Новосибирск 7.7 °C

Новая покупка как диагноз

26.03.2005 00:00:00

Если жена уверяет, что ей нечего надеть, а муж меняет машину за машиной — пора к психиатру

«Все началось с того, что мои любимые сапоги, в которых я ходила на работу, в гости, по магазинам, в общем, везде, начали от старости расползаться по швам. Одновременно с этим кончились продукты в холодильнике, а в почтовом ящике я нашла предупреждение, что, если не заплачу по кредиту в течение десяти дней, банк подаст на меня в суд. Но это еще не все. Накануне меня бросил бой-френд, а начальница понизила в должности за то, что я по этому случаю три дня не ходила на работу. В общем, весь мир как будто сговорился, чтобы сжить меня со свету. Хотелось лечь в гроб и дождаться, когда этот бой-френд, эта начальница и все прочие мои враги придут на мои похороны. И вот тогда я восстану из гроба и скажу им все, что о них думаю.

Вместо этого я села в машину и поехала по магазинам. Покупку продуктов решила оставить на потом. Занялась поисками сапог. Все, что попадалось на глаза, вызывало отвращение. