Сначала было слово странное и непонятное «монетизация». О ней говорили, объясняли, что будет, когда она вступит в свои права. В конце прошлого года в регионах прошли совещания с участием министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, на которых рассказывали, как будет реализовываться Федеральный закон N 122 от 22 августа 2004 года. Но за запахами новогодней ели мы сразу не распознали и не поняли, что будет на самом деле, когда реформа системы социальных льгот, или монетизация льгот, начнет работать. В одной телевизионной программе новостей проводимую социальную реформу сравнили с покупкой новой обуви. Выбираешь сапоги нравятся, меришь подходят, а начинаешь носить жмут. А как разносил сапожки, так и снимать не хочется.
Во благо или во вред проходит замена льгот денежными компенсациями? За комментариями мы обратились к депутату Государственной думы Российской Федерации Александру КАРЕЛИНУ:
Александр Александрович, чем вызвана необходимость реформирования существовавшей системы льгот, и вообще, нужна ли была социальная реформа?
Если суммировать все обязательства, которые взяло на себя государство по обеспечению населения льготами, то мы получим солидную цифру почти шесть триллионов рублей, что равно двум годовым бюджетам нашей страны. Очевидно, что государство не могло это выполнить. Поэтому система льгот в том виде, в каком она существовала, нуждалась в реформировании. И это, отмечу, никто не отрицает. Социальная реформа призвана прекратить практику, когда льготы декларировались на бумаге, а их выполнение финансово не подкреплялось.
Вспомните, в советские времена льготы заслуженно выдавались особым категориям граждан, к примеру, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны.
Нужно правильно понимать, что в Федеральном законе N 122 говорится не об отмене льгот, как это было сделано в свое время в некоторых государствах СНГ, в частности Казахстане и Белоруссии, а о замене их адресными денежными выплатами.
Огромная система натуральных льгот, в конечном итоге, искажала экономическое состояние важных для жизни людей отраслей хозяйства, реформирование которых назрело уже давно, таких как ЖКХ, транспорт, а их финансовая непрозрачность создавала условия для коррупции нечистых на руку чиновников.
Кроме того, большая часть населения, проживающая в сельской местности, крайне редко или вообще не пользовалась причитающимися ей льготами, однако деньги для этого в бюджет закладывались и выделялись. Но они оседали в региональных и местных бюджетах и использовались не по назначению, что опять же создавало условия для коррупции, неэффективного использования бюджетных средств.
Каковы же главные преимущества закона о замене льгот денежными выплатами?
Почему же при всей очевидной необходимости проведения данной реформы некоторые льготники выступают против нее?
Если вспомнить нашу российскую историю, то отмена крепостного права в России в 1861 году тоже вызвала неоднозначное понимание не только в среде властей предержащих, но и среди крестьян, на улучшение жизни которых и была направлена та реформа. Столыпинские реформы начала прошлого века также проходили очень тяжело, хотя необходимость их была достаточно очевидна. Любая реформа в любом государстве, а тем более в России, всегда переносится тяжело, так как это несет в себе изменение привычного уклада жизни людей.
Требуются время и усилия, чтобы люди поняли: проводимая реформа по замене льгот денежными компенсациями в их интересах. Также необходимо понимать, что государство не снимает с себя заботы о тех людях, которые действительно в ней нуждаются.
Встречаясь со своими избирателями, я понял, что большинство просто не разобралось в новом законе, и этим не преминули воспользоваться некоторые политиканы, которые и вывели людей на улицу. В конечном итоге, причины некоторых акций гораздо серьезнее. Реформа льгот подрывает экономическую основу коррупции и казнокрадства, ведь затронуты интересы некоторых влиятельных групп, в том числе фармацевтической отрасли и транспортников, которые получали доход от прежней неэффективной системы льгот, а также некоторых чиновников, создавших многочисленные распределительные «кормушки» и присвоившие себе право распоряжаться деньгами льготников. Нужно четко понимать не могут в новой рыночной экономике эффективно работать льготы, так как это запутанная отчетность и отсутствие бюджетного обеспечения.
Прежде всего пожилых людей коснулась отмена льготного проезда в городском транспорте. И в большинстве регионов именно это вызвало протесты и пикеты в начале января. Может быть, стоило хотя бы проезд оставить льготным? Ведь психологически трудно представить, что ветераны будут расплачиваться деньгами.
Огромные средства, которые правительство направляло на компенсацию проезда льготников, не попадали в полном объеме в транспортные предприятия. У последних не хватало средств не только для закупки новых автобусов, но и на качественный ремонт старых, на достойную зарплату водителям и обслуживающему персоналу. Между тем большинство единиц городского транспорта разваливается на глазах и становится опасными для жизни пассажиров. Транспортники, чтобы хоть
Александр Александрович, вы не считаете, что закон был принят быстро, и многие просто не до конца поняли, о чем идет речь, а местная власть в большинстве регионов
Обсуждение данного закона в Госдуме России продолжалось почти пять месяцев. Фракция «Единая Россия» сумела настоять на ряде принципиальных изменений и дополнений в законопроект. Они были сформированы на основе консультаций с общественными организациями, союзами ветеранов и инвалидов, профессиональными специалистами, работающими в социальной сфере. Практически все понимали дальше тянуть с введением в действие этого закона нельзя. Всего было внесено более пяти тысяч поправок. От правительства удалось добиться гарантированного «социального пакета» для льготников, который включает: лекарственное
Что касается местных властей в регионах, то несправедливо перекладывать всю ответственность за ошибки, совершенные в период вступления в силу закона, на руководителей регионов. Этому надо противопоставить согласованную работу всех ветвей власти на всех уровнях. Необходимо, используя действенную систему контроля, провести анализ с целью выявления слабых мест, а также назвать тех, кто своими неумелыми действиями спровоцировал недовольство людей, и если потребуется, то применять норму уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
И, конечно же, необходимо всестороннее обсуждение и закрепление полномочий между бюджетами разных уровней. Может быть, не лишним будет вернуться к рекомендациям Новосибирского регионального политсовета партии «Единая Россия» о том, чтобы каждая из новаций отрабатывалась в качестве «пилотного» проекта в отдельных субъектах Российской Федерации для того, чтобы ошибки и несогласованность не носили характер обреченности. И только после проверки жизнеспособности того или иного закона в реальных условиях распространять его действие на всю территорию Российской Федерации.