Новосибирск -0.4 °C
  1. Культура
  2. НОВОСИБИРСК

Байки на трех струнах

04.12.2004 00:00:00
Байки на трех струнах
Забавных историй балалаечник ансамбля «Сюрприз» Андрей Гуревич знает много и рассказывает их с большим удовольствием. Он и музыкантом стал благодаря одной такой забавной истории…


Банкет по случаю прибытия в Новосибирск высокопоставленного китайского гостя затянулся далеко за полночь. За столами гуляли широко, по-русски — с водкой, красной икрой, дичью и, конечно, с задушевными песнями. Музыканты ансамбля «Сюрприз», уже несколько раз исполнившие на «бис» «Подмосковные вечера» и «Светит месяц», решили было передохнуть, как к ним опять подошел гонец с очередной просьбой: «Цзянь Цзе Минь хочет послушать песню «Далеко-далеко, где кочуют туманы…». Виталий Петрович (Муха. — Ред.) сказал, что его музыканты смогут сыграть все. Играйте…« Весь парадокс ситуации состоял в том, что именно эту песню никто из шести музыкантов не помнил. Но сибирские виртуозы не растерялись: они взяли в руки телефонную трубку и начали обзванивать друзей. Жена одного из них напела по телефону мелодию песни, и через пять минут разомлевший китайский гость вместе с губернатором уже слушали «Далеко-далеко…»)

Таких забавных историй балалаечник ансамбля «Сюрприз» Андрей Гуревич знает много и рассказывает их с большим удовольствием. Он и музыкантом стал благодаря одной такой забавной истории…

Морзянка против балалайки

Родители Андрея — известные в Чите музыканты — мечтали, чтобы сын занимался музыкой. Но у мальчика на этот счет были свои планы. Отзанимавшись год в музыкальной школе на аккордеоне, он заявил родителям: «Не хочу больше мучиться. Я буду радиотелеграфистом». Дело в том, что Андрей учился в школе с радиотехническим уклоном и считался среди одноклассников асом морзянки. Родители смирились и больше не приставали к сыну с музыкальными экспериментами. Но вот однажды друзья позвали Андрея посмотреть новое здание Дворца пионеров. Там, в фойе он встретил друга семьи дядю Колю — виртуозного балалаечника и кумира пацанов.

— Андрюха, зайди, послушай репетицию моего оркестра, — предложил дядя Коля. — Если не понравится, то уйдешь.

К удивлению, звучание народных инструментов Андрею не только понравилось — он был просто ошеломлен тем, что его сверстники играли не ради «галочки», а с явным удовольствием.

— Давай договоримся так, — сказал после репетиции дядя Коля. — Ты полгода позанимаешься у меня на балалайке, а потом я научу тебя играть на гитаре.

Предложение и впрямь было очень заманчивым, и Андрей решил потерпеть полгода. А через полгода про гитару он уже не вспоминал.

— Когда отец узнал, что я хожу заниматься к дяде Коле, он две недели со мной не разговаривал, — вспоминает музыкант. — Считал мой поступок предательством, ведь аккордеон, родной инструмент отца — я в свое время бросил, а тут вдруг воспылал любовью к балалайке. Он так и говорил про дядю Колю: «Сына увел, еще друг называется». А когда почувствовал, что у меня что-то получается, сменил гнев на милость: дескать, пусть на балалайке играет, все равно ведь музыкант.

Этот зловредный доминантсепт-аккорд

Самым страшным предметом в Читинском музыкальном училище Андрей считал сольфеджио. За два года в оркестре он, конечно, познакомился с азами нотной грамоты, но, придя на первый урок сольфеджио в училище, вдруг понял, что ничего не знает.

— Доконал меня окончательно доминантсептаккорд, — смеется Андрей. — Я пришел домой и с порога заявил, что забираю документы из училища. Тогда за мое образование взялась мама. Каждый день она гоняла меня по теории, заставляла петь интервалы и аккорды, писать диктанты. И к концу первого полугодия я начал неплохо ориентироваться в бесконечном нотном потоке.

В Новосибирскую консерваторию Андрей поступил по совету своего педагога Николая Соловьева. Он намекнул парню, что если тот хочет впоследствии работать в оркестре, то надо ехать именно в Новосибирск, где есть прекрасный профессиональный коллектив — оркестр под управлением Владимира Гусева. Конкурс в НГК среди абитуриентов-балалаечников в конце 80-х был два человека на место. Кстати, сейчас в консерватории учатся всего два балалаечника. Чувствуете разницу?

Безмятежные консерваторские годы Андрея были прерваны армейскими буднями. Служил он в Бурятии в танковой бригаде. Нет, в танк музыканта, конечно, не сажали, но в караул он ходил «день через день». Так бы и ходил два года, если бы не случай. К 40-летию Победы ансамбль песни и пляски Забайкальского военного округа готовил грандиозный концерт. Руководители ансамбля по всем частям собирали певцов, танцоров, музыкантов. Попал в заветный список и балалаечник Гуревич. Он своей виртуозной игрой так приглянулся худруку ансамбля подполковнику Лысенко, что тот оставил парня служить в ансамбле.

