Новосибирск 6.6 °C

За святыней

18.01.2005 00:00:00

Начиная с сегодняшнего дня, в православных храмах начнут разливать святую воду

Закончились Святки — редкие дни, когда церковные правила разрешают православным в среду и пятницу вкушать скоромное (мясное и молочное). Сегодня, в день Крещенского сочельника, Церковь установила строгий пост, дабы верующие люди после разгульных Святок смогли очистительным постом приготовиться к завтрашнему торжеству — празднику Крещения Господня.

В основу этого праздника положено евангельское повествование о том, как Христос был крещен в водах Иордана Иоанном Крестителем. Во время крещения на Христа снизошел Дух Святой в виде голубя, а с Небес был слышан голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поскольку крещение проявилось с участием трех лиц Пресвятой Троицы: Бога-Отца (голосом с Неба), Бога-Духа Святого (в виде голубя) и Бога-Сына, Иисуса Христа, то данный праздник называется также Богоявлением.

Вплоть да конца IV века Богоявлением называлось объединенное празднование Рождества Христова и Его Крещения. Затем в ходе борьбы с ересью гностиков эти праздники разделились, и Рождество было перенесено на 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю). В наше время лишь Армяно-Григорианская церковь сохранила древний обычай единовременного празднования двух событий и 6 января по новому стилю уже отметила сразу два праздника — Рождество и Крещение. На Западе праздник Крещения также уже отметили 6 января. Но в западной традиции хотя в день праздника и вспоминается один из главных его персонажей — Иоанн Креститель (по западному — Джон Баптист), но на первый план выступает воспоминание о трёх волхвах, пришедших в Вифлеем поклониться младенцу Христу. В этот день принято ходить по домам с вифлеемской звездой и поздравлять знакомых с праздником, то есть колядовать. Как правило, по домам ходят по трое мальчиков или мужчин, которые после угощения хозяевами на косяках их дверей ставят три буквы «К, М, V» по имени трех волхвов — Каспар, Мельхиор и Валтасар. Обязательным атрибутом колядующих являются надетые на голову короны, а сам праздник называется еще «праздником трёх королей». Почему трёх королей, а не волхвов, современные западные христиане ответить затрудняются. А история этого названия уходит в древний, почти позабытый обряд.

Обычно на праздник Крещения в большой праздничный пирог запекали один боб. Тот, кому доставался кусок пирога с этим бобом, назначался королём обеда и ему на голову надевали корону. Постепенно корона стала необходимым атрибутом колядующих, а сам праздник волхвов (festum magorum) трансформировался в праздник королей или царей (festum regum). У нас же на Руси в день Крещения существовала другая традиция — купаться в так называемых иорданях — прорубях, вырубленных в речном или озерном льду в виде креста. Там же священники освящали воду в день Крещенского сочельника и в само Крещение, затем после всеобщего купания из иорданей все желающие набирали для дома святой водицы. В настоящее время смельчаков искупаться в ледяной проруби не так-то и много, а вот чтобы получить святой воды, сегодня и завтра храмы Новосибирска посетит чуть ли не полгорода. С каждым годом число желающих приобщиться к святыне растет, и поэтому в городских приходах график раздачи воды составляется на несколько дней. Поэтому, чтобы не создавать лишних проблем себе и работникам храмов, лучше поинтересоваться заранее в близлежащих приходах, до какого числа в них будет разливаться святая вода, и прийти туда в удобное для себя время. А тем, кто наберет водицы сегодня, в день Крещенского сочельника, завтра и в последующие дни за водой идти уже не обязательно. И сегодня, и завтра вода освящается одним и тем же чином, и разницы в ней нет.

Телефоны некоторых городских православных приходов, по которым можно выяснить, до какого числа в них будут разливать святую воду:

Вознесенский кафедральный собор, ул. Советская, 91, т. 21–49–04.

Собор Александра Невского, ул. Советская, 1-а, т. 23–83–49.

Покровский храм, ул. Октябрьская, 9, т. 10–01–54.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы, угол Учительской и Б. Хмельницкого, т. 71–77–33.

Приход в честь Всех Святых, ул. Новогодняя, 24, т. 46–56–49.

Успенский храм, ул. Гоголя, 179, т. 77–86–58.

Успенский приход, ул. Громова, т. 42–14–79.

Приход в честь Михаила Архангела, ул. Большевистская, 229, т. 69–08–22, 69–07–65.

Храм в честь Михаила Архангела, ОбъГЭС, т. 45–82–01.

Приход во имя Серафима Саровского, 1-й пер. Пархоменко, 3, т. 51–04–62.

Троицкий храм, ул. Филатова 14, т. 41–23–32.

Приход во имя святителя Николая, ул. Зоологическая, 8, т. 32–51–74.

Троицкий приход, ул. Саввы Кожевникова, 6, т. 47–65–01.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: