Банкет по случаю прибытия в Новосибирск высокопоставленного китайского гостя затянулся далеко за полночь. За столами гуляли широко,
Таких забавных историй балалаечник ансамбля «Сюрприз» Андрей Гуревич знает много и рассказывает их с большим удовольствием. Он и музыкантом стал благодаря одной такой забавной истории…
Морзянка против балалайки
Родители Андрея — известные в Чите музыканты — мечтали, чтобы сын занимался музыкой. Но у мальчика на этот счет были свои планы. Отзанимавшись год в музыкальной школе на аккордеоне, он заявил родителям: «Не хочу больше мучиться. Я буду радиотелеграфистом». Дело в том, что Андрей учился в школе с радиотехническим уклоном и считался среди одноклассников асом морзянки. Родители смирились и больше не приставали к сыну с музыкальными экспериментами. Но вот однажды друзья позвали Андрея посмотреть новое здание Дворца пионеров. Там, в фойе он встретил друга семьи дядю Колю — виртуозного балалаечника и кумира пацанов.
— Андрюха, зайди, послушай репетицию моего оркестра, — предложил дядя Коля. — Если не понравится, то уйдешь.
К удивлению, звучание народных инструментов Андрею не только понравилось — он был просто ошеломлен тем, что его сверстники играли не ради «галочки», а с явным удовольствием.
— Давай договоримся так, — сказал после репетиции дядя Коля. — Ты полгода позанимаешься у меня на балалайке, а потом я научу тебя играть на гитаре.
Предложение и впрямь было очень заманчивым, и Андрей решил потерпеть полгода. А через полгода про гитару он уже не вспоминал.
— Когда отец узнал, что я хожу заниматься к дяде Коле, он две недели со мной не разговаривал, — вспоминает музыкант. — Считал мой поступок предательством, ведь аккордеон, родной инструмент отца — я в свое время бросил, а тут вдруг воспылал любовью к балалайке. Он так и говорил про дядю Колю: «Сына увел, еще друг называется». А когда почувствовал, что у меня
Этот зловредный доминантсепт-аккорд
Самым страшным предметом в Читинском музыкальном училище Андрей считал сольфеджио. За два года в оркестре он, конечно, познакомился с азами нотной грамоты, но, придя на первый урок сольфеджио в училище, вдруг понял, что ничего не знает.
— Доконал меня окончательно доминантсептаккорд, — смеется Андрей. — Я пришел домой и с порога заявил, что забираю документы из училища. Тогда за мое образование взялась мама. Каждый день она гоняла меня по теории, заставляла петь интервалы и аккорды, писать диктанты. И к концу первого полугодия я начал неплохо ориентироваться в бесконечном нотном потоке.
В Новосибирскую консерваторию Андрей поступил по совету своего педагога Николая Соловьева. Он намекнул парню, что если тот хочет впоследствии работать в оркестре, то надо ехать именно в Новосибирск, где есть прекрасный профессиональный коллектив — оркестр под управлением Владимира Гусева. Конкурс в НГК среди
Безмятежные консерваторские годы Андрея были прерваны армейскими буднями. Служил он в Бурятии в танковой бригаде. Нет, в танк музыканта, конечно, не сажали, но в караул он ходил «день через день». Так бы и ходил два года, если бы не случай.
— Самое яркое впечатление за годы учебы в консерватории — это мой госэкзамен, — вспоминает Андрей. — Специально к «госам» я с друзьями написал пьесу «Старое банджо» в стиле кантри для квартета народных инструментов (контрабас, барабаны, баян, балалайка). И тут не обошлось без экстрима. Подходит моя очередь выходить на сцену, а барабанщика нет. Где он? Ребята говорят: «Он у «Победы« репетирует с оркестром баянистов». Я мчусь туда, врываюсь на сцену, забираю Колю и — назад в консерваторию. Стоим за кулисами. Вдруг наш концертмейстер Нелли Щербина говорит: «На сцене рояль не тот стоит, не буду на нем играть». Представляете картинку: объявляют мой выход, вместо меня на сцену выходят трое, берут рояль и увозят его за кулисы. На его место вывозят другой инструмент. И все это на глазах у изумленной комиссии. За манипуляции с роялями нас потом слегка пожурили, а экзамен прошел на уровне.
Сюрпризы от «Сюрприза»
Из шестидесяти музыкантов Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск» только пятеро имеют звание «Заслуженный артист России». Балалаечник Андрей Гуревич входит в эту пятерку лучших.
— Для человеческого самолюбия звание — штука приятная, — говорит Андрей. — Но когда я на афишах вижу свое имя с упоминанием звания, то начинаю нервничать — ведь для заслуженного артиста исполнительская планка стоит гораздо выше, чем для простого музыканта. Как же я должен играть, чтобы слушатели мне поверили?
В 1987 году Сергей Мартынюк организовал ансамбль «Сюрприз». Андрей Гуревич играет в ансамбле со дня его основания и считает этот коллектив своей второй официальной работой. Благо что Владимир Гусев лояльно относится к творчеству своих музыкантов на стороне. Ведь ни для кого не секрет, что на одну зарплату оркестранта нормальный мужик семью содержать не сможет.
Сейчас «Сюрприз» — это шестеро исполнителей — виртуозов, друзей и единомышленников, способных на самые что ни на есть авантюрные поступки. Например, они могут играть в самых экстремальных, не пригодных для этого местах.
— Выступали мы для тружеников села, — говорит Андрей. — Сели мы по разные стороны дороги, играем, а люди в стогах отдыхают. Вдруг на дороге появляется мотоциклист. Подъезжает к нам и, не глуша мотор, начинает прислушиваться: что это мы там играем. Послушал, дал по газам и был таков. Минут пять мы играли в пыли на ощупь…
А в Монголии пять лет назад музыканты «Сюрприза» выступали в воинской части, расположенной в пустыне Гоби. В длинном
Мудрая жена — надежный тыл
Когда после двадцати лет совместной жизни жена говорит о своем муже: «Он такой талантливый…», это значит, что брак можно признать удачным. Андрей познакомился с Ларисой еще в консерватории. Он без скрытой иронии утверждает, что ему крупно повезло, что он встретил на своем пути такую мудрую, красивую, спокойную женщину, которая по сей день обеспечивает ему в жизни надежный тыл.
— Ей так было трудно со мной, когда я бросил курить, — смеется Андрей. — Таким психом стал, срывался и на нее, и на сына. А Лариса уговаривала, успокаивала меня, хотя другая бы давно сковородкой по башке треснула…
Их сын Павел закончил музыкальную школу по классу кларнета с красным дипломом. Принес его домой, положил на стол и сказал: «Это вам, родители». Но Андрей
***
Одиннадцатого декабря в Музыкальной гостиной филармонии состоится концерт «Магия трех струн», на котором Андрей Гуревич представит на суд зрителей классические сочинения, обработки русских народных песен, произведения современных авторов, а также джазовые пьесы. Партию фортепиано исполнит Нелли Щербина. Кстати, идея концерта принадлежит Нелли: именно она предложила Андрею вспомнить молодость и тем самым сделать праздник и себе, и людям.