Новосибирск -0.6 °C

«Старый дом»: новые времена?..

09.12.2004 00:00:00

Слово — читателю

Наверное, справедливо признать, что ноябрь стал для новосибирцев месяцем многих театральных премьер. Ведь у них была возможность увидеть не только новые работы собственных театров, но и побывать на фестивале Sib-Altera, и впечатлений от увиденного им хватит надолго. С не меньшим интересом следили все и за традиционным «Парадизом»…

Словом, театральная жизнь была столь бурной, что совершенно незаметной для прессы осталась еще одна премьера, о которой все же, наверное, стоит поговорить. Речь идет о спектакле театра «Старый дом» «Кин IV», появления которого трудно было ожидать после отъезда из города А. Узденского. Те, кому посчастливилось увидеть его в роли Кина, без всякого сомнения, навсегда запомнили потрясающую историю о любви и предательстве, о жертвенном служении искусству и о непререкаемой власти искусства даже над королями. Каждый раз, когда шел этот спектакль, в театре был аншлаг. Впрочем, аншлаг был обычным явлением для «Старого дома» в дни, когда на сцене играл сам А. Узденский или были представлены его режиссерские работы… Это происходило вопреки уничижительным высказываниям в его адрес людей, по вине которых город, в конце концов, и лишился одного из лучших своих актеров.

Но страсти улеглись, коллектив театра приобрел главного режиссера, за которого шел на баррикады. Зрителей успокоили обещаниями явить им в ближайшем будущем нечто доселе ими невиданное: то, что наконец-то возвысит их до уровня столичных театралов… Зрители вынуждены были смириться со сменой привычного и любимого логотипа «Старого дома». На смену его романтичному символу пришел прямоугольно обтесанный домик, похожий на те, что рисуют школьники младших классов. Пришлось смириться с тем, что обещания о преобразовании театрального пространства ограничились появлением новой портретной галереи актеров. Впрочем, можно было бы, наверное, поспорить о художественных достоинствах, например, портрета Н. Немцевой, представленной на фото со вздыбленными в прыжке волосами и вывернутыми, как у кузнечика, коленками (это при ее-то безупречных ножках!..). Можно себе представить, какими, невидимыми миру, слезами обливались театральные двери, когда по их благородному дереву ползла кисть с масляной вишневой краской…

Все это, возможно, постепенно отболело бы и забылось, если бы в театре и вправду наступили времена обещанного благоденствия. Зрителям не известно, исполнил ли В.Б. Оренов свое обещание актерам напоить их чаем в поместье А. Островского… Если да — то им повезло больше, чем зрителям. Вместо изъятых из репертуара спектаклей пока предложено не так уж и много. Правда, г. Оренов с самого начала был настроен ломать до основания… Эта задача выполнена им с блеском. Неплохо справляется театр и со второй задачей, сформулированной В.Б. Ореновым в одном из его интервью: добиться того, чтобы было покончено с «премьерством», чтобы все актеры были на равных. С воплощением этой идеи зрители уже столкнулись в спектакле «Записки нетрезвого человека», например, кстати, не попавшем в число лучших ни в одной из номинаций «Парадиза». «Старый дом» вообще в этом году оказался единственным театром города, не получившим ни одной премии…

И все же без премьеров, видимо, пока обойтись трудновато. Иначе зачем было восстанавливать «Кина IV» и приглашать на эту роль актера из другого театра? И хорошо, что в «Старом доме» никто не взял на себя ответственность заменить А. Узденского! Те, кто видели, как он играл одну из своих звездных ролей, не стали рисковать…

Итак, «Кин IV» снова на сцене. И это совершенно другой спектакль, где в главной роли занят актер «Красного факела» В. Степанов. Теперь зрителям представлен Кин, о сценическом таланте которого им приходится только догадываться, потому что В. Степанов знакомит их исключительно с частной жизнью своего героя. Впрочем, его герой, наверное, и в самом деле полностью реализует себя только на невидимой зрителю сцене. В частной жизни он не столь масштабен и убедителен, чтобы внушить глубокие чувства Елене, и теперь можно понять, отчего она предпочла Кину жизнерадостного и обольстительного Георга IV (С. Безродных). Слезы Елены на плече Кина — это слезы по несостоявшемуся идеалу… Разумеется, блистательной Х. Ивановой нетрудно объяснить это зрителям, не видевшим прежнего спектакля. Но почему-то хочется посочувствовать ей: не каждой актрисе выпадает столько лет играть в дуэте, которому не без основания безоговорочно верил зритель, — в дуэте, без которого и спектакль, и театр уже не те.

Но дважды в одну реку не войдешь… Остается спросить у г. Оренова, когда же он приступит к созидательной части своей программы?.. В день премьеры, о которой идет речь, в театральной аллее сиротливо красовалась единственная афиша и четырнадцать пустых подрамников (и это в разгар театральной жизни города!). В зале можно было заметить пустые кресла, несмотря на то, что в числе зрителей были распространители билетов. Конечно, наполнить театральный зал — не самая сложная задача: договоры со школами и коллективные посещения спектаклей организациями — вот ее решение… Но как быть с актерами, которым почти нечего играть, и со зрителями, которым становится нечего смотреть?

Лидия АЛЕКСЕЕНКО

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: