Обсуждаем проблемы дополнительного образования
Участники круглого стола в редакции «ВН». Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ |
В редакции «Вечернего Новосибирска» прошел традиционный круглый стол по вопросам образования. На этот раз предметом обсуждения стали проблемы системы дополнительного образования, а гостями редакции директор гимназии N 11 Сергей Иванович Бегунов; зав. кафедрой педагогики НИПКиПО, главный редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование» Леонид Иванович Боровиков;
«Образовательный стандарт он для всех разный»
О. Донских: «Дополнительное образование» термин сам по себе довольно странный. И, конечно, разные люди трактуют его совершенно
Н. Дягилева: Система дополнительного образования детей (ранее система внешкольного образования) в ее новом качестве развивается на протяжении 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно. Полученные знания и навыки могут в будущем серьезно повлиять на выбор профессии. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет раскрыться лидерским качествам ребенка, освоить социальный опыт. Эта система основана на межведомственном взаимодействии, она открыта и гарантирует поддержку детей различного уровня. Вклад инвестиций в развитие дополнительного образования это вклад в научное, культурное, техническое, спортивное и т.д. будущее общества, профилактику безнадзорности и правонарушений. И как следствие этого накопление детьми опыта гражданского поведения.
Л. Водолазская: Я считаю, что само название «дополнительное образование» несет в себе психологическую ошибку. Образования дополнительного не бывает в принципе. Образование это целостная система, а то, что мы называем дополнительным, есть органическая часть данной системы общего образования. И эта часть представляет собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды на основе его свободного самоопределения. И задача
С. Бегунов: Мне кажется, неважно, каким термином называется эта часть образования, важно учитывать интересы детей, их склонности и способности. И мне кажется, что как раз дополнительное образование должно учитывать это в большей степени. Это развитие художественного творчества, исследовательской деятельности, спортивных интересов. В школе есть требования программы,
Н. Головизина: На мой взгляд, образовательный стандарт он для всех разный, дополнительное образование появляется тогда, когда есть индивидуальные потребности в обучении, выходящие за рамки стандартов. И в этом случае у каждого родителя есть свои представления о том, какими знаниями и навыками должен обладать ребенок по окончании школы. И если потребности выше того, что может предложить школа, тогда встает вопрос о дополнительном образовании в рамках того профиля, который нужен ребенку. Причем плюс в том, что, если с самого начала понятно, какую специализацию хотелось бы дать ребенку, то можно развивать его профильно, целенаправленно не только в старших классах, как это предусмотрено в школе, а с самого раннего детства.
В. Кухаренко: Я считаю, что и общее образование, и дополнительное решает одну задачу это здоровье детей. Не только физическое (которым мы преимущественно занимаемся), но и психологическое. И дети у нас занимаются одни и те же. А дополнительное потому что мы углубленно занимаемся именно по своему направлению спортивной деятельностью или творческой.
И. Кайгородцев: Назначение учреждений дополнительного образования детей развитие мотивации к познанию и творчеству. Дети приходят к нам заниматься только по интересам. А они у них очень разные. И занимаемся мы с детьми тем, чем школа по ряду причин просто не может заниматься. Но я хочу подчеркнуть, что дополнительное образование детей достаточно разноплановое. Спортивные школы работают на специализацию детей в выбранном виде спорта. А дома и центры творчества в большей степени ориентированы на разностороннее развитие ребенка.
Л. Боровиков: Наверное, самое главное помочь ребенку в самоопределении. Либо создать пространство, где он может совершать самостоятельный выбор. И мы можем говорить о профилактической функции этих учреждений. Потому что ребенок, который зацеплен, «схвачен» интересом, будет не так остро реагировать на разные негативные соблазны. Второе. Сейчас очень красиво говорят о предпрофильной подготовке, школы модернизируются в этом направлении, но если внимательно вдуматься, то первое ознакомление ребенка с профессией, первые шаги начинаются здесь. Этот ресурс в дополнительном образовании недооценивают. Ну и третья особенность дополнительного образования (это уже мой субъективный взгляд) связана с тем, что это особый способ подготовки педагога. Здесь особый педагог должен быть, «другой породы», как говорили
Кто выбирает? Из чего выбирать?
О. Донских: Вот на что я хотел бы обратить внимание. У Надежды Валерьевны прозвучала мысль о заказе на дополнительное образование со стороны родителей. У других речь шла о том, что ребенок сам выбирает то, что ему интересно.
Н. Головизина: У нас обучаются дети разных возрастов от трехлетних до старшеклассников. И, конечно, ребенок в три года сам выбирать не может выбор делает родитель. В школьном возрасте это уже может быть выбором как той, так и другой стороны. Причем дети могут начинать учиться потому, что так захотели родители, но продолжают они потому, что им нравится.
Л. Боровиков: Вы отметили важный момент. Ребенок не может до поры до времени высказаться сам чего же он хочет. Но когда ребенок отзанимался
О. Донских: А каковы возможности дополнительного образования? Из чего ребенок может выбирать? Что ему доступно? Что бесплатно, а что требует вложений?