— Самое яркое впечатление за годы учебы в консерватории — это мой госэкзамен, — вспоминает Андрей. — Специально к «госам» я с друзьями написал пьесу «Старое банджо» в стиле кантри для квартета народных инструментов (контрабас, барабаны, баян, балалайка). И тут не обошлось без экстрима. Подходит моя очередь выходить на сцену, а барабанщика нет. Где он? Ребята говорят: «Он у «Победы« репетирует с оркестром баянистов». Я мчусь туда, врываюсь на сцену, забираю Колю и — назад в консерваторию. Стоим за кулисами. Вдруг наш концертмейстер Нелли Щербина говорит: «На сцене рояль не тот стоит, не буду на нем играть». Представляете картинку: объявляют мой выход, вместо меня на сцену выходят трое, берут рояль и увозят его за кулисы. На его место вывозят другой инструмент. И все это на глазах у изумленной комиссии. За манипуляции с роялями нас потом слегка пожурили, а экзамен прошел на уровне.

Сюрпризы от «Сюрприза»

Из шестидесяти музыкантов Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск» только пятеро имеют звание «Заслуженный артист России». Балалаечник Андрей Гуревич входит в эту пятерку лучших.

— Для человеческого самолюбия звание — штука приятная, — говорит Андрей. — Но когда я на афишах вижу свое имя с упоминанием звания, то начинаю нервничать — ведь для заслуженного артиста исполнительская планка стоит гораздо выше, чем для простого музыканта. Как же я должен играть, чтобы слушатели мне поверили?

В 1987 году Сергей Мартынюк организовал ансамбль «Сюрприз». Андрей Гуревич играет в ансамбле со дня его основания и считает этот коллектив своей второй официальной работой. Благо что Владимир Гусев лояльно относится к творчеству своих музыкантов на стороне. Ведь ни для кого не секрет, что на одну зарплату оркестранта нормальный мужик семью содержать не сможет.

Сейчас «Сюрприз» — это шестеро исполнителей — виртуозов, друзей и единомышленников, способных на самые что ни на есть авантюрные поступки. Например, они могут играть в самых экстремальных, не пригодных для этого местах.

— Выступали мы для тружеников села, — говорит Андрей. — Сели мы по разные стороны дороги, играем, а люди в стогах отдыхают. Вдруг на дороге появляется мотоциклист. Подъезжает к нам и, не глуша мотор, начинает прислушиваться: что это мы там играем. Послушал, дал по газам и был таков. Минут пять мы играли в пыли на ощупь…

А в Монголии пять лет назад музыканты «Сюрприза» выступали в воинской части, расположенной в пустыне Гоби. В длинном бараке-клубе без окон и дверей поздней ночью начался долгожданный концерт. Вместе с первыми аккордами в бараке… погас свет. Сначала музыканты играли на ощупь, потом один догадливый мужичок принес две свечки. После злополучного концерта гостей повезли через пустыню в автобусе без фар. Вот смеху-то было…

Мудрая жена — надежный тыл

Когда после двадцати лет совместной жизни жена говорит о своем муже: «Он такой талантливый…», это значит, что брак можно признать удачным. Андрей познакомился с Ларисой еще в консерватории. Он без скрытой иронии утверждает, что ему крупно повезло, что он встретил на своем пути такую мудрую, красивую, спокойную женщину, которая по сей день обеспечивает ему в жизни надежный тыл.

— Ей так было трудно со мной, когда я бросил курить, — смеется Андрей. — Таким психом стал, срывался и на нее, и на сына. А Лариса уговаривала, успокаивала меня, хотя другая бы давно сковородкой по башке треснула…

Их сын Павел закончил музыкальную школу по классу кларнета с красным дипломом. Принес его домой, положил на стол и сказал: «Это вам, родители». Но Андрей почему-то уверен, что Пашка все равно будет заниматься музыкой, ведь и он сам в свое время отказывался от карьеры музыканта, и вот что из этого вышло: заслуженный артист, виртуоз, самый востребованный балалаечник города. Кстати, о балалайках. Их у Андрея три штуки. На одном инструменте (московского мастера) стоимостью две с половиной тысячи долларов Андрей играет в оркестре. Другая балалайка (питерского мастера) — для выступлений с ансамблем «Сюрприз». А третий инструмент музыкант купил недавно у новосибирского мастера Евгения Денисова и говорит, что эта балалайка ничем не уступает по качеству двум предыдущим.

***

Одиннадцатого декабря в Музыкальной гостиной филармонии состоится концерт «Магия трех струн», на котором Андрей Гуревич представит на суд зрителей классические сочинения, обработки русских народных песен, произведения современных авторов, а также джазовые пьесы. Партию фортепиано исполнит Нелли Щербина. Кстати, идея концерта принадлежит Нелли: именно она предложила Андрею вспомнить молодость и тем самым сделать праздник и себе, и людям.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: