Новосибирск 9.3 °C

Владимир Городецкий: Размах планов соответствует уровню проблем

03.03.2005 00:00:00

1 марта — день рождения нашей газеты, а в такой праздник всегда встречают гостей. Нашим гостем был мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Но поздравления поздравлениями, а разговор, естественно, шел серьезный — о Новосибирске, его развитии и о сегодняшних проблемах.

Фото Сергея ПЕРМИНА

— Власти сейчас приходится срочно вносить корректировки в связи с пресловутым 122-м законом. Не пострадает ли от этого бюджет города, муниципальный транспорт?

— В целом я считаю закон по идеологии правильным. В сравнении с прежней системой он гораздо более справедлив. И по отношению к тем льготникам, кто раньше не мог воспользоваться правом на тот же бесплатный проезд, и по отношению к транспортникам. Прежде они жаловались на то, что 72 процента пассажиров — льготники. Милиция, судьи, работники прокуратуры, таможни — все ездили бесплатно, а компенсировал эти расходы городской бюджет. За прошлый год дотация городскому транспорту составила 595 млн рублей! Да, транспортники жили бедно, но беззаботно. Чего особенно стараться, все равно мэр не оставит без зарплаты, без бензина. Только сейчас началась настоящая конкуренция с частным извозом.

Думаю, если бы перед принятием закона министр Зурабов или кто-то другой пригласили посоветоваться хоть одного мэра, губернатора, то промахи бы увидели сразу. А у нас закон вступает в силу, и выясняется, что кроме федеральных льготников, средства на монетизацию льгот которым заложены, у нас, оказывается, есть еще и региональные, и местные, причем их в два раза больше, чем федеральных льготников. Для нас проблема была очевидна с самого начала. Когда говорят, что люди вышли на улицу и заставили власть решить проблему, я с этим не могу согласиться. Введение социального проездного билета мы обсуждали еще в декабре. Но сразу же встал вопрос: если 90 рублей заплатит льготник, то кто компенсирует остальную часть? Сегодня стоимость проездного 300, а вместе с метро — 530 рублей. Полной компенсации нет. Поэтому сейчас просчитываем, какая требуется дотация.

Система продажи социальных проездных билетов, можно сказать, отработана. С 18 февраля начали продавать билеты на март, апрель, квартальные проездные. Правда, из-за нашей привычки все делать в последний день опять очереди. Все дни продавали по 2–3 тысячи билетов, а 28-го — 20 тысяч.

— Так половина точек закрыта!

— Неправильно. Было 127, осталось 93. Зато теперь они будут работать в течение всего месяца, и проездной можно будет купить в любое время.

— Новые законы нам, как правило, несут проблемы. Что ожидаете от вступления в силу Жилищного кодекса?

— С 1 марта вступил в действие еще и Земельный кодекс, в который кроме других положительных моментов заложена обязательная государственная регистрация инвестиционных договоров. Наконец будет снята проблема двойных и тройных продаж квартир в новостройках. Реформы, по сути, верны, но их последовательность, механизм их реализации оставляют желать лучшего. Ситуация еще усугубляется тем, что реформы накладываются друг на друга. Я полностью поддерживаю Лужкова, который передал в правительство письмо с просьбой приостановить реформы в ЖКХ. С Жилищным кодексом люди уже сейчас в недоумении. Спрашивают: значит, с марта мы теперь за все будем платить — и за текущий, и за капитальный ремонт? Не ясно, и кого включать в очередь на социальное жилье. В законе прописано — малоимущих. Но только сейчас дорабатывают положение о том, кого относить к этой категории. Самый больной вопрос на сегодня — отсутствие взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной власти, из-за чего и происходят все эти нестыковки.

— 27 апреля будут объявлены результаты конкурса на четвертый и двенадцатый телевизионные каналы. Какие компании вы бы хотели на них видеть?

— Любые, которые честно выиграют конкурс. Главный вопрос — каким будет наполнение каналов. Хотим предложить участникам конкурса идеологию общественного телевидения.

— Тарифы на электроэнергию формирует РЭК. Имеет ли город голос при их рассмотрении?

— Мэрия всегда участвует в обсуждении тарифов. И как результат, на 0,5 -1,5 процента тарифы удается сдерживать. С другой стороны, и город предпринимает шаги к снижению затрат энергетиков. Два года назад было принято удачное решение, когда тепловые сети «Новосибирскэнерго» объединили в единую транспортную сеть с магистральными тепловыми сетями МУП «Энергия». Благодаря этому удается синхронно вести ремонтные работы на сетях «Новосибирскэнерго», МУП и жилищников, а значит, сократить период и количество домов, отключаемых от горячего водоснабжения. Экономию расходов дают и совместные тендерные закупки труб. Ищем и другие варианты снижения затрат, чтобы и таким образом сдерживать тарифы.

— На президиуме мэрии, обсуждавшем ситуацию в ЖКХ, прозвучала резкая критика жилищников. Каким должен быть идеальный начальник ЖЭУ?

— Идеальные работники в этой системе есть, уж поверьте. Можете и увидеть, если придете на конкурсы по различным профессиям ЖКХ, которые мы проводим ежегодно. Ведь все добрые перемены чьими-то руками все же делаются. За три года отремонтировали 66 процентов подъездов. Сейчас вышли на нормативные сроки ремонта — раз в 5 лет. Обустроено 256 дворов — въезды, парковки, детские городки. Преобразований в системе ЖКХ очень много, меняется сам уровень управления отраслью. К сожалению, мало улучшений в реакции жилищников на обращения людей. Случилась, например, авария, подвал заливает, а люди не могут ни до кого достучаться. Чудес не бывает, за пять минут аварию не устранить. Но вы придите, перекройте воду, объясните людям. Понятно, за те деньги, которые получают в ЖКХ, особой теплоты в отношении жильцов ждать трудно. Хотя делается немало. Перевели на контрактную оплату начальников ЖЭУ, ряду категорий работников подняли зарплату, обеспечиваем спец-одеждой, инструментом, вернули, хоть и не в полной мере, понятие служебного жилья. Надо менять и отношение к потребителям услуг. В ближайшее время встречаюсь со всеми 103-мя начальниками ЖЭУ и буду требовать жестко.

— Вы говорили о наказах избирателей. А вот наказ читателей, которые живут в пойме Тулы. Будет ли здесь строиться мечеть, или для нее подыщут другое место, не рядом со строящимся православным храмом?

— Принимая решение о землеотводе, мы считали и считаем, что к розни конфессий или национальностей это привести не должно. Тем не менее, вопрос обострился. Были проведены переговоры с имамом, владыкой Тихоном. Решение о землеотводе еще не отменено, но пытаемся найти для мечети другое место. Нельзя доброе дело делать в раздоре.

— Ходят слухи, что будут заменены ряд глав районных администраций.

— Это не слухи. Уходит глава администрации Октябрьского района Шапошников. Он возглавлял район 18 лет, сейчас Валерию Петровичу 63 года, и мы, естественно, готовим ему замену. Но не надо воспринимать это как начало какой-то массированной акции. Замены будут происходить всегда. Это естественный процесс.

— Когда будет пущена станция метро «Березовая роща», и есть ли перспективы дальнейшего строительства метро в Новосибирске?

— Пуск станции планировался на конец 2004 года. Приезжавший в прошлом году в Новосибирск руководитель Госстроя Кошман подтвердил, что это единственная станция из метрополитенов России, которая реально могла быть сдана. Тогда же была обещана финансовая помощь в размере 200 млн рублей. Но Госстроя не стало, а денег добиться не удалось. Несмотря на два письма Путину и личное обращение к президенту губернатора области Толоконского. Пришлось действовать только в рамках возможностей города и области. Сейчас идет закупка оборудования, и в апреле «Березовая роща» будет сдана. К Дню города будет сделано уникальное обустройство транспортной развязки, связанной с «Березовой рощей». На эти цели в бюджете города заложено 97 млн рублей. Что касается дальнейшего строительства метро, оно будет продолжаться в сторону «Золотой нивы«. На этот год подтверждено финансирование из федерального бюджета в размере 127 млн рублей. 100 млн рублей определено в бюджете города, 50 дает область. А для того, чтобы прирастать на станцию в три года, необходимо 560–600 млн рублей совокупного финансирования ежегодно. Вот и судите о темпах.

— На городском собрании говорилось, что в 2008 году начнется строительство третьего моста через Обь. Неужели нашли инвестора?

— Идя строго по генплану, мы катастрофически отстали по транспортной составляющей. Один из камней преткновения именно третий мост. Городу такое строительство не потянуть: цена моста 9–10 млрд рублей. Сейчас по федеральной программе в России строятся 17 мостов. Наша задача доказать, что мы имеем право претендовать на участие в следующем этапе федеральной программы. Второй вариант — найти инвестора. В этом случае мост будет платным. Инвестор не спонсор, он должен окупить свои затраты. Такая практика в стране уже есть.

Надо понимать, что сам мост мало что значит. Необходимо сделать целый ряд транспортных развязок. Серьезно развяжет центр города Ипподромская. Верхняя развязка с переходом, как мы сделали на площади Труда, будет на Большевистской, на пересечении Доватора и Гусинобродского шоссе. К Дню города там будет сдан трехэтажный торгово-развлекательный комплекс с пятизальным кинотеатром, и, естественно, нужен переход к Восточному жилмассиву.

— У нас тут мечтатели хотели и проспект Маркса сделать пешеходным…

— К этим мечтателям и я отношусь. Единственный сдерживающий момент — не видим пока, как достойно развязать транспорт. А идея великолепна. За два года будут сданы все объекты, в том числе и «вышка»-гостиница. Из уже сданной нижней части получился прекрасный торговый комплекс. На будущий год будет сдано здание, которое по привычке называют Дворцом культуры «Сибсельмаша». К 60-летию Победы открываем памятник маршалу Покрышкину. Слева от ГУМа будет построен бассейн с фитоцентром. Площадь должна быть замечательной.

— Какие еще архитектурные премьеры ждут горожан в ближайшее время?

— К юбилею Победы в городе появятся три памятника. Кроме памятника Покрышкину — аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы на монументе Славы в Ленинском районе, 7-метровая стела на Восходе, посвященная работникам тыла. В течение марта пройдет конкурс на застройку поймы Каменки. На территории в 27 га расположатся аквапарк, большой спортивный комплекс, по верхней террасе — жилые здания. Начнется активное строительство на площадке чуть выше улицы Кирова, где уже строит «Метаприбор». Будет снесено 500 частных домов, жильцы которых переедут в новые здания. Площадка вдоль улицы Кирова до ГПНТБ отведена под строительство бизнес-центров и гостиниц. Еще три отеля будут строиться за «Глобусом», недалеко от кинотеатра им. Маяковского, за оперным театром.

— Уже это говорит об инвестиционной привлекательности Новосибирска. Рассчитываем только на это?

— Привлечение инвестиций — очень существенный стимул к развитию. Опираясь на бюджет, можно держаться на плаву, но не развиваться. Такой город, как Новосибирск, центр федерального округа, достоин большего. Надеемся с помощью полпредства найти поддержку федерального бюджета. Убежден, что города-миллионники нельзя равнять с обычными муниципальными образованиями. Как президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов стараюсь убедить правительство вернуться к прежней схеме, когда города-миллионники стояли особняком, защищали свои бюджеты и планы социального развития в государственных структурах. Нам это нужно не для статуса, он у Новосибирска уже есть, а для дальнейшего развития.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: