Новосибирск 4 °C

Если медведь на ухо наступил, бросай рояль и играй на гуслях!

12.02.2005 00:00:00

Субботние встречи

Роберт Лохно: «Этот инструмент так устроен, что научиться на нем играть может каждый». Фото Сергея ПЕРМИНА

Автобус мучительно долго полз по проселочной дороге, поднимая клубы пыли, пока впереди не замаячили огоньки. Деревенька оказалась крохотной, всего несколько дворов. Гости без труда отворили покосившуюся калитку и постучались в двери дома. Несколько минут между ними и хозяином шел диалог, состоящий из вопросов: «кто?», «зачем?», «что надо?». Затем дверь отворилась, и непрошеные гости оказались в тесной душной комнатке, освещаемой тусклой лампочкой.

— Фольклорная экспедиция, говорите? — недовольно ворчал дед Тимофей. — Вона, дожил! Да ведь брать-то у меня нечего.

— Мы песни собираем, обряды записываем, — объясняли гости. — Может, инструменты старинные русские у вас есть?

— Гармошка, да гусли где-то на печке валяются, — оживился дед…

Доска со струнами

Мой пятилетний сын, увидев гусли на картинке в книжке, был очень удивлен: «Смотри, мама, доска со струнами». Помню, я тогда нудно и путано объясняла ребенку, что, мол, это не доска, а такой старинный инструмент — гусли, на котором играли былинные сказители… А сейчас я первый раз в жизни держу настоящие гусли в руках и не знаю, как заставить их звенеть. Кладу инструмент на колени и пытаюсь делать волнообразные движения пальцами по струнам, изображая сказочного Садко, что вызывает дружный смех в мастерской.

— Хочешь, за пять минут научу тебя «Барыню» играть, — предлагает ведущий методист областного центра русского фольклора и этнографии, а по совместительству единственный в городе мастер по изготовлению старинных русских инструментов Роберт Лохно.

Но я, имея за плечами двадцатилетний музыкальный стаж, скептически ухмыляюсь. Чувствовать себя учеником в зрелом возрасте всегда неуютно: пальцы никак не хотят попадать по струнам, отказываясь выполнять элементарные требования головного мозга, ровное до сих пор дыхание превращается в сосредоточенное сопение, а лицо от смущения покрывается пунцовым румянцем. Однако ровно через пять минут я играю «Барыню».

— Вот и музыкальное образование тебе не пригодилось, — смеется Роберт, когда я с сожалением отдаю ему гусли. — Вообще, инструмент так устроен, что научиться на нем играть может каждый. Я, например, сколько себя помню, увлекался радиотехникой и ни о каком фольклоре даже не помышлял.

Святочная вечёрка для мастера и компании

Кто такие фольклористы, Роберт узнал случайно. Друг пригласил его в Дом офицеров на Святки. Действо так поразило Роберта, что он решил познакомиться с веселой компанией фольклористов поближе. Секретам народной хореографии и вокала он обучался на практике во время многочисленных семинаров и экспедиций. Однажды Роберт услышал, как играют на гудке (трехструнный смычковый инструмент), и загорелся идеей сделать себе такой же. Полистал литературу, снял размеры и взялся за работу. Через месяц на семинаре в Чите Роберт не только продемонстрировал знатокам своего «первенца», но и сыграл на нем.

Лет десять назад мастеру попалась в руки книжка «Скоморохи на Руси», где речь шла о гуслях. С тех пор в мастерской Роберта с завидной частотой появляются на свет гусли звончатые.

Как-то в экспедиции мы записывали гусляра из деревни Сурково Тогучинского района, — вспоминает Роберт. — Этот словоохотливый дед оказался переселенцем из Псковской области. Он за время нашей экспедиции просушил в бане доску, выдолбил гусли и такой нам класс показал! Я, в отличие от него, над каждым инструментом колдую долго, около месяца. Главное, чтобы настроение для работы было хорошее, ведь гусли ласку любят и руку точную. Чуть сильнее на стамеску нажмешь — поранишь инструмент.

В мастерской у Роберта в творческом беспорядке ждут своей очереди дрель, топор, пила, лобзик, стамесочки, клей. На столе почти готовые, покрытые марганцовкой гусли. Осталось натянуть на колки струны — и играй сколько душе угодно.

Роберт сетует, что мало пригодного для работы материала, мол, не каждая доска зазвучать может. Еловые или сосновые доски должны сначала основательно просохнуть, и только тогда мастер может спокойно превращать бездушное полено в гусли звончатые. Кроме того, на доске не должно быть трещин, сучков и смоляных пятен — все это может испортить имидж будущего инструмента. Колки для гуслей Роберт берет от фортепиано, а девять струн заимствует у гитары. В общем, с миру по нитке, вот и гусли получились.

«Хочу гусли с конем»

Изготовление русских народных инструментов в наше время бизнес малодоходный. Однако клиентов у Роберта хоть отбавляй. Например, художественный руководитель ансамбля ранней музыки «Инсула магика» Аркадий Бурханов не так давно заказал мастеру гусли. Роберт постарался на совесть и сделал коллеге вощеные гусли, то есть растворил воск в скипидаре и смазал этой мазью дерево. Аркадий взял инструмент на гастроли в Швецию. Шведы, по его словам, долго осаждали музыканта с просьбой продать им этот шедевр. Однако Аркадий устоял от соблазна, и гусли вернулись в Сибирь.

Этнограф из Омска попросил Роберта сделать ему гусли с конем, дескать, у его деда когда-то был подобный музыкальный инструмент. Гусли с конем мастер сделал, хотя и считает всякие украшения на инструменте излишеством. А крестики-цветочки рисовать на гуслях Роберт вообще категорически отказывается, говорит, что не было на Руси такой традиции — на инструментах картинки малевать.

«На гусли не смотреть надо, а играть», — поясняет мастер.

Этнографы из Германии и Голландии, оказавшись в мастерской у Роберта, удивленно цокают языком и не торгуются — видно, знают толк в исконно народном творчестве.

— Недавно решил сделать для себя коллекцию инструментов, — говорит Роберт. — Смастерил гусли, гудки и только вздохнул с облегчением, как в течение двух недель моя коллекция «растворилась», — всем срочно потребовались инструменты.

Вот уже несколько лет педагог-этнолог Роберт Лохно читает лекции в НГПУ на кафедре «Народная художественная культура». Его студенты, в основном деревенские ребята, охотно делятся со своим педагогом культурными познаниями. У кого-то, например, прадед играл на рожке, у кого-то прабабушка — на гуслях. Но в основном в деревнях сейчас звучат гармошка и балалайка. Эти более звучные, современные инструменты вытеснили с деревенских гулянок гусли, а жаль…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: