День календаря: Сегодня Всемирный день книги
Будущее литературы за «Ночным дозором»?
В России каждая третья покупаемая книга детектив. Вот и Олеся Калашникова из модельного агентства «Грация» запоем читает детективы Александра Духнова. Фото Cергея ПЕРМИНА |
О настоящем и будущем отечественной литературы и способах ориентирования в книжном море корреспонденту «ВН» Катерине Костылевой рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы НГПУ Валерий Мароши.
Малотиражный Пушкин
В книжных магазинах сразу бросаются в глаза разделы «детективы», «фантастика», «исторический роман», «дамский роман» и в самом углу относительно маленький загадочный раздельчик, который называется «литература»
И это совершенно нормально, уверяю вас. Такая ситуация сложилась к тридцатым годам XIX века и с тех пор не менялась. Тогда это называлось «беллетристика», сейчас «массовая литература». Вспомните ситуацию Пушкина: все его журнальные затеи терпят крах, литературные большой прибыли не приносят. А кто имеет успех в литературе? Булгарин. Греч. То же самое было в век Толстого и Достоевского, во времена Серебряного века. Кто имел самый большой тираж? Вербицкая, но никак не Блок или Ахматова, тиражи у которых были максимум
Наверное, это шокирует потому, что лет двадцать назад соотношение «литературы» и «чтива» было
Тогда массовая литература была литературой дефицита, и это порождало очень высокий спрос. Пикуль или зарубежная фантастика по ценам черного рынка котировались необычайно высоко. И главная причина нынешнего читательского спада это крах того слоя советской интеллигенции, который сложился с конца
Получается структура, замкнутая сама на себя?
Литература превратилась в абсолютно элитарную, кружковую, это знакомые и знакомые знакомых. Тусовка. Она не нуждается ни во власти, ни в обществе. Она еще в девяностые годы нашла себе источники финансирования и из них подпитывается. И она власти по большому счету тоже не нужна, она не играет практически никакой роли в коммуникации власти и общества. Власть нуждается в классике, потому что ее можно трактовать как угодно. И классика у нас формировалась всегда отчасти по заказу «сверху». Нужен Пушкин вот вам Пушкин! Но классика постмодерна, которая уже складывается, например, Саша Соколов, ей не нужна. Она не властью создана, а самой литературной средой, аурой отношения к создателям так называемых «первотекстов» самых мощных произведений, которые породили волну подражаний. Классика вообще не является объективно существующей она всегда существует как ценностная сфера, сфера идеологии той или иной группы, идеологии государства. И обычно
Свежая классика Пелевин
Кто из современных авторов, по вашему мнению, может стать классиком?
Классика она в принципе существует только на большой временной дистанции, она всегда ретроспективна. Так что про классику, когда мы говорим о современной литературе, лучше не говорить. Я думаю, что классикой литературы
А что главное? Степень влияния на умы?
Пелевин это во многом результирующая литературы
Яблоко «за заслуги»
Хочется почитать
Навигация это ведь компьютерный термин. Интернет. И если вы хотите читать все толстые журналы, вам достаточно зайти в Интернет, выбрать понравившийся журнал или его разделы и читать. Конечно, для этого требуются некоторые деньги, но не меньшие деньги требуются и для того, чтобы купить журнал.
Есть простая вещь, по которой можно ориентироваться на приличную литературу, сколь бы разнообразна она ни была. Если текст попал
Кроме этого, существует масса региональных премий, которые учреждаются администрациями областей и большой роли не играют. Их сотни, они, как правило, имени
А если вы хотите знать весь спектр современной литературы, быть в курсе надо купить справочник «Литература Новой России». Он написан Сергеем Чупринцевым, редактором «Знамени». И вы из него узнаете и о журналах, и об издательствах,
Мат, лубок и телевизор
Кроме того, есть еще произведения скандальные, неприличные, издающиеся скандальными издательствами. Скажем, роман «Мифогенная любовь каст» Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна.
Что же надо натворить, чтобы сейчас считаться скандальным? Порнографию разводить? Матом ругаться?
Нет! Хотя матом там, конечно, ругаются, но это не главное. Это роман о Великой Отечественной войне, но война там дана в оккультной мифологии. Русские колдуны борются с европейскими магами, и это определяет соотношение сил на фронте. Там мат, там натурализм все признаки, по которым мы опознаем современную литературу. Конечно, никто этот роман ни на какую премию не выдвигал. Это авангард, литература, которая сегодня является неприличной, а завтра может стать образцом, законодателем моды.
Мы сейчас живем во времена, схожие с Серебряным веком, когда вся литературная Россия
С другой стороны, телевидение порой выполняет функции рекламы литературных произведений или авторов.
Из писательских фигур сейчас известны только те, кто «попадает в телевизор». Виктор Ерофеев, Татьяна Толстая, Сорокин, Лимонов, Акунин. Они все время оказываются героями
То есть от автора как личности мы приходим к автору как бренду, как проекту.
Да. Это маркетинг, просчитывание рынка, интересов потребителя и стратегия продаж.
Для поэта места нету!
Вы постоянно проводите параллели с Серебряным веком. Что тогда, что сейчас рубеж веков, время новаций и культурных взрывов. У нас сейчас есть шансы?
Нет. Хотя та же ситуация была и 100 лет назад, конец века был отмечен декадансом. Но пока я не вижу потенциала для культурного взрыва. В ХХ веке набирала силу поэзия, вплоть до 1914 года поэтические сборники каждый год выходили сотнями. В современной поэзии я не вижу тех, кто мог бы стать во главе всего этого, создать мощные школы, направления. Да и ничего прорывного с точки зрения поэтики уже и не может быть, русская литература уже все видела. Можно писать стихи, состоящие из цитат, издавать рукописные сборники, писать без знаков препинания или на одних матах все уже было. С прозой проще, там еще есть перспективные жанры.
И какие перспективы у прозы?
Фэнтези, романы альтернативной истории. Сейчас вся элитарная литература фантастична футурологическая, апокалипсическая. Вот раскрутили Лукьяненко с его «Ночным дозором« думаю, после этого фантастика начнет подниматься в литературном отношении, и на этой волне может возникнуть
Список рекомендованной литературы: самое лучшее и самое популярное
Финалисты и лауреаты литературных премий 2004 года
БУКЕР ОТКРЫТАЯ РОССИЯВ. Аксенов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
О. Зайончковский. «Сергеев и городок»
А. Курчаткин. «Солнце сияло»
М. Петрова. «Валторна Шилклопера»
Л. Петрушевская. «Номер один, или В садах других возможностей»
А. Слаповский. «Качество жизни«
ПРЕМИЯ АПОЛЛОНА ГРИГОРЬЕВА
Ю. Арабов.
С. Витицкий. (Б. Стругацкий) «Бессильные мира сего»
В. Пелевин. «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда»
ПРЕМИЯ ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА
В. Отрошенко. «Дело об инженерском городе»
М. Палей. «Хутор»
И. Савельев. «Бледный город»
О. Хафизов. «Полет «России»
Фигль-Мигль.
ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО
Е. Мнацаканова (поэзия)
С. Спирихин (проза)
М. Ямпольский (гуманитарные исследования)
В. Соснора (за особые заслуги перед русской литературой).
Самые покупаемые книги 2004 года (по рейтингу
Сумеречный дозор. Дневной дозор»
2. Б. Акунин «Алмазная колесница»
3. Д. Роулинг «Гарри Поттер и орден Феникса»
4. А. Маринина «Воющие псы одиночества»
56.
Л. Улицкая. «Искренне ваш Шурик».