С. Бегунов: Если говорить о возможностях образовательных учреждений (я сейчас не говорю об учреждениях дополнительного образования), то здесь есть свои сложности, свои проблемы, и первая (если говорить о штатном расписании) это то, что в самой крупной школе всего лишь полторы ставки педагога дополнительного образования. Представляете? На полторы тысячи учащихся. Что может человек в такой ситуации организовать? Поэтому нужно отдать должное системе дополнительного образования, и мы рады, что она есть. И мы ее используем. Благодаря домам детского творчества, спортивным школам, у которых нет помещений (а помещения есть у нас) их педагоги у нас работают, а там получают зарплату. Это хороший выход. И все это совершенно бесплатно. Спортивные кружки, технические, туристические,
Н. Дягилева: Мы понимаем, что нередко коллектив идет не от интересов ребенка, а от возможностей учреждения. А эти возможности, как известно, складываются
В. Кухаренко: Наша школа существует 30 лет, но в прошлом году у нас прошла реорганизация, и теперь мы фактически новая организация. У всех школ и домов творчества есть традиции, материальная база, оставшиеся с прошлых лет, у нас нет ничего. Даже помещение (две комнаты, которые нам выделили
Н. Головизина: Я здесь единственный представитель платного дополнительного образования, и это несколько в ином ключе определяет наши потребности и возможности. Говоря о возможностях, хочется отметить наличие в школе методического центра, который позволяет удовлетворить такую потребность, как необходимость постоянно реагировать на происходящие на образовательном рынке изменения, а затем совершенствовать наши программы таким образом, чтобы они соответствовали самым последним требованиям времени. Несмотря на то, что мы языковая школа, помимо знаний по иностранному языку, мы ставим перед собой задачу наделить учеников теми знаниями, умениями и навыками, которые востребованы временем и будут необходимы во взрослой жизни. Именно с этой целью в 2004 году мы внедрили углубленную программу изучения английского языка. Содержание программы (аспекты) различны для начальной, средней и старшей школы, т. к. для каждой возрастной группы школьников преследуются разные цели. Например, в начальной школе мы ввели аспект театрализация, помимо английского это развитие творческого потенциала ребенка в процессе театрализации, развитие памяти через заучивание ролей. Это снятие коммуникативного барьера привычка выступать со сцены, чувствуя себя раскованно и уверенно. А на итоговой ступени,
«На свете так много людей, которым никто не помог пробудиться »
О. Донских: Меня давно беспокоит то, с чем я сталкиваюсь в вузе, занимаясь с первокурсниками. Ощущение тягостное. Уровень знаний низкий, отношение к учебе своеобразное, очень детское в большинстве, конспектов писать ребята не умеют. Уровень общего образования оставляет желать много и много лучшего. И у меня возник вопрос: вот общее образование дает им некий стандарт, а дополнительное развивает творческие способности. Можно ли считать это творческое развитие попыткой компенсировать недостатки общего образования? Может ли оно рассматриваться в этом ключе?
С. Бегунов: Образовывает ли дополнительное образование?
И. Кайгородцев: Все зависит от вида деятельности. Радиоэлектроника,
Л. Водолазская: Областной центр диагностики и консультирования принимает всех детей, нуждающихся
И. Кайгородцев: В вопросах спроса и предложения главная проблема кадровая. Вот мы говорим о технических видах деятельности. Педагоги остались но их единицы. Ведь если человек умеет
Н. Дягилева: Проблемы есть безусловно. Но они в большей степени относятся к вопросам развития, а не сохранения системы. Остро стоит вопрос о воссоздании объединений технического творчества и технических видов спорта, туристических объединений, так привлекающих подростков и особенно мальчишек. Конечно, в лидерах остается
г. Куйбышева, центра и станции техников в г. Барабинске, спортзал Болотнинской спортивной школы, станции юных техников в г. Бердске, спортивный клуб в Новосибирском районе и др.). С 2001 года созданы три новых областных учреждения: детский
Л. Боровиков: И все наши звезды они тоже родом из домов пионеров, наши же выпускники. Пройдя
Интерес, за ним потребность, за ним личность
Л. Боровиков: В старые годы был учебник: «Педагогика школы». А тут рождается другая педагогика педагогика дополнительного образования, со своими принципами, со своими условиями. И здесь, как из пены, рождаются педагогические идеи завтрашнего дня. Но пока что наша отечественная наука не способна на все это отреагировать и пробуксовывает на старых оборотах. Открываешь любую книжку с методикой и за новой обложкой читаешь перепевы со старого голоса. А жизни нет, ребенка, личности за страницей нет. А значит все впустую. Тут все сказали: педагог, творчество, ребенок, самоопределение личности. Но внимательно в природу интереса никто не всматривался. Мы сейчас этим на кафедре занимаемся. За интересом есть масса потребностей, и если поймал ребенка на интересе, то можно его направить по самым разным путям. Увидеть интерес, за ним потребность, за ним личность.
И. Кайгородцев: И еще такой момент: ведь зачастую ребенку неважно, чем именно заниматься, а важно с кем. Ему необходимо быть рядом с личностью, на которую можно опираться.
Н. Дягилева: Вот сейчас театр «Глобус» поставил «НЭП». И я видела реакцию детей они взрывают зал. Вы понимаете, главный герой в этом произведении
Л. Боровиков: И мы опять возвращаемся к тому, что личность воспитывает личность, характер воспитывает характер.
Н. Дягилева:
***
У меня осталось очень сложное впечатление от этого разговора. Собственно, не от разговора, а от той картины, которая за ним встает. С одной стороны и это действительный и очень отрадный факт сохранилась и живет, и развивается система бесплатных, а значит доступных всем кружков, где дети могут найти занятия по интересам. С другой