Новосибирск 7.7 °C

Если все подсчитать…

11.03.2005 00:00:00

Мэрия намерена добиться повышения качества услуг ЖКХ

Такова реальность: тарифы на услуги ЖКХ росли и будут расти. Причем увеличиваются они в начале года, и только через два — три месяца, а то и через полгода повышаются и индексируются пенсии, зарплаты, идут перерасчеты пособий. Отвечая на вопрос, почему тарифы поднимаются так резко, управляющий Пенсионным фондом по Новосибирской области Иван Мороз на недавней пресс-конференции сказал: «Государство должно найти рычаги влияния на естественных монополистов, которые взвинчивают цены на свою продукцию и услуги. В результате дорожают услуги, продукты, промышленные товары. Как бы мы ни повышали пенсии — они не угонятся за аппетитами монополистов».

Самое грустное, что кроме собственно нефти, газа, электроэнергии, услуг связи и перевозок существует масса других сравнительно «честных» способов раздуть тарифы, с успехом применяемых на региональном уровне. На примере энергетиков приведем лишь некоторые и наиболее характерные из них.

Что заложено в тарифе?

Читателям хорошо знакомо словосочетание «инвестиционная программа». Оно звучит красиво, загадочно и хитро. Программа развития является непременной составляющей бизнес-плана любой современной компании. В случае с энергетиками происходит так. В конце очередного года в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) компания предоставляет информацию: сколько стоит топливо, производство электроэнергии, сколько денег идет на зарплаты. Затем идет длинный список перечислений того, сколько нужно построить новых сетей ЛЭП, распределительных подстанций, сколько заменить и модернизировать котлов, агрегатов на ТЭЦ, ЦТП и котельных. Кроме того, всякой уважающей себя компании нужно иметь стратегический финансовый запас прочности на случай непредвиденных обстоятельств, аварий и ЧП. Разумеется, все изложенное в инвестиционной программе стоит денег. И энергетики, защищая в РЭК свои цифры, говорят: если мы не построим и не заменим то-то и то-то, значит, тепла город потеряет столько-то и электричества столько-то, а горячая вода будет идти с перебоями и под ужасно низким гидравлическим давлением. И вообще, мы — ребята дальновидные и думаем о завтрашнем дне города: нужны новые мощности — верьте нам и соглашайтесь! Рэковцы верят и соглашаются. Конечно, верят не на слово — проводятся предварительный аудит, экспертиза. Но кто знает, как добросовестно они проводятся.

Второй способ — списание долгов, когда повышенными тарифами гасятся задолженности бюджетных организаций и учреждений — театров, школ, больниц, домов культуры. То есть мы с вами, рядовые потребители, опосредованно обслуживаем «остаточные» культуру, образование и здравоохранение, которые должны финансироваться из бюджета.

Третий способ связан с элементарным воровством. А воруют эффективно и много. Начиная от смышленого пенсионера, который знает, как не задеть пломбу под электросчетчиком, и кончая главным энергетиком какого-нибудь промышленного предприятия, который стабильно получает премии от начальства за находчивость. Неучтенное потребление электроэнергии также списывается на расходы. То же происходит с потерями тепла из-за ветхих теплосетей.

«Войдя в положение» и найдя все расходы энергетиков обоснованными, государственная РЭК, областные власти и депутаты утверждают очередные тарифы. (Примерно так же происходит с тарифами на железнодорожные перевозки, услуги телефонной связи, почты и пр. Только обоснованность их расчетов даже формально уже не проверяет и не утверждает никакая РЭК. «Сибирьтелеком», например, в октябре прошлого года просто поставил потребителей перед фактом о 20-процентном повышении стоимости своих услуг). По словам мэра Владимира Городецкого, который был недавно гостем редакции «ВН», городские власти принимают активное участие в обсуждении грядущих изменений тарифов, и им кое-что удается. Например, умерить аппетиты энергетиков, но не более чем на 0,5–1 процент.

Президиум мэрии Новосибирска заслушал итоги работы департамента ЖКХ и энергетики в 2004 году, наметил планы на будущее. Как отмечалось на совещании, важнейшим управленческим решением прошедшего года стало создание единой теплотранспортной компании, что позволило в 1,5 — 2 раза сократить сроки летних отключений горячей воды, а также на 60 процентов уменьшить число домов, жителям которых приходилось испытывать временные неудобства. Однако, как отметил Владимир Городецкий, создание компании могло дать еще один выигрыш — снижение транспортной составляющей в тарифе на тепловую энергию. «К сожалению, в 2004 году этого не произошло, и в будущем недоработка должна быть исправлена», — сообщил пресс-центр мэрии.

Примечательно, что на последней сессии областного Совета Виктор Толоконский привел в пример работу именно Новосибирскгортеплоэнерго. Но, умолчав о «транспортной составляющей в тарифе», которая остается очень высокой, не сказав также о количестве работников в новой компании и их зарплате, губернатор напомнил, что теплотранспортной компании «за счет оптимизации издержек удалось направить на ремонт больше 100 млн рублей». Это все, конечно, хорошо, но чего стоит «оптимизация», горожане увидели в своих расчетных книжках за январь. Зато, по мнению чиновников, новосибирцы должны быть довольны, что в городе этой зимой не было ни одной крупной аварии в системе теплоснабжения.

За это действительно стоит поблагодарить энергетиков. Только отсутствие крупных аварий — норма, и оперативное, качественное устранение дефектов — не героизм, а тяжелая, повседневная работа — не более того. К сожалению, работники на уровне ЖЭУ не все именно так понимают возложенную на них миссию. Например, жители дома N 3 по ул. Рельсовой в Заельцовском районе недоумевают: тарифы растут как на дрожжах, ремонт подъездов был сделан полтора года назад, но какой смысл его было производить, если из подвала всю нынешнюю зиму идет пар. В результате краска вздулась, облупилась, и, получается, деньги на ремонт были вышвырнуты на ветер.

Качество работы ЖКО взято на контроль

Наша газета вместе со своими читателями не раз обращалась к теме качества услуг, в том числе низкой квалификации работников жилищно-коммунальных организаций. Отрадно отметить, что мэр Новосибирска на заседании президиума (и на встрече с журналистами у нас в редакции) не обошел и эту проблему. Он рекомендовал руководителям департамента ЖКХ и энергетики обратить особое внимание на подготовку и подбор кадров, а также поставил задачу в двухнедельный срок разработать план мероприятий, направленных на повышение мотивации и ответственности работников ЖЭУ. «Невозможно добиться повышения качества услуг, делая ставку только на техническое перевооружение отрасли, и «человеческий фактор« имеет в этом вопросе не меньшее значение», — отметил Владимир Городецкий.

Заслуживает уважение тот факт, что слова градоначальника и его команды не расходятся с делами. Как сообщил пресс-центр мэрии, уже на этих днях в департаменте энергетики и ЖКХ будет завершена работа над планом мероприятий, направленных на повышение мотивации и ответственности работников ЖЭО. Согласно этому плану в ближайшее время во всех ЖЭУ города будут определены специалисты, персонально ответственные за работу с населением. Соответствующие изменения будут внесены в их должностные инструкции. Имена и номера контактных телефонов этих людей разместят на специальных стендах в подъездах жилых домов, в ЖЭУ и дирекциях заказчика. Кроме того, жильцы смогут выразить свои претензии и пожелания в журналах отзывов и предложений, которые появятся в ЖЭУ. А для районных дирекций заказчика будет разработана и установлена единая компьютерная программа, позволяющая контролировать своевременное исполнение и подготовку ответов на обращения горожан. Результаты работы с жителями будут учитываться при начислении премий.

Будем надеяться, что разработка программы не затянется. А мы, со своей стороны, будем информировать наших читателей о реализации благих начинаний власти.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: