Новосибирск 2.4 °C

«Дополнительный» — значит «необходимый»?

22.02.2005 00:00:00

Обсуждаем проблемы дополнительного образования

Участники круглого стола в редакции «ВН». Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ

В редакции «Вечернего Новосибирска» прошел традиционный круглый стол по вопросам образования. На этот раз предметом обсуждения стали проблемы системы дополнительного образования, а гостями редакции — директор гимназии N 11 Сергей Иванович Бегунов; зав. кафедрой педагогики НИПКиПО, главный редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование» Леонид Иванович Боровиков; педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования Людмила Константиновна Водолазская; директор школы иностранных языков «Инотекст» Надежда Валерьевна Головизина, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования управления образования области Наталья Юрьевна Дягилева, директор Дома детского и юношеского творчества «Октябрьский» Игорь Леонидович Кайгородцев и директор детско-юношеской спортивной школы N 13 Валентина Ивановна Кухаренко. Вел беседу Олег Альбертович Донских, профессор, зав. кафедрой философии НГУЭУ.

«Образовательный стандарт — он для всех разный»

О. Донских: «Дополнительное образование» — термин сам по себе довольно странный. И, конечно, разные люди трактуют его совершенно по-разному. Сегодня здесь собрались те, кто имеет прямое, хотя и различное, отношение к дополнительному образованию, и первое, что хотелось бы услышать, — это то, как вы определяете дополнительное образование в отличие от обычного, общего. Что вы вкладываете в это словосочетание?

Наталья Дягилева

Н. Дягилева: Система дополнительного образования детей (ранее — система внешкольного образования) в ее новом качестве развивается на протяжении 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно. Полученные знания и навыки могут в будущем серьезно повлиять на выбор профессии. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет раскрыться лидерским качествам ребенка, освоить социальный опыт. Эта система основана на межведомственном взаимодействии, она открыта и гарантирует поддержку детей различного уровня. Вклад инвестиций в развитие дополнительного образования — это вклад в научное, культурное, техническое, спортивное и т.д. будущее общества, профилактику безнадзорности и правонарушений. И как следствие этого — накопление детьми опыта гражданского поведения.

Людмила Водолазская

Л. Водолазская: Я считаю, что само название «дополнительное образование» несет в себе психологическую ошибку. Образования дополнительного не бывает в принципе. Образование — это целостная система, а то, что мы называем дополнительным, есть органическая часть данной системы общего образования. И эта часть представляет собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды на основе его свободного самоопределения. И задача педагога-психолога — осуществить психологическое сопровождение свободного и гармоничного развития личности ребенка на всех этапах ее становления и самореализации, в частности, способствовать мотивации формирования потребностей к познанию и творчеству. С этой точки зрения и дополнительное, и общее образование решает одни задачи. Без потребности к познанию и развитию достигнешь в жизни немногого.

Сергей Бегунов

С. Бегунов: Мне кажется, неважно, каким термином называется эта часть образования, важно учитывать интересы детей, их склонности и способности. И мне кажется, что как раз дополнительное образование должно учитывать это в большей степени. Это развитие художественного творчества, исследовательской деятельности, спортивных интересов. В школе есть требования программы, какой-то обязательный минимум, государственный стандарт, а здесь — образование, основанное на творчестве, на интересе, на запросах детей.

Н. Головизина: На мой взгляд, образовательный стандарт — он для всех разный, дополнительное образование появляется тогда, когда есть индивидуальные потребности в обучении, выходящие за рамки стандартов. И в этом случае у каждого родителя есть свои представления о том, какими знаниями и навыками должен обладать ребенок по окончании школы. И если потребности выше того, что может предложить школа, тогда встает вопрос о дополнительном образовании в рамках того профиля, который нужен ребенку. Причем плюс в том, что, если с самого начала понятно, какую специализацию хотелось бы дать ребенку, то можно развивать его профильно, целенаправленно не только в старших классах, как это предусмотрено в школе, а с самого раннего детства.

Валентина Кухаренко

В. Кухаренко: Я считаю, что и общее образование, и дополнительное решает одну задачу — это здоровье детей. Не только физическое (которым мы преимущественно занимаемся), но и психологическое. И дети у нас занимаются одни и те же. А дополнительное — потому что мы углубленно занимаемся именно по своему направлению — спортивной деятельностью или творческой.


Игорь Кайгородцев

И. Кайгородцев: Назначение учреждений дополнительного образования детей — развитие мотивации к познанию и творчеству. Дети приходят к нам заниматься только по интересам. А они у них очень разные. И занимаемся мы с детьми тем, чем школа по ряду причин просто не может заниматься. Но я хочу подчеркнуть, что дополнительное образование детей достаточно разноплановое. Спортивные школы работают на специализацию детей в выбранном виде спорта. А дома и центры творчества в большей степени ориентированы на разностороннее развитие ребенка.

Леонид Боровиков

Л. Боровиков: Наверное, самое главное — помочь ребенку в самоопределении. Либо создать пространство, где он может совершать самостоятельный выбор. И мы можем говорить о профилактической функции этих учреждений. Потому что ребенок, который зацеплен, «схвачен» интересом, будет не так остро реагировать на разные негативные соблазны. Второе. Сейчас очень красиво говорят о предпрофильной подготовке, школы модернизируются в этом направлении, но если внимательно вдуматься, то первое ознакомление ребенка с профессией, первые шаги начинаются здесь. Этот ресурс в дополнительном образовании недооценивают. Ну и третья особенность дополнительного образования (это уже мой субъективный взгляд) связана с тем, что это особый способ подготовки педагога. Здесь особый педагог должен быть, «другой породы», как говорили в 20-е годы. Управлять развитием личности, развитием интереса — это особое искусство.

Кто выбирает? Из чего выбирать?

О. Донских: Вот на что я хотел бы обратить внимание. У Надежды Валерьевны прозвучала мысль о заказе на дополнительное образование со стороны родителей. У других — речь шла о том, что ребенок сам выбирает то, что ему интересно. Кто все-таки ставит задачи дополнительному образованию? От кого идет заказ?

Надежда Головизина

Н. Головизина: У нас обучаются дети разных возрастов — от трехлетних до старшеклассников. И, конечно, ребенок в три года сам выбирать не может — выбор делает родитель. В школьном возрасте это уже может быть выбором как той, так и другой стороны. Причем дети могут начинать учиться потому, что так захотели родители, но продолжают они потому, что им нравится.

Л. Боровиков: Вы отметили важный момент. Ребенок не может до поры до времени высказаться сам — чего же он хочет. Но когда ребенок отзанимался год-два, то у него появляются реальные аргументы высказаться в пользу того, чем он хочет заниматься. Получить результаты, которые видны, в том числе и его родителям.

О. Донских: А каковы возможности дополнительного образования? Из чего ребенок может выбирать? Что ему доступно? Что бесплатно, а что требует вложений?

С. Бегунов: Если говорить о возможностях образовательных учреждений (я сейчас не говорю об учреждениях дополнительного образования), то здесь есть свои сложности, свои проблемы, и первая (если говорить о штатном расписании) — это то, что в самой крупной школе — всего лишь полторы ставки педагога дополнительного образования. Представляете? На полторы тысячи учащихся. Что может человек в такой ситуации организовать? Поэтому нужно отдать должное системе дополнительного образования, и мы рады, что она есть. И мы ее используем. Благодаря домам детского творчества, спортивным школам, у которых нет помещений (а помещения есть у нас) их педагоги у нас работают, а там получают зарплату. Это хороший выход. И все это совершенно бесплатно. Спортивные кружки, технические, туристические, художественно-эстетические… Технические — это, конечно, проблема мастерских, но если школа имеет базу, то она обеспечивает. У нас два технических кружка, но не каждая школа может это себе позволить. А если у детей и родителей есть возможность или желание — есть дополнительные платные услуги — в частности, «Инотекст» у нас работает. И три платных кружка.

