Новосибирск 2.9 °C

Легенда оперной сцены

22.01.2005 00:00:00

Сегодня девять дней со дня смерти солистки НГАТОиБ, народной артистки СССР, профессора НГК, почетного жителя Новосибирска Лидии Мясниковой

Лидия Мясникова в роли Амнерис, «Аида»

«Царица театра», «жемчужина сцены«, «человек-легенда» — так называли Лидию Владимировну почитатели ее таланта.

Ни для кого не секрет, что легенды живут ровно столько, сколько их помнят. Ученики и коллеги говорят, что Лидия Владимировна оставила в их сердцах светлую память.

— Впервые я увидела ее на сцене нашего театра в начале семидесятых, — вспоминает ученица Мясниковой заслуженная артистка России Елена Радченко. — Лидия Владимировна пела Графиню в «Пиковой даме». Ее шикарный, мягкий, чарующий голос поразил меня, можно даже сказать, предрешил мою судьбу. Я стала певицей…

Вторая встреча с властной Графиней у Елены состоялась в 1982 году на вступительных экзаменах в Новосибирской консерватории. После экзамена Лидия Владимировна подошла к девушке и заявила: «Деточка, я беру тебя к себе в класс». Елена тогда была на седьмом небе от счастья.

— Мое первое впечатление на ее уроке? Страх, — смеется Елена. — О Лидии Владимировне говорили как о властной, требовательной женщине, которая могла в разговоре такое крепкое словцо применить, что волосы дыбом вставали. Но между нами как-то сразу сложились трепетные, доверительные отношения. Она знала о своих учениках все — их беды и радости. Умела вовремя помочь, подсказать. Мы были за ней, как за каменной стеной. Ее имя для нас означало охранную грамоту, и мы, понимая свою избранность, старались соответствовать. Она всегда отстаивала своих учеников, если у них случались неприятности. Меня, например, хотели отчислить из консерватории из-за того, что я не посещала уроков физкультуры. Лидия Владимировна сказала в деканате несколько слов, и меня оставили в покое. Вообще, мы старались не огорчать своего педагога, ведь для нас это было равносильно ссоре с матерью…

Своих учениц Мясникова называла по именам: Ленка, Людка, Ритка. Но в этом не было пренебрежения — просто Лидия Владимировна любила своих девчонок, и те платили ей той же монетой. А как они хотели во всем походить на педагога! Секретами своего мастерства Лидия Владимировна делилась с ними щедро. Ей стоило лишь раз показать голосом, как нужно исполнить ту или иную фразу, и все становилось ясно.

— Ее меццо и в девяносто лет звучало восхитительно, — говорит Елена. — А что уж вспоминать о тех временах, когда она царила на сцене… В партии Кармен я ее не слышала. Лидия Владимировна сама говорила, что перестала петь «эту чертовку», когда поняла: вес ее тела не соответствует образу обворожительной и страстной испанки. Вообще Мясникова отдавала предпочтение русской музыке. Вряд ли кто-то из наших певцов сейчас сможет подобно ей спеть Любашу из «Царской невесты» или Марфу в «Хованщине». Забавный случай произошел у Лидии Владимировны на прослушивании в Большом театре. Она — Амнерис — пела сцену судилища из «Аиды». В зале тогда сидели примы — Вера Давыдова, Мария Максакова. Сцена заканчивается, дирижер поворачивается к залу и говорит: «Вот, дорогие дамы, как надо петь!» Эти дамы сделали все, чтобы Мясникова уехала обратно в Новосибирск. И слава Богу, иначе у нас не было бы такого превосходного педагога. Ведь и в Новосибирске она была «звездой».

Елена говорит, что, несмотря на титулы и восторг публики, Лидия Владимировна не страдала «звездной» болезнью, ей всегда были чужды снобизм и эгоизм. Певица, «поцелованная Богом», в жизни оставалась обыкновенной женщиной. Она занималась любимым делом, ее обожали мужчины, боготворили ученики. Что еще человеку надо для счастья?

— Женщина — вся, до кончиков ногтей, — говорит Елена. — Ее нельзя было назвать старушкой, она и в семьдесят лет следила за своей внешностью — прическа, маникюр, одета с иголочки. Когда она сидела в зале на моих сольных концертах, я чувствовала ее незримую поддержку. Лидия Владимировна была невероятно щедрым человеком на похвалы, на подарки. Я храню ее дары, как зеницу ока: хрустальные стопочки, серебряные ложечки, веер, ноты…

Прощание с Лидией Мясниковой состоялось 16 января в фойе театра оперы и балета. На траурной панихиде было сказано много теплых слов. Экс-директор НГАТОиБ Валерий Егудин вспоминал, как Лидия Владимировна поддержала его — начинающего певца, когда он в полуобморочном состоянии дебютировал на сцене театра в опере «Тропою грома»: «Не дрейфь, Валерка, вытянем…»

Светлая память о жизнелюбивой женщине, талантливой певице навсегда останется в сердцах ее коллег и учеников. А пока жива память — жива и легенда.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: