Новосибирск 0.6 °C

Младшеклассникам хотят добавить срок?

18.11.2004 00:00:00

Министерство образования планирует увеличить срок обучения в средней школе до 12 лет за счет введения обязательного нулевого класса.

Так со скольки же лет дети начнут грызть гранит наук?

По словам директора департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калины, главной целью нового варианта школьной реформы является сглаживание «социальных различий детей и их адаптации к школьным нагрузкам». Более того, Исаак Калина считает, что удлинение на год обучения в начальной школе позволит «не только снять с младших школьников избыточную нагрузку, но и высвободить время для дополнительного обучения».

Педагоги называют проект реформы абсурдным. Эксперты утверждают, что в любом случае он нежизнеспособен, поскольку не вписывается в существующую систему образования. В детских садах сделать это нельзя, так как, в отличие от школы, посещение дошкольных учреждений не является обязательным. В школах создать класс для пятилетних также не удастся, поскольку там нет условий для дневного сна и трехразового питания.

Тем не менее проблема подготовки детей к школе стоит в последнее время достаточно остро. По закону ребенка обязаны взять в школу, даже если он не знает ни одной буквы. Однако на практике администрации школ в погоне за статусностью открывают гимназические и лицейские классы, для поступления в которые от дошколят требуют навыки письма, счета и чтения. Детям, не готовым демонстрировать умение писать и читать, предлагают поступить в другую школу или прийти на следующий год, освоив алфавит и основы арифметики. Такие действия не имеют под собой никакой правовой основы. Несмотря на это, мало кто из родителей встает на борьбу за права своего ребенка с привлечением юристов. Большинство идет другим путем: находит деньги и отдает детей в так называемые «школы раннего развития», где, в зависимости от «продвинутости», пятилетнего несмышленыша научат писать, считать, а может, даже болтать по-английски и общаться с компьютером.

Исаак Калина, озвучивая проект реформы начальной школы, отметил главным образом этот нюанс: уровень подготовки детей разный, и надо бы принять меры к выравниванию этого разнобоя. Согласно проекту реформы, предшкольным образованием планируется охватить 45% российских детей — из семей, где у родителей нет денежных средств подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Прокомментировать ситуацию и рассказать о системе дошкольного образования в Новосибирске мы попросили заместителя руководителя центра образования и здоровья «Магистр», психолога первой категории Надежду Артемову.

Надежда Сергеевна сразу причислила себя и своих коллег скорее к противникам, нежели к сторонникам реформы начальной школы.

Психолого-педагогическое понятие «конституциональная готовность ребенка к школе» включает физическую готовность и психологическую готовность, которая подразумевает социальную, коммуникативную, эмоционально-волевую, интеллектуальную, творческую готовность, — объясняет Надежда Артемова. — Ведущий критерий — эмоционально-волевой: насколько ребенок любознателен, готов задавать вопросы и искать на них ответы; насколько он в состоянии управлять своими действиями, желаниями, поступками, насколько он умеет адекватно реагировать на разные ситуации социально приемлемыми способами. Позже других созревают центры мозга, отвечающие за волевое усилие. Что касается физической готовности, то она определяется усидчивостью, работоспособностью, способностью концентрировать внимание. Возраст, когда все перечисленные критерии сформированы, — 6,5–7 лет. С этого возраста и нужно начинать обучение, не раньше.

Чиновникам, прежде чем придумывать проекты реформ, неплохо было бы посоветоваться с педиатрами. Распространенное у младших школьников заболевание — «синдром дефицита внимания», о котором еще лет 10 назад никто ничего не слышал, — отчасти связано с ранним обучением.

По мнению Надежды Артемовой, увлечение модными ныне школами раннего развития, где пятилетним преподают основы письма и чтения, неоправданно и даже опасно. Слишком раннее начало учебной деятельности ведет к накоплению хронической усталости. Кроме того, ребенок теряет чувство новизны от встречи со школой. Ему в школе неинтересно.

К минусам раннего обучения следует добавить и то, что оно усложняет отношения между ребенком и родителем. Родитель так или иначе вынужден брать на себя функции контроля за учебной деятельностью ребенка. Чтобы ребенок надлежащим образом выполнил заданное, родителю необходимо прибегать к принуждению, порицанию. Родитель страдает, если у ребенка нет положительных отметок. А у ребенка, как следствие, букет отрицательных эмоций: я плохой, я неспособный, родители меня не любят…

— Есть другой путь подготовки ребенка к школе, над которым сейчас активно работают психологи: путь творческого развития, — продолжает Надежда Сергеевна. — Смысл в том, чтобы создать все условия для развития способностей: хочет ребенок петь и танцевать — пусть делает это сколько хочет; желает рисовать и лепить — дать в руки пластилин, карандаши, краски и ничем не ограничивать полет фантазии. В этой деятельности формируются крупная и мелкая моторика, волевые действия, эмоциональная сфера. Таким образом, у ребенка развивается все то, что потребуется для учебы в школе. При этом развитие происходит в игре, без принуждения и порицания. Я бы назвала этот путь «Играя, готовлюсь к школе». Ибо ведущая деятельность ребенка до 6,5 -7 лет — игра. Только в этой деятельности он может развиваться.

Первыми жертвами реформаторских усилий могут оказаться дети, не попавшие по разным причинам в систему дошкольного воспитания. Это их чиновники планируют запихнуть в нулевые классы. Вряд ли это получится. Если родителям было «недосуг» водить ребенка в садик, вряд ли они найдут время и силы, чтобы воспользоваться «добротой» государства и пройти обучение в нулевом классе. А вот те, кто не пользовался услугами детских комбинатов потому, что дети сидели с няней из агентства добрых услуг или мама имела возможность не работать, за год до наступления школьного возраста начинают активно искать школы раннего развития: чтобы взяли в гимназию, или даже просто потому, что «все туда идут». Именно их Надежда Артемова предостерегает от поступления в образовательные учреждения, где деятельность организована по типу школьной. Сегодня таких школ раннего развития очень много, поскольку для школ и детских садов это возможность внебюджетной деятельности.

— Я ни в коем случае не против раннего развития вообще, — резюмирует Надежда Артемова. — У нас есть опыт, когда в начальной школе создаются очень хорошие условия для детей, когда вся организация учебного процесса очень бережна и осторожна по отношению к ребенку. Только я не думаю, что найдутся альтруисты, которые возьмутся внедрять опыт раннего творческого развития на безвозмездной основе. Насколько мне известно, про финансирование в проекте реформы ничего нет. А вообще, очень жаль, что никому не приходит в голову увеличить дошкольный возраст.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: