Субботние встречи
Автобус мучительно долго полз по проселочной дороге, поднимая клубы пыли, пока впереди не замаячили огоньки. Деревенька оказалась крохотной, всего несколько дворов. Гости без труда отворили покосившуюся калитку и постучались в двери дома. Несколько минут между ними и хозяином шел диалог, состоящий из вопросов: «кто?», «зачем?», «что надо?». Затем дверь отворилась, и непрошеные гости оказались в тесной душной комнатке, освещаемой тусклой лампочкой.
Фольклорная экспедиция, говорите? недовольно ворчал дед Тимофей. Вона, дожил! Да ведь
Мы песни собираем, обряды записываем, объясняли гости. Может, инструменты старинные русские у вас есть?
Гармошка, да гусли
Доска со струнами
Мой пятилетний сын, увидев гусли на картинке в книжке, был очень удивлен: «Смотри, мама, доска со струнами». Помню, я тогда нудно и путано объясняла ребенку, что, мол, это не доска, а такой старинный инструмент гусли, на котором играли былинные сказители А сейчас я первый раз в жизни держу настоящие гусли в руках и не знаю, как заставить их звенеть. Кладу инструмент на колени и пытаюсь делать волнообразные движения пальцами по струнам, изображая сказочного Садко, что вызывает дружный смех в мастерской.
Хочешь, за пять минут научу тебя «Барыню» играть, предлагает ведущий методист областного центра русского фольклора и этнографии, а по совместительству единственный в городе мастер по изготовлению старинных русских инструментов Роберт Лохно.
Но я, имея за плечами двадцатилетний музыкальный стаж, скептически ухмыляюсь. Чувствовать себя учеником в зрелом возрасте всегда неуютно: пальцы никак не хотят попадать по струнам, отказываясь выполнять элементарные требования головного мозга, ровное до сих пор дыхание превращается в сосредоточенное сопение, а лицо от смущения покрывается пунцовым румянцем. Однако ровно через пять минут я играю «Барыню».
Вот и музыкальное образование тебе не пригодилось, смеется Роберт, когда я с сожалением отдаю ему гусли. Вообще, инструмент так устроен, что научиться на нем играть может каждый. Я, например, сколько себя помню, увлекался радиотехникой и ни о каком фольклоре даже не помышлял.
Святочная вечёрка для мастера и компании
Кто такие фольклористы, Роберт узнал случайно. Друг пригласил его в Дом офицеров на Святки. Действо так поразило Роберта, что он решил познакомиться с веселой компанией фольклористов поближе. Секретам народной хореографии и вокала он обучался на практике во время многочисленных семинаров и экспедиций. Однажды Роберт услышал, как играют на гудке (трехструнный смычковый инструмент), и загорелся идеей сделать себе такой же. Полистал литературу, снял размеры и взялся за работу. Через месяц на семинаре в Чите Роберт не только продемонстрировал знатокам своего «первенца», но и сыграл на нем.
Лет десять назад мастеру попалась в руки книжка «Скоморохи на Руси», где речь шла о гуслях. С тех пор в мастерской Роберта с завидной частотой появляются на свет гусли звончатые.
В мастерской у Роберта в творческом беспорядке ждут своей очереди дрель, топор, пила, лобзик, стамесочки, клей. На столе почти готовые, покрытые марганцовкой гусли. Осталось натянуть на колки струны и играй сколько душе угодно.
Роберт сетует, что мало пригодного для работы материала, мол, не каждая доска зазвучать может. Еловые или сосновые доски должны сначала основательно просохнуть, и только тогда мастер может спокойно превращать бездушное полено в гусли звончатые. Кроме того, на доске не должно быть трещин, сучков и смоляных пятен все это может испортить имидж будущего инструмента. Колки для гуслей Роберт берет от фортепиано, а девять струн заимствует у гитары. В общем, с миру по нитке, вот и гусли получились.
«Хочу гусли с конем»
Изготовление русских народных инструментов в наше время бизнес малодоходный. Однако клиентов у Роберта хоть отбавляй. Например, художественный руководитель ансамбля ранней музыки «Инсула магика» Аркадий Бурханов не так давно заказал мастеру гусли. Роберт постарался на совесть и сделал коллеге вощеные гусли, то есть растворил воск в скипидаре и смазал этой мазью дерево. Аркадий взял инструмент на гастроли в Швецию. Шведы, по его словам, долго осаждали музыканта с просьбой продать им этот шедевр. Однако Аркадий устоял от соблазна, и гусли вернулись в Сибирь.
Этнограф из Омска попросил Роберта сделать ему гусли с конем, дескать, у его деда
«На гусли не смотреть надо, а играть», поясняет мастер.
Этнографы из Германии и Голландии, оказавшись в мастерской у Роберта, удивленно цокают языком и не торгуются видно, знают толк в исконно народном творчестве.
Недавно решил сделать для себя коллекцию инструментов, говорит Роберт. Смастерил гусли, гудки и только вздохнул с облегчением, как в течение двух недель моя коллекция «растворилась», всем срочно потребовались инструменты.
Вот уже несколько