Едва утихли страсти вокруг льготных проездных билетов, лекарств, прочих проблем, связанных с монетизацией, только-только граждане смирились с резким взлетом тарифов на услуги ЖКХ, как возник новый повод для потрясений весеннее, ставшее уже традиционным, повышение цен на бензин и ГСМ. Подорожание горючего влечет за собой цепную реакцию увеличение расходов всех предприятий и в первую очередь муниципальных ПАТП и частных перевозчиков.
Cегодня с рабочим визитом в наш город прибывает министр транспорта Игорь Левитин. Ожидается, что после встреч с губернатором и своими прямыми подчиненными-транспортниками он даст пресс-конференцию для новосибирских СМИ. Не исключено, что среди прочих вопросов, на которые ответит Левитин, будет и касающийся цен на бензин. Хотя ни министру транспорта, ни главе правительства, ни президенту накинуть узду на бензиновых королей и взять ситуацию под контроль пока не удается.
«Пока Росстат щеголяет цифрами снижения цен на моторное топливо на 810 процентов в зимние месяцы добиться этого помог не столько пресловутый сезонный фактор, сколько личное вмешательство в проблему российского президента, региональные монополисты готовят поэтапное повышение цен в течение весны на 25 процентов», пишет интернетовское издание «Страна.Ru». В свою очередь, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил на прошлой неделе, что «это вполне достоверная информация, но при этом надо понимать, что, когда у нас говорят 25 процентов, значит, надо ожидать, что цены улетят за 30 процентов». Растущие цены на бензин ударят не только по сельскому хозяйству и по карману многомиллионной армии автолюбителей, но и изымут значительную часть доходов малоимущих. Ведь неминуемо через короткий промежуток времени значительно повысятся и цены на хлеб, мясо, картошку и проезд в общественном транспорте.
Говоря о пассажироперевозках, надо учесть, что новосибирские муниципальные ПАТП впервые в этом году работают в конкурентной среде наравне с частниками. Однако на обновление автобусного парка у города нет денег, и повышение цен на топливо неминуемо поставит муниципалов на грань реального банкротства. В складывающейся ситуации вроде бы объективно необходимо повышать стоимость проезда. Но, как показывают итоги работы в феврале, ПАТП несут большие убытки не потому, что на их маршрутах сохраняется низкий тариф, а из-за оттока пассажиров горожане отдают предпочтение коммерческим импортным автобусам, «Газелям» и ПАЗам, обновленным, теплым троллейбусам и надежным трамваям. И несмотря на это, если бензин на самом деле подорожает на 2530 процентов, то избежать увеличения стоимости проезда никак не удастся.
25 марта в мэрии состоится совместное совещание руководителей департамента пассажирских перевозок с предпринимателями. Речь будет идти о дальнейшем сотрудничестве и работе транспорта в летний дачный период. Скорее всего, компромисс будет найден, и частники не станут резко взвинчивать свои тарифы. Но так произойдет лишь в том случае, если частным перевозчикам будут даны гарантии покрытия расходов за льготников по той же схеме, какая действует в настоящее время. Областной администрации придется корректировать бюджет и изыскивать дополнительные средства на компенсации транспортникам.