Известный российский политолог считает, что нужно прислушаться к голосу регионов
Недавно в Новосибирске побывал известный столичный политолог, директор Института региональных проблем Максим Дианов. Он прочитал лекцию о сегодняшнем дне российского федерализма, пообщался с коллегами и молодыми учеными, а также нашел время для того, чтобы ответить на вопросы «Вечернего Новосибирска».
Максим Анатольевич, вы не первый год изучаете региональные проблемы. Вам не кажется, что их стало больше?
Проблем всегда больше, потому что пока решается одна, вырастают еще две других
А больше
Для Южного федерального округа это, безусловно, правильное решение. Я бы даже посоветовал президенту здесь, а также в Калининграде и Приморье стратегически важных приграничных регионах прямо назначать губернаторов.
Не знаю, как губернаторы на Чукотке или в Вологодской области будут бороться с терроризмом Вот здесь логика страдает.
Вам не кажутся смешными разговоры, что мы потом, лет так через десять, опять вернемся к выборности губернаторов?
Нет, это не смешные разговоры. Дело в том, что в последние годы терроризм принял сетевой характер. Раньше что нужно было сделать: найти штаб и разбомбить! Американцы давно ищут этот самый штаб и никак не могут найти. Просто потому, что его как такового нет: разбомбишь один очаг тут же появится второй Террористическая организация не единая вертикальная структура, а сетевая, поэтому и бороться с ней унитарными методами вряд ли получится. Бороться нужно сетевыми методами, а у нас как раз и есть государственная сетевая структура федерализм. Прежде всего это означает разграничение полномочий Центра и регионов и невмешательство в дела друг друга.
Но есть же такая точка зрения,
Я думаю, что будет хуже. Цена ошибки в иерархической системе велика она влечет огромные последствия, которые могут быть совершенно неожиданными, потому что невозможно наверху учесть все местные особенности. Нельзя унифицировать огромную страну. Вот как раз Закон N 122 и все, что с ним связано, продемонстрировал одновременно и силу и слабость этой системы. Команда по монетизации пошла по регионам, и все сделали все одинаково. Отсюда и ошибки. А вот если бы каждый губернатор делал
Как вы считаете: проблема постепенно «рассосется» сама собой?
Я не думаю, что закон о монетизации льгот отменят. Унитарная система не предполагает возможности ошибки, а предполагает возможность ее исправления теми же самыми средствами, то есть исправлять будут везде одинаково
Кстати, вы знаете, почему так называемые
Многие генералы сейчас являются полномочными представителями президента в федеральных округах. Но споры, чем они должны заниматься, продолжаются.
Сегодня всех интересует, кого полпреды будут предлагать президенту на должность губернатора. Я скажу, что гадать бессмысленно. Ведь решение принимает один человек, и мы с вами знаем, кто именно. Так вот пока он его не принял, никакой информации не будет. Да, возможно, мы будем удивляться я знаю, что назначение Сергея Дарькина во Владивостоке удивило многих. Но эти назначения как раз и есть ответ на вопрос: зачем нужны полпреды? Они нужны для кадровой работы. Как все будет это вопрос. Полагаю, однако, что около половины губернаторов будет заменено. Но главный вопрос не сколько, а как быстро.
Как вы думаете, все губернаторы будут просить президента переназначить их?
А вот представьте, что на дворе
Но система все равно должна работать!
Путин именно создает систему. Но, возвращаясь к тому, о чем мы говорили вначале, скажу, что в конце концов все равно придется вернуться к ситуации с выбором губернаторов. Правда, не знаю, через какое время
Кстати, самые первые выборы губернатора состоялись 11 апреля 1993 года. И этот губернатор до сих пор находится у власти. Полагаю, вы догадались, что это Егор Семенович Строев. Когда в Орловской области люди проголосовали за члена последнего Политбюро, это стало холодным душем для администрации президента. Там сразу же стали доказывать, что лучше назначать, чем выбирать, и назначения продолжались еще три года.
А дальше?
Дальше Вы знаете, Егор Тимурович Гайдар, когда создал Институт проблем переходного периода, взял здание в аренду на 49 лет, да еще и с правом продления. Вот такой переходный период Сколько он может продлиться я не знаю.
А от общества это зависит?
Безусловно. В регионе, в котором нет проблемы терроризма, унитарная система оказывается менее эффективной. Даже по одному такому простому поводу губернатор, который избран, хотя бы раз в четыре года должен думать: а что же я людям скажу?! А в нынешней системе он каждый день будет думать о другом: что же я скажу наверх?! Разница есть, не находите? И люди это чувствуют. Повторюсь: в нормальной ситуации федерализм гораздо более эффективная система.
В общем, нужно смириться с мыслью, что светлого будущего не будет, а будет проблемное настоящее?
Это, конечно, звоночек, и даже не первый. Вспомним ситуацию с законом о гражданстве, который потом пришлось срочно поправлять. И я не могу понять, в чем повод для гордости, когда говорят, что в знаменитый Закон N 122 было внесено четыре тысячи поправок
А на самом деле, сегодня уже не звоночек, а колокольчик! У нас одновременно идут 29 реформ, из них восемь просто жизненно важны для населения: здравоохранение, образование, реформа ЖКХ, местного самоуправления и так далее. Но как бездарно эти реформы подаются! Думаю, что нужно больше доверять регионам во всех смыслах. Ведь правительство не может знать, где, образно говоря, какая травинка растет уж слишком большая у нас страна!