Н. Дягилева: Мы понимаем, что нередко коллектив идет не от интересов ребенка, а от возможностей учреждения. А эти возможности, как известно, складываются и из программно-методического обеспечения, и от возможностей самого педагога, и от материально-технических условий. За последние пять лет в эту область образования пришли новые кадры: по уровню образования и квалификации. С 2000 года образовательный уровень педагога дополнительного образования, а речь идет о высшем образовании и высшей квалификационной категории, в процентном соотношении увеличился почти в два раза в целом по области. А в городе Новосибирске это всегда был достаточно высокий уровень. Согласитесь, в доме, центре детского творчества или на станции техников ребенка может удержать только устойчивое желание заниматься тем или иным делом. А чтобы это желание в нем побудить и укрепить, педагог должен быть не только профессионалом, но и талантливым человеком в прикладном плане. В дополнительном образовании нет и не может быть стандарта. Педагог рассчитывает лишь на свое умение увлечь ребенка. Большинство педагогов дополнительного образования — бывшие воспитанники этой системы (в области до 80% педагогов в детстве сами занимались в кружках и секциях). Например, в Болотнинской детско-юношеской школе олимпийского резерва почти все тренеры — воспитанники директора этой школы заслуженного работника культуры, заслуженного мастера спорта РФ Юрия Павловича Александрова. Наши учреждения могут одновременно быть и «кузницей» кадров, и научно-исследовательской лабораторией, и мастерской передового педагогического опыта. Сегодня в области есть федеральные площадки инновационного опыта, среди них вышеназванная школа, Дом детского творчества имени Володи Дубинина Ленинского района города Новосибирска, признанный лучшим домом детского творчества в России, который многие годы возглавляет заслуженный работник культуры Маргарита Ильинична Мироедова. Это учреждение — настоящая кузница кадров, педагоги трижды выдерживали конкуренцию на Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования. И, кстати сказать, они также воспитанники этого учреждения.

В. Кухаренко: Наша школа существует 30 лет, но в прошлом году у нас прошла реорганизация, и теперь мы фактически новая организация. У всех школ и домов творчества есть традиции, материальная база, оставшиеся с прошлых лет, у нас нет ничего. Даже помещение (две комнаты, которые нам выделили в 75-й школе) только в этом году появилось, выделили зал. Но школы — это площадки нестандартные, маленькие. А чтобы подготовить перворазрядника, нужен хороший, стандартный зал, хотя бы один. У нас его нет. И собственных площадок нет, все время работаем на базе школ или Аграрного университета. Открытых площадок для баскетбола в районе тоже практически нет. Этот вопрос сейчас для нас стоит очень серьезно. И вот еще — у нас молодой специалист после получения высшего образования приходит работать, а ставка у него полторы тысячи рублей. Из них 500 он тратит только на транспорт — переехать из одной школы с другую (он может работать в трех школах района сразу). А проездных нам на школу дают только два. Поэтому у нас педагогический университет выпускает прекрасных специалистов, но они не идут к нам работать. И квалифицированных кадров у нас не хватает.

Н. Головизина: Я здесь единственный представитель платного дополнительного образования, и это несколько в ином ключе определяет наши потребности и возможности. Говоря о возможностях, хочется отметить наличие в школе методического центра, который позволяет удовлетворить такую потребность, как необходимость постоянно реагировать на происходящие на образовательном рынке изменения, а затем совершенствовать наши программы таким образом, чтобы они соответствовали самым последним требованиям времени. Несмотря на то, что мы — языковая школа, помимо знаний по иностранному языку, мы ставим перед собой задачу наделить учеников теми знаниями, умениями и навыками, которые востребованы временем и будут необходимы во взрослой жизни. Именно с этой целью в 2004 году мы внедрили углубленную программу изучения английского языка. Содержание программы (аспекты) различны для начальной, средней и старшей школы, т. к. для каждой возрастной группы школьников преследуются разные цели. Например, в начальной школе мы ввели аспект театрализация, помимо английского — это развитие творческого потенциала ребенка в процессе театрализации, развитие памяти — через заучивание ролей. Это снятие коммуникативного барьера — привычка выступать со сцены, чувствуя себя раскованно и уверенно. А на итоговой ступени, 10–11-й класс, мы ввели такую образовательную технологию, как дебаты на английском. Ученики, прошедшие подготовку по дебатной программе, обладают широкой эрудицией и большим объемом знаний, совершенно свободно владеют английским языком, отлично владеют коммуникативными навыками: аргументация, оппонирование, умение договариваться, умение задавать вопросы и отвечать на них.

«На свете так много людей, которым никто не помог пробудиться…»

О. Донских: Меня давно беспокоит то, с чем я сталкиваюсь в вузе, занимаясь с первокурсниками. Ощущение тягостное. Уровень знаний низкий, отношение к учебе своеобразное, очень детское в большинстве, конспектов писать ребята не умеют. Уровень общего образования оставляет желать много и много лучшего. И у меня возник вопрос: вот общее образование дает им некий стандарт, а дополнительное развивает творческие способности. Можно ли считать это творческое развитие попыткой компенсировать недостатки общего образования? Может ли оно рассматриваться в этом ключе?

С. Бегунов: Образовывает ли дополнительное образование? В какой-то степени да. Если брать «Инотекст» — это чисто образовательные вещи. Но в основном это все-таки именно развивающая, творческая деятельность, где-то даже развлекательного характера.

И. Кайгородцев: Все зависит от вида деятельности. Радиоэлектроника, эколого-биологическое направление, любая исследовательская деятельность — естественно, в значительной степени обучающие. Обнако ребенок образовывается и развивается в любом виде деятельности, хотя степень развития, конечно, разная. Вот у меня сын сейчас учится в 11-м классе. Занимается в военно-патриотическом объединении в Доме творчества. Он не собирается быть военным. Но он учится командовать и подчиняться, учится общаться, у него появляется большой и разнообразный круг общения, опыт поведения в экстремальных ситуациях, и я считаю, что для него это полезно, и даже в школе он недополучит каких-то знаний, вырастет нормальным человеком. Наша система — она идет от личности, а не от знаний.

Л. Водолазская: Областной центр диагностики и консультирования принимает всех детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, как правило, это дети из неблагополучных семей. И когда такой ребенок получает комплексную разностороннюю поддержку и помощь специалистов (оздоравливающие процедуры, занятия по музыке, ИЗО, ритмике, ЛФК и плавание, беседы и занятия с психологом, логопедом, посещения театров, музеев, картинной галереи и т.д.), получает возможность формировать новое мнение окружающих о себе — ребенок просыпается! Раскрывается! Это так здорово! Вспоминаются слова Маленького принца Экзюпери: «На свете так много людей, которым никто не помог пробудиться…» Так, наверное, необходимо объединять усилия и делать все возможное для выявления и развития потенциалов личности ребенка, чтобы не было «спящих и дремлющих» по жизни людей.

И. Кайгородцев: В вопросах спроса и предложения главная проблема — кадровая. Вот мы говорим о технических видах деятельности. Педагоги остались — но их единицы. Ведь если человек умеет что-то делать руками и не фанатик (в хорошем смысле слова), то он пойдет в другое место деньги зарабатывать. Ведь это тяжкий хлеб.

Н. Дягилева: Проблемы есть безусловно. Но они в большей степени относятся к вопросам развития, а не сохранения системы. Остро стоит вопрос о воссоздании объединений технического творчества и технических видов спорта, туристических объединений, так привлекающих подростков и особенно мальчишек. Конечно, в лидерах остается художественно-эстетическое и прикладное творчество. Это общероссийские традиции, и базы особой для этого не нужно. Но у нас есть оптимизм, есть надежда, есть внимание и обеспокоенность власти к проблемам развития дополнительного образования. 20 декабря 2004 года на заседании президиума администрации области Виктор Александрович дал поручение подготовить целевую программу развития системы дополнительного образования детей нашей области, и работа эта уже начата. Если обратиться опять же к сухим фактам статистики (ежегодный государственный отчет), то система дополнительного образования детей позволяет нам сделать вывод о том, что она не только сохраняется, но и достаточно динамично развивается (в 2000 году в наших учреждениях было занято 46,7 процента от всех детей школьного возраста. Сегодня этот процент возрос до 65,8). В области у нас появились новые здания (дома творчества Купинского района,

г. Куйбышева, центра и станции техников в г. Барабинске, спортзал Болотнинской спортивной школы, станции юных техников в г. Бердске, спортивный клуб в Новосибирском районе и др.). С 2001 года созданы три новых областных учреждения: детский образовательно-оздоровительный центр, автомотоцентр, центр технического творчества им. А.И. Покрышкина, автогородок.

Л. Боровиков: И все наши звезды — они тоже родом из домов пионеров, наши же выпускники. Пройдя какой-то жизненный путь, они к нам возвращаются уже педагогами. И многие нашли себе место именно здесь, не будучи педагогами, устроились на работу, а потом так увлеклись, что обгоняют выпускников педагогического университета.

Интерес, за ним — потребность, за ним — личность

Л. Боровиков: В старые годы был учебник: «Педагогика школы». А тут рождается другая педагогика — педагогика дополнительного образования, со своими принципами, со своими условиями. И здесь, как из пены, рождаются педагогические идеи завтрашнего дня. Но пока что наша отечественная наука не способна на все это отреагировать и пробуксовывает на старых оборотах. Открываешь любую книжку с методикой — и за новой обложкой читаешь перепевы со старого голоса. А жизни нет, ребенка, личности за страницей нет. А значит все впустую. Тут все сказали: педагог, творчество, ребенок, самоопределение личности. Но внимательно в природу интереса никто не всматривался. Мы сейчас этим на кафедре занимаемся. За интересом есть масса потребностей, и если поймал ребенка на интересе, то можно его направить по самым разным путям. Увидеть интерес, за ним — потребность, за ним — личность.

И. Кайгородцев: И еще такой момент: ведь зачастую ребенку неважно, чем именно заниматься, а важно — с кем. Ему необходимо быть рядом с личностью, на которую можно опираться.

Н. Дягилева: Вот сейчас театр «Глобус» поставил «НЭП». И я видела реакцию детей — они взрывают зал. Вы понимаете, главный герой в этом произведении — это все-таки Антон Семенович Макаренко. И мы опять обращаемся к нашей педагогике. Когда мы из колонистов, изгоев общества сделали героев.

Л. Боровиков: И мы опять возвращаемся к тому, что личность воспитывает личность, характер воспитывает характер.

Н. Дягилева: 24–25 февраля этого года состоится областной финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей с символическим названием «Сердце отдаю детям». Мы приглашаем вас на это уникальное действо. Думаю, лучше, чем педагоги, работающие в этой системе, и дети, которым они отдают свои сердца, о том, что такое «дополнительное образование», никто не скажет.

***

У меня осталось очень сложное впечатление от этого разговора. Собственно, не от разговора, а от той картины, которая за ним встает. С одной стороны — и это действительный и очень отрадный факт — сохранилась и живет, и развивается система бесплатных, а значит доступных всем кружков, где дети могут найти занятия по интересам. С другой — как-то так все выглядит, что интересное, творческое оказывается заведомо вне школы. Что школу нужно дополнять именно по этому признаку. Что такие умения, как анализ материала, подача информации, способность убедительно аргументировать, необходимо вырабатывать вне школы. Образ школы при этом вырисовывается очень своеобразный — она дает голое образование, а формирование отношения к знаниям и воспитание происходят за ее пределами. В частности, в системе дополнительного образования, которое в этом случае становится в первую очередь не образованием, а воспитанием, будь то спорт, техника, военное дело. А если добавить к этому, что подготовка к учебе в вузе также все больше проводится с помощью репетиторов, платных курсов или в специализированных, все чаще привузовских учебных заведениях, то к чему сводится роль школы? Можно с горечью констатировать: хорошо еще, что у системы дополнительного образования плохо с помещениями, и кружки проводятся в стенах школы. Хоть так прививается какое-то уважение. Но опять-таки не к непосредственным предметам школьных занятий.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: