Новосибирск 12.1 °C

Решит ли проблему повышение тарифов?

26.11.2004 00:00:00

Оказывается, истинного начала рыночных реформ в ЖКХ еще не было

По словам вице-губернатора Валентина Шаталова, в департамент ЖКХ и энергетики Новосибирской обладминистрации от частных фирм и компаний постоянно приходят десятки заявок на обслуживание инженерных коммуникаций коммунального сектора — теплосетей, водоводов, ЦТП, подстанций и прочего. «Но ни кто не хочет связываться с обслуживанием жилых домов», — говорил Шаталов на недавней пресс-конференции. Удачные примеры, когда бизнес взял под опеку ЖКХ и выправил ситуацию в том или ином районе — единичны и, наоборот, многочисленны случаи полного развала хозяйства в результате такой «опеки». С одной стороны — относительно стабильная работа частного ЖЭУ в Бердске, с другой — провальная деятельность жилищного кооператива на улице Лежена в Новосибирске.

Или жилой дом N 81 на проспекте Дзержинского. Он был передан в муниципальную собственность от СибНИИА еще в 1999 году. Прошло пять лет. Но у ЖЭУ до сих пор не хватает ни сил, ни средств для приведения в порядок объекта, построенного в середине прошлого века. Если средств и хватает, то только на косметический ремонт подъездов, крыши и фасада. И это при том, что из бюджета города и района ежегодно выделяются немалые средства на капитальный ремонт муниципального жилфонда. Разумеется, затраченные на капитальный ремонт деньги никогда не вернутся в виде квартплаты граждан, потому что слишком уж велики эти вложения и не сопоставимы с платежами населения. Тут бы хватило на зарплату работникам ЖЭУ, на приобретение оборудования и строительных материалов. Да еще ремонт лифтов, мусоропроводов и пр., и пр.

В конце 90-х, когда в полный голос заговорили о срочной реформе ЖКХ, некоторые экономисты всерьез верили, что со 100-процентной оплатой будет достаточно средств, чтобы покрывать все расходы на ремонт и содержание жилфонда. Спецы исходили из того, что капитальный ремонт здания по нормам должен проводиться не чаще, чем один раз в восемь-десять лет. Но при тщательном анализе выяснилось, что хозяйство запущено настолько, что и таким гигантам, как «Российские коммунальные системы» обеспечить жилищно-коммунальную реформу, взять под свое крыло всю инфраструктуру ЖКХ в отдельно взятом городе не под силу. Значит надо повышать тарифы, что и сделали власти, подняв планку до абсолютного максимума.

Но теперь на повестке стоят вопросы другого порядка — качественное выполнение ремонтно-строительных работ и выбор организаций-подрядчиков. Пока же потребители от этих вопросов отдалены, и все решают начальники районных отделов ЖКХ, ЖЭУ и ДЕЗов. Может быть, поэтому на строительных объектах и улицах города трудится все больше гастарбайтеров, ведь с ними легче и быстрее договориться о сроках и стоимости работ. Тем более, не секрет, что с рабочими из ближнего зарубежья существуют черные и серые схемы расчета, чрезвычайно выгодные чиновникам. А о качестве в этом случае речь не идет — «закрыть» бы объект в отчете и поставить галочку. Иное дело, когда в выборе подрядчика (часто на конкурсной основе) принимает участие актив ТОСа или ТСЖ, то есть сами жители. Это — самое перспективное направление развития ЖКХ. На основе анализа и прозрачной отчетности собственники жилья вправе договариваться и договориться именно с той фирмой, чья репутация не вызывает сомнений. Однако до настоящего времени ТСЖ — товарищества собственников жилья — предоставлены самим себе и в средствах весьма ограничены. Поэтому им не под силу заказывать большие объемы работ, а их дома не входят в целевые городские программы по капитальному и текущему ремонтам. Тормозит развитие и создание новых ТСЖ, и явная дискриминация их относительно налогообложения и оформления земельных участков.

Начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев накануне второго чтения пакета жилищных законов в Госдуме внес ряд предложений, которые предусматривают льготы по налогу на недвижимость для вновь создаваемых ТСЖ. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для товариществ должны быть установлены на том же уровне, что и для населения, проживающего в муниципальном фонде. Наконец, по мнению г-на Евраева, государство должно финансировать капитальный ремонт. По данным ФАС, в нем нуждается в той или иной степени 55 процентов жилых домов России. Причем ремонт ветхого и аварийного жилья по стоимости сопоставим со строительством нового дома, а реконструкция обходится в 70 процентов стоимости нового строительства. Всего на эти цели в масштабах страны необходимы капиталовложения в размере трех триллионов рублей. «Гражданам это не осилить. И если государство не поможет, то через некоторое время дома просто начнут рассыпаться, и их жильцам все равно придется давать социальное жилье. Если проблему не замечать, она не решится, а только станет острее», — отметил представитель ФАС. И предложил выделять средства из бюджета на капитальный ремонт тем, кто создает товарищества собственников жилья.

При этом что интересно: по словам Михаила Евраева, в ФАС поступает много просьб разрешить передачу в частную собственность или аренду коммунальных сетей. Напрашивается вопрос: зачем? Если операторы говорят, что для крупных прибыльных инвестиций условий нет, тогда остается только предположить, что компании, желающие получить в распоряжение инженерные сети, рассчитывают зарабатывать деньги за счет своего монопольного положения. То есть не вкладываясь в реконструкцию и модернизацию, а поднимая тарифы и ограничивая возможность доступа к потребителям возможных конкурентов.

Другая проблема, на которую обратили участники круглого стола в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, это дефицит квалифицированных, грамотных специалистов, которых от ЖКХ отталкивает, с одной стороны, законодательная неразбериха, с другой — низкая оплата труда, не сопоставимая с серьезной ответственностью.

Директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики Сергей Круглик сказал, что после того как будут приняты последние документы из пакета жилищных законов, начнется настоящее формирование рынка в сфере ЖКХ. «Думаю, что окончательно частные операторы появятся на нем только в 2006 году. И это будет не окончание, а только истинное начало рыночных реформ в отрасли».

P.S. Как сообщил пресс-центр мэрии, к концу первого квартала 2005 года в Новосибирске будет создан реестр ветхого и аварийного муниципального жилья. Распоряжение об этом подписал мэр Владимир Городецкий.

Создание реестра станет одним из мероприятий городской целевой Программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004–2010 годы. Этот документ, позволяющий сдвинуть проблему ветхого и аварийного жилья с мертвой точки, был утвержден в феврале этого года. После этого в городе приступили к инвентаризации жилищного фонда. Цель работы — выявить все дома с износом более 60%. В настоящее время инвентаризацию прошли уже свыше 1200 домов, а всего планируется проверить около 1700 зданий.

Со второго квартала 2005 года, после того как реестр будет окончательно сформирован, в комитете по жилищным вопросам мэрии начнется работа по подготовке перечня квартир и объектов, в которые будут переселять обитателей не пригодных для проживания домов. На следующем этапе будет составлен график расселения. Главы районных администраций получили соответствующее поручение, а три района города уже разработали и подали свои предложения по очередности расселения. Последним шагом должно стать составление плана финансирования — как всей программы в целом, так и каждого ее этапа до 2010 года включительно. Согласно условиям программы, по 25% стоимости нового жилья будет поступать из федерального, областного и городского бюджетов. Еще четверть суммы муниципалитет будет вкладывать из внебюджетных средств.

По предварительным подсчетам специалистов, сегодня в Новосибирске в ветхих и аварийных домах проживает 21 тысяча семей. В мэрии уже сделана первая выборка, в которую вошли 10 домов, признанных не пригодными для проживания. Эти дома включены в первую очередь первого этапа программы расселения. Сделан подбор квартир общей стоимостью 84 миллиона рублей, заключены договоры. Из городского бюджета и внебюджетных средств мэрия внесла за это жилье почти 37 миллионов рублей. Теперь свои части должны профинансировать администрация Новосибирской области и Федеральный центр.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: