Григорий Алексеевич впервые воплотил свою идею в жизнь. Получилось. Над территорией противника он прошел на предельно низкой высоте, обстреливая неприятеля. И выполнил задачу. За подвиг был награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Из осажденного Ленинграда Григорию Тарану было поручено вывезти важный груз. Но когда самолет пересекал линию фронта, фашисты открыли ураганный огонь. Командир корабля, второй пилот и бортмеханик были тяжело ранены. С простреленными ногами Таран довел самолет до наших. За это его наградили орденом Красного Знамени. После госпиталя, несмотря на рекомендации врачей перейти на штабную работу, он снова встал в строй.

Еще до войны Григорий Таран связал свою судьбу с авиацией. Родился в Кировограде. В конце 1938-го направлен в Новосибирский авиаклуб Аэрофлота. Закончил учебу с отличием и был оставлен на инструкторской работе. В Новосибирске его и застала Великая Отечественная война.

Звания Героя Советского Союза был удостоен 5 ноября 1944 года за выполнение особо важных заданий. К примеру, в 1943 году авиаэскадрилья, которую возглавлял Григорий Таран, совершила 126 вылетов к партизанам Крыма. 120 тонн продовольствия доставили летчики, более шестисот раненых партизан и детей вывезли из оккупации.

Григорий Таран даже слетал в Великобританию. Вот уж, воистину, особо важное задание. Он с группой однополчан должен был изучить английский самолет «Альбимал-1», который англичане хотели использовать против Германии. Вместо четырехмесячной программы Таран освоил самолет за неделю и поднял его в воздух. А после перегнал эту машину в Советский Союз.

Вскоре Григория Алексеевича назначают командиром авиаполка. Командир совершил 225 вылетов, в том числе 61 — с посадкой в тылу врага.

А праздник Победы Григорий Алексеевич отмечал в Америке — в Сан-Франциско. Сюда вместе с другими летчиками он доставил советских дипломатов, которые принимали участие в создании ООН.

После войны Таран провел испытание нового транспортного самолета, около трех лет работал заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений, первым прокладывал многие зарубежные авиатрассы.

Григорий Алексеевич трагически погиб в 1948 году.

Бой на дороге

Звание Героя в ноябре 1944-го было присвоено и Алексею Павловичу Беневоленскому.

Родился он в Иркутске в 1924 году, но через два года семья переехала в Новосибирск. Весной 1941-го был призван в армию. Закончил артиллерийское училище, получил офицерское звание. Воевал с апреля 1943-го и до Победы. Командовал взводом, батареей артполка.

Среди наград — орден Отечественной войны первой степени, медали. Золотую Звезду Героя получил за подвиг в бою на Карельском перешейке 15 июня 1944 года.

…Ночь. Колонна наших машин двигалась по Карельскому перешейку в сторону железнодорожной станции. Кругом болота, дорог нет. Хоть ночи и белые, но видимости никакой. Машины шли по бревенчатому настилу-гати шириной в несколько метров. Неожиданно появились немцы. Весь удар приняла на себя батарея лейтенанта Беневоленского. Вначале командир приказал взять ручные пулеметы и стрелять по зарослям, стараясь приглушить автоматные очереди. Затем рядом с дорогой на более твердых местах были установлены оба огневых взвода. Беневоленский правильно рассчитал, что вражеские танки в обход по плохой дороге не пойдут, а появятся впереди, на гати. Туда и были нацелены орудия. Расчет оправдался. Наши артиллеристы заставили немцев попятиться. Но это было только начало. Следом за танками враг выдвинул на возвышенность самоходные орудия, станковые пулеметы, пошли в атаку автоматчики.

Алексей Беневоленский сам стрелял из ручного пулемета и вместе со своими бойцами вступил в рукопашную схватку.

Батарея подбила три самоходных орудия, шесть станковых пулеметов и истребила много автоматчиков. Бойцы Беневоленского прикрыли следовавший за ними полк и все артиллерийское соединение. В тяжелом бою Алексей и не заметил, что ранен в ногу… После госпиталя он догнал свою батарею в Выборге и снова встал в строй.

Уволившись в 1946 году из армии, лейтенант Беневоленский возвратился в Новосибирск. Работал на заводе «Сибсельмаш» диспетчером литейного цеха. Умер в 1980 году.

Использованы материалы книги «Звезды доблести ратной»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: