Новосибирск 6.5 °C

Джаз на фоне терроризма

29.01.2005 00:00:00

В Новосибирске прошли концерты нью-йоркского джазового квинтета «OSCAR PEREZ NUEVO COMIENZO». Пройти-то они прошли, но на самом деле все только начинается. NUEVO COMIENZO можно слегка коряво перевести на русский как «новое начало«. И сибирские гастроли квинтета (они будут играть еще в Омске и Томске) можно считать презентацией масштабного музыкального проекта «Из Нью-Йорка с любовью».

Поверим лейблу?

Нельзя сказать, что это название очень оригинально, зато идея сама по себе хороша: показать сибирякам молодой американский джаз. Ведь обычно гастролеры — солисты и коллективы уже «с мировым именем». А «с именем« (которое далеко не за один день возникает) — это уже немножко история. А сегодняшний (и отчасти завтрашний) день американского джаза — это талантливая, успешная и, может быть, уже знаменитая (на родине) молодежь. Американский продюсер проекта Аркадий Фримен (в прошлом — сибиряк и довольно известный джазмен) пообещал, что в ближайшие два года «из Нью-Йорка с любовью» к нам приедут самые различные музыканты: «и джазовые, и не совсем джазовые, и совсем не джазовые, но обязательно из Америки». Фримен, видимо, еще помнит, что когда-то, еще в СССР, лейбл «made in USA» был окончательной и безнадежной гарантией качества. Прокатит ли этот финт сегодня — тот еще вопрос. Впрочем, начало («новое начало») оказалось удачным.

Про vodka

Джаз «мэйд ин США». Фото автора

Квинтет Оскара Переза — пианиста и джазового композитора — на тему «как мы выступим» не переживал. Музыкантам интересно было, скорее, другое: чего от них ждут здесь, во глубине сибирских руд. О России ребята знали не много, о Сибири — практически ничего (саксофонист Стейси Диллард очень старательно и неуверенно выговаривал слово «Новосибирск» — мол, так ли это называется, я ничего не перепутал?). Аркадий Фримен, проводя музыкантам вводный инструктаж по местным климатическим условиям, оперировал знакомыми каждому американцу понятиями и твердил: «Аляска, Аляска!» Но наши морозы, вопреки ожиданиям, не произвели на музыкантов особого впечатления. В Нью-Йорке, по словам Оскара Переза, бывает и холодней. Правда, слегка прогулявшись по центру города, они не особенно рвались повторять этот эксперимент. Хотя говорят, что им понравилось. Впрочем, национальный напиток сибиряков (vodka) Дилларду тоже понравился — но, тем не менее, «спасибо, больше пока не хочется». Ну да бог с ними, с экспериментами с местным колоритом — все-таки приехали они к нам не ради водки на морозе, а играть джаз. Это пьянит ничуть не меньше.

Кровосмешение

Башни-близнецы уже третий год ассоциируются не с мечтой, а с трагедией

«Мы надеемся немножко согреть вас нашей музыкой», — говорил Оскар перед началом концерта. И в зале действительно было тепло, а местами даже горячо. Молодая джазовая кровь Америки (а, несмотря на то, что каждый из музыкантов квинтета уже имеет серьезную творческую биографию, возраст их не превышает тридцати трех), судя по всему, изрядно взбудоражила джазовую кровь Сибири всех возрастов (зал, похоже, примерно на треть состоял из местных деятелей культуры). Особый успех имел аттракцион «поющий продюсер» — Аркадий Фримен не удержался в амплуа ведущего концерта и «оторвался» по полной программе. И вполне закономерно, что чуть позже Америка и Сибирь уже вместе играли в клубе «Труба». После этого Грег Глассман, трубач, звонил знакомым в Москву и очень эмоционально восхищался новосибирскими джазменами. Теперь у него возникла идея, что на обратном пути надо бы попытаться поиграть еще и с москвичами — вдруг выйдет так же хорошо?

Джаз — это общественная наука

И, наверное, главное — это даже не концерты, а как раз то, что возникает, когда музыканты общаются между собой. Говоря о джазе, Оскар Перез чаще всего употребляет слово «communications» — коммуникация, общение, контакты, связь. «Разве могут быть у музыкантов проблемы в общении? Есть тема, есть тональность — все, поехали!» Джаз — это что-то вроде языка межнационального общения, и, может быть, потому он так популярен у себя на родине, в многоязыкой Америке — да и у нас, в многонациональной переселенческой Сибири. Чем-то мы все-таки похожи.

Энтони Перез (брат Оскара, гитарист и контрабасист) в свое время получил степень бакалавра в области джаза, обучаясь в New School for Social Research. То есть — школа общественных наук. И Оскар считает, что джаз действительно может рассматриваться как общественная наука. В конце концов, в основе любого общества — все то же слово «communications«. То есть джаз. Свободное, импровизационное, неподцензурное, сиюминутное, неповторимое искусство общения на любом языке.

Картонные призраки

Правда, жизнь общества имеет обыкновение вмешиваться в жизнь искусства самым порой неожиданным образом. И квинтет Оскара Переза, открывший проект «Из Нью-Йорка с любовью», в некотором роде заслуживает ордена «За мужество в освоении целинных земель». Дело в том, что несколько коллективов, которым Аркадий Фримен предлагал участие в проекте, просто побоялись к нам приехать. И дело не в метелях или медведях. Американцы опасаются сибирских… терактов. Хотя Сибирь — это не Москва, и у нас-то как раз в этом отношении спокойно. Чего нельзя сказать о Нью-Йорке. И призрак террористических актов, так пугавших наших гостей, все-таки возник. В оформлении сцены филармонии: два силуэта американской мечты, башни-близнецы, уже не существующие в реальности, но крепко засевшие в сознании. Ах, эта иллюзорная Америка, предел давних мечтаний, «oh, baby!», виски с содовой, и все поголовно — в джинсах «made in USA». С Америкой сегодняшней, зазвучавшей в филармонии, эти бумажные силуэты не имели ничего общего.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: