Новосибирск 3.2 °C

Капитал, который нельзя потерять

21.01.2005 00:00:00

Выборы-2005

В новом составе городского Совета, который жители Новосибирска изберут в апреле, будет не 25 депутатов, а 40. Споры о численности представительного органа власти — позади. И хотя звучали предложения о 70, 100 и даже 150 мандатах, большинство депутатов нынешнего созыва пришло к мнению, что горсовет не надо раздувать. Цифра 40 записана в Уставе города. На ней остановились еще и потому, что народных избранников удобнее «поделить» по округам: теперь на каждом округе города будут работать два депутата горсовета и один — облсовета.

«Я вообще был за 35 депутатов, — говорит председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Виктор Вязовых. — Тем более что такой минимальный порог прописан в новом Федеральном законе о местном самоуправлении. По-моему, принципиальной разницы нет: 25 или 40. При обсуждении острых вопросов депутаты могут поделиться, как бывало раньше, и все равно одного-двух человек надо «перетягивать«. Важно, на мой взгляд, и это понимают мэр и его заместители, сохранить преемственность работы представительной власти в новом составе Совета». Не сломать то, что построено. Быстро новым депутатам включиться в работу. С учетом стиля и конструктивных подходов к делу нынешнего Совета. «Здесь некоторая опасность есть, — не скрывает Виктор Вязовых. — Если новеньких будет 25, да они все, не дай Бог, попадут в одну партию, как было раньше с фракцией ЛДПР, как было и в нашем созыве на первом этапе, когда доминировала группа депутатов от КПРФ. Или, предположим, сторонники какого-нибудь медиа-магната придут в горсовет в большом количестве. Тогда три года не будет работы! Была же в горсовете Омска ситуация, когда около двух лет не могли избрать председателя Совета».

Какой положительный опыт накоплен городским Советом нынешнего созыва? Какой капитал нельзя потерять? По мнению Виктора Вязовых, говорить об этом можно много, при этом в принципе нельзя вычленять горсовет из общей структуры власти. Но все-таки депутаты нынешнего созыва вправе сказать, что с их активным участием немало случилось ВПЕРВЫЕ.

Впервые за долгие годы именно в этом созыве перешли к обсуждению городского бюджета в двух чтениях, раньше было одно. Достигли бездефицитного бюджета — в 2003 и 2004 годах. Правда, в 2005-м без дефицита, к сожалению, не обошлось — город лишился ряда серьезных налогов. Впервые создали Контрольно-счетную палату — это серьезнейший шаг в контроле за расходами бюджета. Впервые пошли реальные инвестиции в промышленность. Это и заслуга облсовета, губернатора, мэрии. Результат: темпы роста промышленности в Новосибирске выше среднероссийских. Впервые появились серьезные объемы ремонта внутриквартальных дорог. Впервые в 2004 году бюджет образования стал выше, чем бюджет городского хозяйства. До этого только латались дыры, а с 2004 года соцсфера в расходах начала преобладать. И, наконец, впервые разделены посты мэра и председателя горсовета. Попытка в этом направлении была не одна, но в 2004 году она удалась.

Плюсы в работе власти можно, наверное, перечислять и дальше, может быть, без слова «впервые», но это не умаляет результаты совместной работы горсовета и мэрии. Что не получилось и останется в «наследство» депутатам нового созыва? «Мы так и не нашли действенного инструмента для расширения строительства социального жилья и ипотеки, — сожалеет Виктор Вязовых. — Большинству граждан новое жилье, увы, недоступно. Мы не разрешили больные проблемы в ЖКХ. Лишь снизили удары госполитики по карману людей, связанные с тарифами на ЖКУ. Но ведь постоянно тарифы не должны расти. Надо с этим заканчивать. Наверное, тарифы должны снижаться, когда население по воле правительства будет оплачивать 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг (в Новосибирске, напомним, в 2005 году эта планка поднята только до 90%). Проблема была до нас и останется после нас: как сделать ЖКХ эффективным? На мой взгляд, если обслуживание жилого сектора перейдет в частные руки — все встанет на свои места. В эту зиму новосибирцы снова не замерзают: по графику проведен ремонт теплосетей, вообще энергосистема стабильно работает. Люди готовы вкладывать собственные деньги в благоустройство жилья: почти в каждом доме можно видеть новые окна. Теперь надо объединить желание граждан с усилиями власти, как это происходит, например, с использованием инициативы ТОСов».

Не «выпряжется» ли расширенный горсовет из созданной системы сотрудничества с мэрией? А значит опять — длительная притирка? Председатель постоянной комиссии по проблемам городского хозяйства, градостроительства и земельных отношений Александр Тарков отвечает на этот вопрос так: «Сегодня есть мнение, что горсовет управляем. Это не так. Другое дело, что мнение исполнительной власти и многих депутатов от оппозиции совпадают по некоторым вопросам. ДЕЛИТЬ-ТО НЕЧЕГО. Не спрячешься же за мэра. Чтобы сохранить ЖКХ, мы вынуждены были поднять уровень оплаты населения за ЖКУ до 90%, хотя Москва требует 100. Если новые депутаты придут в горсовет решать личные проблемы или отстаивать партийные интересы, тогда да, возможны конфликты. Но меня лично радует, что больше депутатов — больше средств для выполнения наказов избирателей. В 2004 году на каждый округ для этих целей выделялось из бюджета по миллиону рублей. Я и мои помощники все до последней копейки использовали на первоочередные нужды избирателей. Если все будут работать так, будет хорошо».

Естественно, что мэр Новосибирска Владимир Городецкий не меньше депутатов озабочен преемственностью в работе городского Совета. В заслугу себе и мэрии Городецкий ставит постоянное стремление к диалогу с депутатским корпусом. Не соглашались, спорили. «Но жизнь показала, что всегда принимались наиболее оптимальные управленческие решения, — убежден мэр. — Никакого, упаси Боже, пренебрежения к депутатам со стороны специалистов мэрии не было и не будет. Даже при разных подходах к проблеме мы приходили к компромиссу, не было за эти годы такого, чтобы мы не приняли решения, не приняли бюджет». Хотя депутаты-коммунисты уходили с сессии горсовета, протестуя таким образом против повышения жилищно-коммунальных тарифов. Но у мэра хватило терпения на долгие переговоры с бюро обкома, на встречи в районных организациях КПРФ, где он убеждал, почему надо менять тарифы.

Сегодня мэр считает очень важным не потерять этот диалог и взаимодействие с депутатами в новом горсовете. Принципиальной задачей на будущее для обеих ветвей власти Городецкий называет также эффективность исполнения наказов избирателей: здесь пока механизм взаимодействия мэрии и Совета не отлажен. «Я уже решил, что мы выделим в мэрии двух-трех человек, которые постоянно будут заниматься системой исполнения наказов, — говорит Владимир Городецкий. — По сути наказы — это то, над чем мы работаем по плану социально-экономического развития города. Но только их надо взять на особый учет».

Мэр хочет, чтобы Совет третьего в России города, самого крупного муниципального образования страны, активно заявлял о себе в общероссийском масштабе и за рубежом. Взаимодействовал с Советами других городов, участвовал в ассоциации представительных органов власти. И он не боится, что возросший до сорока депутатов горсовет «выпряжется». «Не боюсь, потому что у нас есть сегодня уважительное отношение друг к другу, — убежден Городецкий. — Я насмотрелся, как в других городах исполнительная власть ведет себя по отношению к депутатам, порой чванливо и высокомерно: да они ничего не понимают! Мы такого не допускаем. Депутаты избраны народом. 40 человек — оптимальное количество. Люди на выборах все больше начинают смотреть на кандидатов хоть в мэры, хоть в горсовет с точки зрения того, что они сделали для города. Они не верят в сладкие обещания. Поэтому моя задача — поддержать тех депутатов нынешнего созыва, которые захотят вновь избираться. А поддержать как? Показать людям, что они сделали. В последние два года я много встречаюсь с активистами ТОС в городских дворах. И очень часто слышу: это депутат Кожемякин сделал, а это — Алексеев, а это — Микерин… Звучат фамилии почти всех депутатов! Значит, работают?»

Зам. генерального директора по экономике ОАО «Сиблитмаш» Виктор Вязовых, отказавшийся от работы в горсовете на штатной основе, одновременно считает депутатский стаж капиталом, полезным ему, родному предприятию и, без ложной скромности, жителям города. «В силу своей должности я очень скупо трачу бюджетные деньги, выделяемые на исполнение наказов избирателей, — говорит председатель бюджетной комиссии. — Но это хорошее дело. У меня на округе есть один частный водовод. Чтобы его отремонтировать и передать Горводоканалу, надо 120 тысяч рублей. Денег на него ни у кого нет! В конце концов, наверное, изыщу их за счет тех же средств». В этом году на исполнение наказов избирателей денег из бюджета города будет выделено в полтора раза больше. Кому доверят их новосибирцы?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: