Министерство образования планирует увеличить срок обучения в средней школе до 12 лет за счет введения обязательного нулевого класса.
По словам директора департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калины, главной целью нового варианта школьной реформы является сглаживание «социальных различий детей и их адаптации к школьным нагрузкам». Более того, Исаак Калина считает, что удлинение на год обучения в начальной школе позволит «не только снять с младших школьников избыточную нагрузку, но и высвободить время для дополнительного обучения».
Педагоги называют проект реформы абсурдным. Эксперты утверждают, что в любом случае он нежизнеспособен, поскольку не вписывается в существующую систему образования. В детских садах сделать это нельзя, так как, в отличие от школы, посещение дошкольных учреждений не является обязательным. В школах создать класс для пятилетних также не удастся, поскольку там нет условий для дневного сна и трехразового питания.
Тем не менее проблема подготовки детей к школе стоит в последнее время достаточно остро. По закону ребенка обязаны взять в школу, даже если он не знает ни одной буквы. Однако на практике администрации школ в погоне за статусностью открывают гимназические и лицейские классы, для поступления в которые от дошколят требуют навыки письма, счета и чтения. Детям, не готовым демонстрировать умение писать и читать, предлагают поступить в другую школу или прийти на следующий год, освоив алфавит и основы арифметики. Такие действия не имеют под собой никакой правовой основы. Несмотря на это, мало кто из родителей встает на борьбу за права своего ребенка с привлечением юристов. Большинство идет другим путем: находит деньги и отдает детей в так называемые «школы раннего развития», где, в зависимости от «продвинутости», пятилетнего несмышленыша научат писать, считать, а может, даже болтать
Исаак Калина, озвучивая проект реформы начальной школы, отметил главным образом этот нюанс: уровень подготовки детей разный, и надо бы принять меры к выравниванию этого разнобоя. Согласно проекту реформы, предшкольным образованием планируется охватить 45% российских детей из семей, где у родителей нет денежных средств подготовить ребенка к школе самостоятельно.
Прокомментировать ситуацию и рассказать о системе дошкольного образования в Новосибирске мы попросили заместителя руководителя центра образования и здоровья «Магистр», психолога первой категории Надежду Артемову.
Надежда Сергеевна сразу причислила себя и своих коллег скорее к противникам, нежели к сторонникам реформы начальной школы.
Чиновникам, прежде чем придумывать проекты реформ, неплохо было бы посоветоваться с педиатрами. Распространенное у младших школьников заболевание «синдром дефицита внимания», о котором еще лет 10 назад никто ничего не слышал, отчасти связано с ранним обучением.
По мнению Надежды Артемовой, увлечение модными ныне школами раннего развития, где пятилетним преподают основы письма и чтения, неоправданно и даже опасно. Слишком раннее начало учебной деятельности ведет к накоплению хронической усталости. Кроме того, ребенок теряет чувство новизны от встречи со школой. Ему в школе неинтересно.
К минусам раннего обучения следует добавить и то, что оно усложняет отношения между ребенком и родителем. Родитель так или иначе вынужден брать на себя функции контроля за учебной деятельностью ребенка. Чтобы ребенок надлежащим образом выполнил заданное, родителю необходимо прибегать к принуждению, порицанию. Родитель страдает, если у ребенка нет положительных отметок. А у ребенка, как следствие, букет отрицательных эмоций: я плохой, я неспособный, родители меня не любят
Есть другой путь подготовки ребенка к школе, над которым сейчас активно работают психологи: путь творческого развития, продолжает Надежда Сергеевна. Смысл в том, чтобы создать все условия для развития способностей: хочет ребенок петь и танцевать пусть делает это сколько хочет; желает рисовать и лепить дать в руки пластилин, карандаши, краски и ничем не ограничивать полет фантазии. В этой деятельности формируются крупная и мелкая моторика, волевые действия, эмоциональная сфера. Таким образом, у ребенка развивается все то, что потребуется для учебы в школе. При этом развитие происходит в игре, без принуждения и порицания. Я бы назвала этот путь «Играя, готовлюсь к школе». Ибо ведущая деятельность ребенка до 6,5 -7 лет игра. Только в этой деятельности он может развиваться.
Первыми жертвами реформаторских усилий могут оказаться дети, не попавшие по разным причинам в систему дошкольного воспитания. Это их чиновники планируют запихнуть в нулевые классы. Вряд ли это получится. Если родителям было «недосуг» водить ребенка в садик, вряд ли они найдут время и силы, чтобы воспользоваться «добротой» государства и пройти обучение в нулевом классе. А вот те, кто не пользовался услугами детских комбинатов потому, что дети сидели с няней из агентства добрых услуг или мама имела возможность не работать, за год до наступления школьного возраста начинают активно искать школы раннего развития: чтобы взяли в гимназию, или даже просто потому, что «все туда идут». Именно их Надежда Артемова предостерегает от поступления в образовательные учреждения, где деятельность организована по типу школьной. Сегодня таких школ раннего развития очень много, поскольку для школ и детских садов это возможность внебюджетной деятельности.
Я ни в коем случае не против раннего развития вообще, резюмирует Надежда Артемова. У нас есть опыт, когда в начальной школе создаются очень хорошие условия для детей, когда вся организация учебного процесса очень бережна и осторожна по отношению к ребенку. Только я не думаю, что найдутся альтруисты, которые возьмутся внедрять опыт раннего творческого развития на безвозмездной основе. Насколько мне известно, про финансирование в проекте реформы ничего нет. А вообще, очень жаль, что никому не приходит в голову увеличить дошкольный возраст.