«Ветеран» страница для старшего поколения
В НГТУ прошел уже третий набор пенсионеров на полугодичный курс народного факультета
СМИ не раз обращались к теме нерационального (с точки зрения самоорганизации общества) выпадения из общественной жизни людей с большим жизненным опытом после выхода на пенсию, сообщали о благотворительной программе «Расширение возможностей пожилых людей», предусматривающей бесплатные консультации психологов, гериатров и других специалистов. Самостоятельную работу с пожилыми людьми в пределах своих возможностей ведет руководство НГТУ при участии «Ассоциации выпускников
Уже после первой лекции М.В. Ромма о социальной работе у меня возникло двойственное впечатление. Хотя лекция (видимо, вынужденно ввиду разнородности аудитории) читалась как для совсем неподготовленных, хорошо чувствовалась эрудиция лектора, блестящее владение темой. Правда, мимоходом сделанное им замечание по поводу сложившегося у нас отношения к сверхбогатым людям показалось мне весьма спорным, напомнив опровергнутые самой жизнью искусственные построения известной в прошлом партии СПС. К счастью, Марк Валерьевич сам честно предупредил о специфике гуманитарных наук, исключающих однозначность и окончательность суждений. В целом общение с ним было интересным, но слишком коротким всего две лекции. Вызывает невольное сожаление также и то, что дефицитное учебное время ему порой приходилось тратить на простую техническую работу. Например, сообщать значение слов, их написание и произношение.
А почему бы чисто техническую работу по подготовке понятийного аппарата, терминологии каждой дисциплины и краткого списка рекомендуемой литературы не проводить заранее? Понятно, что М.В. Ромм, да и другие специалисты, имеющие, несомненно, не только профессиональные, но и общенаучные, общекультурные интересы, вряд ли найдут время, чтобы адаптировать свои лекции, технически их оформлять. Но такая работа, на мой взгляд, была бы вполне доступна (и полезна) добровольцам из числа слушателей, разумеется, под руководством знающих людей и с разрешения авторов. Возможно, в дальнейшем такое техническое участие слушателей в подготовке лекции могло бы быть включено в учебные планы как дополнительные практические занятия, своего рода домашние задания для желающих работать более активно, получать больше информации.
Особенно удобно было бы иметь заранее тексты, содержащие формулы, таблицы, графики, точные цифры и т.п., характерные, скажем, для лекций по пенсионному обеспечению. Или налогообложению. Тогда ценное учебное время можно было бы использовать более рационально и посвятить его обсуждению неясных мест, конкретным примерам и дополнительным вопросам.
Что ж, дело новое, и, видимо, будет постепенно отрабатываться технология поддержки пенсионеров, не по своей воле ставших вдруг «социально незащищенными». Методика учебного процесса для них вполне может быть изменена, поскольку знания нужны им не для коммерческой выгоды, а для удовольствия и общения по интересам. Очень важный момент: преподаватели народного факультета, носители специальных знаний современного уровня, участвующие в благотворительной программе, сами занимают весьма скромное место на шкале зарплат. Но они знают, что улучшение социального климата, над которым они работают, неизбежно обернется улучшением их собственного материального положения.
Такая позиция знающих людей (причем не только имеющих знания, но также знающих себе настоящую цену) вдохновляет, и нельзя исключить, что на основе неформального сотрудничества будет найдено нестандартное эффективное решение. Не стоит забывать, что пенсионеры тоже
Взаимопомощь как важная составная часть национальной идеи так я назвал бы инициативу ректора НГТУ А. С. Вострикова потенциально имеет большое будущее, уж поверьте простому
В. МАКАРОВИЧ
Страницу подготовила Алла БЕЛЬСКАЯ