Новосибирск 3 °C

Гипсовым богам вернут руки, ноги и прочее

28.01.2005 00:00:00

Новосибирские художники и скульпторы приступили ко второму этапу реставрации статуй, расположенных по периметру зрительного зала оперного театра.

Скульптор Александр Крутиков «лепит» статуи в Оперном. Фото Сергея ПЕРМИНА

Всего зрительный зал украшают 16 статуй — это гипсовые отливки известных скульптур древнегреческих ваятелей. Все скульптуры парные — гипсовые фигуры правой стороны зала дублируют скульптуры левой стороны, что несколько облегчает задачу реставраторов. Расколотые части тела «левых» богов и героев можно восстановить по сохранившимся конечностям их «двойников» справа. Все утраты — перекалеченные руки, ноги, пальцы, сколотые гениталии — восстанавливаются в мастерской скульптора Александра Крутикова, который руководит работами. Остальные работы ведутся непосредственно на месте — скульптуры со своих постаментов не снимаются. «Лечат» покалеченных «богов» как профессиональные художники, так и студенты старших курсов Архитектурно-художественной академии.

Скульптуры были изготовлены с 1942 по 1944 годы. Процессом отливки и монтажа руководила известный скульптор Вера Штейн (она же автор рельефа «Танец« на фасаде театра). За 60 лет существования, по словам Александра Крутикова, в большинстве своем статуи реставрировались по четыре-пять раз. Об этом можно судить по слоям краски, которые приходится снимать в процессе реставрационных работ. Степень сохранности скульптур разная. Менее всего пострадали гипсовые боги и герои, находящиеся в менее доступной для зрителя части зала — ближе к сцене. В этом отношении Эйрене с Плутос, Гермесу с Дионисом и амазонкам повезло значительно больше, чем Дорифору Поликлета или Венере Милосской. На Дорифоре, до которого из зрительного зала всего два метра, буквально живого места нет, а многострадальная Венера и вовсе, судя по всему, изготавливалась не один раз.

Курирует работы Томский филиал Московского реставрационного института. Совместно со специалистами института выбираются наиболее продуктивные способы расчистки и закрепления гипсовых слоев, определяется технология заделки трещин и цвет краски. Для покраски скульптур выбрана тонированная полуглянцевая белая краска (Тиккурила, тон «Луи-153»). Что на бордовом бархатном фоне, который будет сохранен, должно смотреться очень достойно.

Первые восемь статуй, работа над которыми была начата еще в октябре, отреставрированы и стоят упакованными в полиэтиленовые одежды. Художники приступили к восстановлению оставшихся восьми фигур…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: