Новосибирск 5.1 °C

«Не смейся, время, властью надо мной…»

27.11.2004 00:00:00

Заметки о телесериале «Дети Арбата»

Едва мы оторвались от 1-го канала TV, посмотрев 22 серии «Московской саги», как нам предложили новую «всего лишь» 16-серийную работу режиссера Андрея Эшпая «Дети Арбата» по одноименному роману Анатолия Рыбакова.

И что это телевизионщиков на ретро потянуло, как женщину на кисленькое в интересном положении? И снова времена культа личности, и снова эта зловещая фигура в мрачной окраске эпохи. Давно хочется чего-нибудь современного, но в искусстве почему-то мало кто отваживается на такое, все ретро да ретро. Рыщут постановщики, по их же словам, на блошиных рынках, выискивая убогий скарб и одежонку прошлых эпох, в тяготах воссоздают эмоциональную окраску ушедших десятилетий. Может быть, это все делается для какой-то сверхзадачи типа экстраполяции, чтобы мы как следует задумались о настоящем? Да ничуть не бывало! Похоже, просто не могут подступиться к современному материалу. Андрей Эшпай в анонсах к своему фильму так и заявил: та эпоха, мол, уже отстоялась в нашем сознании, можно и показать. Как будто в этом задача настоящего искусства. Вот бы Григорий Козинцев нечто подобное в постановке «Гамлета» видел!

Ну да ладно: что есть, то и посмотрим. Потому что не смотреть в принципе нельзя: наша все-таки боль. К тому же была интересная попытка Анатолия Рыбакова четыре (!) десятилетия тому назад осмыслить пройденное. Два десятилетия роман лежал, пока не был напечатан и не стал бестселлером, потом еще почти два десятилетия сюжет ждал реализации на телеэкране.

И вот мы имеем возможность снова «как бы» (лексикон современной Эллочки-людоедки) перечитать роман сорокалетней давности на тему живущих некогда наших прадедушек. Рано пока судить, но все-таки чем-то свежим потянуло с экрана. Может быть, благодаря редкому дарованию Чулпан Хаматовой в роли живой, а не схематичной Вареньки? Или, может быть, изумительная сцена-монолог молчания Евгении Симоновой в роли матери на свидании в тюрьме со своим сыном Сашей (Евгений Цыганов)? Несколько мгновений актриса ничего не делает, только утирает слезы: в глазах ее радость и гордость за внезапно повзрослевшее дитя, и боль надвигающейся разлуки неизвестно на сколько… Прекрасная работа! А она еще боялась играть возрастную роль!

Ей-богу, жалко великую Инну Чурикову, которой в «Саге» играть было просто нечего. Словом, теперь на экране настоящая боль, настоящие чувства. И вроде бы не так уже режет глаз ходульность сцены вербовки в «органы» изначального подлеца Юрия, «классическое» непонимание происходящих событий дяди Вареньки, ставшего в канун смертного для партии 17 съезда членом ЦК… Словом, всего понемножку пока: и удач, и откровенной, почти площадной, придумки. Даже такое приходит в голову: может, это закон тележанра таков, как в оперетте: она должна быть немножко глуповатой?

Автор этих строк не может себя причислить к поклонникам покойного писателя, хотя роман читал. Уж больно много «кудрявостей» и там: если Сталин злодей, то у него и волосы страшно грубые, толщиной чуть ли не в карандаш, а про зубы, которые ему лечит стоматолог во время отдыха «вождя народов», вообще помолчим… «Прикид» тоже несколько опереточный. Да, любопытно, а боле? Так и будем воссоздавать и воссоздавать? В застойные времена театральные режиссеры хоть «фигу в кармане», сатирический подтекст, держали, а сейчас? Или час уже пробил, и снова наступило время «Ч», и нельзя беспрерывно переключать каналы? Нет, дело, скорее, в другом: в банальной коммерции. Откровенную дрянь вроде бесконечных «Ментов» уже смотреть люди не хотят, ресурс темы исчерпан еще «Знатоками», давайте-ка мы попробуем популярнейшую некогда тему крутануть! Авось?

Небось! Жатва будет! Народ наш страшно охоч до истории с прилагательными типа полуторачасового зануднейшего послесловия-самолюбования создателей «Саги».

Конечно, на маленьком московском пятачке происходили события и дела делались во все времена чудные, вплоть до последних барахолок вперемежку с мини-спектаклями очередных проповедников. Здесь в свое время вышагивал и великий бард, мурлыча: «Ты и радость моя, и моя печаль…» Но хотя бы из коммерческого-то интереса нельзя ли Арбат зарифмовать на телеэкране с иным каким-нибудь российским местечком? Или все же Россия при желании умещается внутри Садового кольца?

А. Н.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: