Новосибирск 2.8 °C

Александр Карелин: Требуются время и усилия, чтобы люди поняли: реформа проводится в их интересах

08.02.2005 00:00:00

Сначала было слово — странное и непонятное — «монетизация». О ней говорили, объясняли, что будет, когда она вступит в свои права. В конце прошлого года в регионах прошли совещания с участием министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, на которых рассказывали, как будет реализовываться Федеральный закон N 122 от 22 августа 2004 года. Но за запахами новогодней ели мы сразу не распознали и не поняли, что будет на самом деле, когда реформа системы социальных льгот, или монетизация льгот, начнет работать. В одной телевизионной программе новостей проводимую социальную реформу сравнили с покупкой новой обуви. Выбираешь сапоги — нравятся, меришь — подходят, а начинаешь носить — жмут. А как разносил сапожки, так и снимать не хочется.

Фото Сергея ПЕРМИНА

Во благо или во вред проходит замена льгот денежными компенсациями? За комментариями мы обратились к депутату Государственной думы Российской Федерации Александру КАРЕЛИНУ:

— Александр Александрович, чем вызвана необходимость реформирования существовавшей системы льгот, и вообще, нужна ли была социальная реформа?

— Если суммировать все обязательства, которые взяло на себя государство по обеспечению населения льготами, то мы получим солидную цифру — почти шесть триллионов рублей, что равно двум годовым бюджетам нашей страны. Очевидно, что государство не могло это выполнить. Поэтому система льгот в том виде, в каком она существовала, нуждалась в реформировании. И это, отмечу, никто не отрицает. Социальная реформа призвана прекратить практику, когда льготы декларировались на бумаге, а их выполнение финансово не подкреплялось.

Вспомните, в советские времена льготы заслуженно выдавались особым категориям граждан, к примеру, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны. В 90-е годы это стало вынужденной мерой и ни в коей мере не награждением за особые заслуги, а невозможностью государства выполнять свои финансовые обязательства: вовремя выплачивать зарплаты, пенсии, пособия. В результате льготы стали своего рода бартером, заменителем денег в условиях экономического кризиса. По некоторым оценкам, к тем или иным категориям льготников у нас относится больше половины населения страны, и многие из них даже не знали о причитающихся им льготах. За несколько лет в целом по стране были установлены «дутые», не подкрепленные финансово льготы на миллиарды рублей.

Нужно правильно понимать, что в Федеральном законе N 122 говорится не об отмене льгот, как это было сделано в свое время в некоторых государствах СНГ, в частности Казахстане и Белоруссии, а о замене их адресными денежными выплатами.

Огромная система натуральных льгот, в конечном итоге, искажала экономическое состояние важных для жизни людей отраслей хозяйства, реформирование которых назрело уже давно, таких как ЖКХ, транспорт, а их финансовая непрозрачность создавала условия для коррупции нечистых на руку чиновников.

Кроме того, большая часть населения, проживающая в сельской местности, крайне редко или вообще не пользовалась причитающимися ей льготами, однако деньги для этого в бюджет закладывались и выделялись. Но они оседали в региональных и местных бюджетах и использовались не по назначению, что опять же создавало условия для коррупции, неэффективного использования бюджетных средств.

— Каковы же главные преимущества закона о замене льгот денежными выплатами?

Во-первых, люди смогут получать свое напрямую без многочисленной армии посредников. Это значит, что повышается прозрачность финансирования. Во-вторых, каждый льготник четко будет знать, что ему полагается; в-третьих, каждый, независимо от места проживания, будет получать денежные выплаты и самостоятельно решать, на что их потратить. И при этом, сохраняются все ранее заявленные государством обязательства.

— Почему же при всей очевидной необходимости проведения данной реформы некоторые льготники выступают против нее?

— Если вспомнить нашу российскую историю, то отмена крепостного права в России в 1861 году тоже вызвала неоднозначное понимание не только в среде властей предержащих, но и среди крестьян, на улучшение жизни которых и была направлена та реформа. Столыпинские реформы начала прошлого века также проходили очень тяжело, хотя необходимость их была достаточно очевидна. Любая реформа в любом государстве, а тем более в России, всегда переносится тяжело, так как это несет в себе изменение привычного уклада жизни людей.

Требуются время и усилия, чтобы люди поняли: проводимая реформа по замене льгот денежными компенсациями в их интересах. Также необходимо понимать, что государство не снимает с себя заботы о тех людях, которые действительно в ней нуждаются.

Встречаясь со своими избирателями, я понял, что большинство просто не разобралось в новом законе, и этим не преминули воспользоваться некоторые политиканы, которые и вывели людей на улицу. В конечном итоге, причины некоторых акций гораздо серьезнее. Реформа льгот подрывает экономическую основу коррупции и казнокрадства, ведь затронуты интересы некоторых влиятельных групп, в том числе фармацевтической отрасли и транспортников, которые получали доход от прежней неэффективной системы льгот, а также некоторых чиновников, создавших многочисленные распределительные «кормушки» и присвоившие себе право распоряжаться деньгами льготников. Нужно четко понимать — не могут в новой рыночной экономике эффективно работать льготы, так как это запутанная отчетность и отсутствие бюджетного обеспечения.

— Прежде всего пожилых людей коснулась отмена льготного проезда в городском транспорте. И в большинстве регионов именно это вызвало протесты и пикеты в начале января. Может быть, стоило хотя бы проезд оставить льготным? Ведь психологически трудно представить, что ветераны будут расплачиваться деньгами.

— Огромные средства, которые правительство направляло на компенсацию проезда льготников, не попадали в полном объеме в транспортные предприятия. У последних не хватало средств не только для закупки новых автобусов, но и на качественный ремонт старых, на достойную зарплату водителям и обслуживающему персоналу. Между тем большинство единиц городского транспорта разваливается на глазах и становится опасными для жизни пассажиров. Транспортники, чтобы хоть как-то снизить потери от перевозки льготников, вынуждены повышать расценки на проезд, что также несправедливо по отношению к тем, кто не является льготником.

— Александр Александрович, вы не считаете, что закон был принят быстро, и многие просто не до конца поняли, о чем идет речь, а местная власть в большинстве регионов просто-напросто не смогла подготовиться к проведению реформы?

— Обсуждение данного закона в Госдуме России продолжалось почти пять месяцев. Фракция «Единая Россия» сумела настоять на ряде принципиальных изменений и дополнений в законопроект. Они были сформированы на основе консультаций с общественными организациями, союзами ветеранов и инвалидов, профессиональными специалистами, работающими в социальной сфере. Практически все понимали — дальше тянуть с введением в действие этого закона нельзя. Всего было внесено более пяти тысяч поправок. От правительства удалось добиться гарантированного «социального пакета» для льготников, который включает: лекарственное и санаторно-курортное обеспечение, проезд в пригородном железнодорожном транспорте. В Трудовом кодексе сохранено положение о минимальном размере оплаты труда и закреплено его поэтапное повышение до уровня прожиточного минимума. Удалось сохранить действующий механизм расчета жилищных субсидий, все льготы по оплате ЖКХ в полном объеме; добиться увеличения ежемесячной выплаты на детей-инвалидов, сохранить права сирот на получение образования, отдых, оздоровление, жилье; добиться предоставления льготных выплат жертвам политических репрессий за счет федерального бюджета; внести необходимые поправки в законопроекты, сохраняющие льготы для ветеранов и тружеников тыла; сохранить госгарантии по предоставлению социальных услуг «чернобыльцам» и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Кроме того, мы добились, чтобы в законе о занятости населения были расширены, по сравнению с первоначальной редакцией, обязанности служб занятости по предоставлению помощи нуждающимся.

Что касается местных властей в регионах, то несправедливо перекладывать всю ответственность за ошибки, совершенные в период вступления в силу закона, на руководителей регионов. Этому надо противопоставить согласованную работу всех ветвей власти на всех уровнях. Необходимо, используя действенную систему контроля, провести анализ с целью выявления слабых мест, а также назвать тех, кто своими неумелыми действиями спровоцировал недовольство людей, и если потребуется, то применять норму уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

И, конечно же, необходимо всестороннее обсуждение и закрепление полномочий между бюджетами разных уровней. Может быть, не лишним будет вернуться к рекомендациям Новосибирского регионального политсовета партии «Единая Россия» о том, чтобы каждая из новаций отрабатывалась в качестве «пилотного» проекта в отдельных субъектах Российской Федерации для того, чтобы ошибки и несогласованность не носили характер обреченности. И только после проверки жизнеспособности того или иного закона в реальных условиях распространять его действие на всю территорию Российской Федерации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: