Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Нашла коса реформ на камень тарифов

08.02.2005 00:00:00

Почти сенсационными стали результаты опроса, который провел в конце января Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Как показывают опросы населения, монетизация льгот отнюдь не является самой важной и болезненной в ряду объявленных социально-экономических реформ.

Только 48% опрошенных признают, что монетизация сказывается негативно на материальном положении их семей, а 22% не сомневаются, что смогут приспособиться к новым условиям жизни. На тот же вопрос относительно повышения жилищно-коммунальных платежей уже 92% опрошенных признают негативное влияние этого на материальное положение их семей, в том числе лишь 20% смогут, по их мнению, к этому приспособиться.

Протестный потенциал в российском обществе, если оценивать данные опросов за последние пять лет, постепенно нарастает. Если в 2001 году только 17% опрошенных считали вполне вероятными выступления жителей их города в защиту своих прав, против падения уровня жизни, то в 2004 году таких было уже 30%, а в январе 2005 года — 49%, т. е. почти половина россиян.

Вот такие данные представил официальный государственный ВЦИОМ. Независимые медиа-группы приводят еще более настораживающие данные: к активным формам протеста готовы прибегнуть или принять участие в них до 60 процентов россиян.

Это, так сказать, присказка. А теперь сама сказка, ставшая, увы, унылой былью.

Кто из вас, уважаемые читатели, не попадал в такую или схожую ситуацию, когда на ваш вызов сантехника по поводу капающего крана звучал ответ: «Сейчас все работники заняты. Будьте завтра в десять часов дома». Дальше короткие гудки в трубке, и свои недоуменные вопросы, почему завтра и почему в это время, — адресовать некому.

Ваш повторный звонок вызывает у диспетчера ЖЭУ легкое раздражение. «Вас записали в план. Что вам еще нужно? Характер дефекта не срочный, можете и подождать. Тем более, вы не знаете, какого диаметра кран. Возможно, вам его придется покупать самим, потому что у нас нет никаких(?!)… Сегодня есть другие вызовы, а вечером и ночью сменный сантехник обязан работать только по серьезным авариям».

Ваш третий звонок приводит вашу телефонную собеседницу в панику. Она напоминает, что у вас есть непогашенная задолженность по квартплате аж за два месяца, поэтому нечего «качать права» и «выворачивать нам руки». Если бы, мол, все было оплачено, то и разговор был бы другой. А так дела нет никому — есть у вас завтра в 10 часов свободное время или нет. Точка.

Ваш поход в ЖЭУ в поисках правды не регламентирован ни стандартами, ни правилами, ни новым Жилищным кодексом. Поэтому в прокуренном служебном помещении вас встречают играющие в домино сантехники неприветливо. Однако, заслышав о текущем кране и оплате наличными, желающий исправить дефект находится тотчас. Через 20 минут вместо старого стоит кран новый, медный. И всего-то за 300 рублей. Довольный собственной настойчивостью, вы идете в сберкассу и погашаете долг за услуги ЖКХ. Но, возвращаясь обратно, вы «вдруг» замечаете, что в подъезде не убиралось дня три, что стекла давно разбиты, напор воды в исправленном кране слабый, а в батареях едва теплится жизнь. Ваш потребительский азарт и эгоизм не знает предела! Диспетчер откровенно хамит на претензии и в приливе ярости твердит почему-то о своей маленькой зарплате.

История эта произошла недавно с нашим читателем живущим на Затулинке. Он очень просил не называть ни номера ЖЭУ, ни своего адреса потому, что «переезжать я никуда не собираюсь, а в случае чего все равно придется обращаться в домоуправление». На наш довод, что задолженность по квартплате не может быть основанием для отказа от предоставления услуг, читатель напомнил анекдот про сантехника, который чинил кран и ворчал: «ремонтом не обойтись, надо менять всю систему».

И все же мы напомнили, что у ЖЭУ есть право прекратить предоставление коммунальных услуг, если квартиросъемщик не вносит квартплату более трех месяцев. Но существует определенный порядок: ЖЭУ должно уведомить квартиросъемщика, с какого момента оно ограничивает или прекращает предоставлять коммунальные услуги. Коммунальщики обязаны вести официальный диалог со своими клиентами.

А на самом деле, какая есть альтернатива нашим ЖЭУ, расположенным по территориальному принципу? И кто следит (и заинтересован ли в этом) за качеством услуг? Подчиняются домоуправления районным отделам ЖКХ, те — департаменту ЖКХ и энергетики мэрии. При департаменте есть комитет по ЖКХ, в горсовете — постоянная комиссия по развитию городского хозяйства, при мэрии — комитет по защите прав потребителей и общественная приемная. То есть вся муниципальная система ЖКХ вращается вокруг своего главного начальника-распределителя — мэрии. Городская исполнительная власть верстает бюджет, проводит конкурсы на «лучшего по профессии», поощряет лучшие ЖЭУ, считает количество поступивших жалоб, но, по большому счету, в отношениях между потребителем и исполнителем ничего не меняется. Работники ЖЭУ по факту, чувствуя себя хозяевами на территории микрорайона, не парят себе мозги такими понятиями, как «повышение квалификации» и уж тем более «вежливость». Согласитесь, было бы странно увидеть в плане работы ЖЭУ такое мероприятие, как семинар по проблемам общения или беседу с психологом. Правда, есть несколько категорий жителей, с которыми коммунальщики остерегаются портить отношения. Это — обитатели уютных элитных домов и тех, где живут высокие начальники. Есть еще ТОС, ТСЖ, ЖСК — их члены сами ведут контроль качества услуг, но предоставляют эти услуги все те же ЖЭУ и ДЕЗ, «приписанные» к микрорайону.

Таким образом на систему жилищно-коммунального хозяйства, никак не влияет повышение тарифов. И причины этого главные три.

Первое. Наша низкая потребительская правовая культура. Причем в подавляющем большинстве мы и не стремимся знать свои права. Мы только тогда открываем глаза и начинаем действовать, когда видим, что нас явно держат за дураков и водят за нос. Тогда мы вдруг с удивлением узнаем, что есть законы, а в них наравне с обязанностями прописаны еще и наши права. Так же как есть права, обязанности, регламент работы ЖЭУ, перечень платных и бесплатных услуг. Наконец, есть суд, куда можно обратиться. Правда, при наличии желания как такового.

Второе. Монополизм в системе ЖКХ и при этом недопустимо низкие оклады рабочих специальностей — дворников, плотников, водителей, сантехников, уборщиц и прочих. При окладе (не доходе — это другое) от 1500 до 3000 рублей всякий нормальный человек будет искать, где подзаработать дополнительно. И находят без труда. Место в ЖЭУ становится доходным — в семью оборотистые мужики приносят порядка 10 тысяч рублей а месяц. Правда, при наличии желания.

Третье. Низкая квалификация работников ЖКХ на уровне ЖЭУ и ДЕЗ. За редким исключением, руководителями и «специалистами» среднего звена становятся бывшие военачальники, педагоги, работники здравоохранения, общепита и даже массовики-затейники. Но никак не выпускники вузов с техническим и управленческим образованием. От сознания собственной неполноценности и хамят потребителям такие спецы.

Без срочного решения этих проблем ни-чего хорошего в ЖКХ не произойдет. При сохранении и увеличении диспропорции между тарифами и качеством реальных услуг «протестный потенциал» граждан очень скоро перерастет в реальные действия. По масштабу они будут куда более серьезными, чем акции протеста пенсионеров, поскольку задевают интересы не только 35 миллионов льготников, а всех граждан.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.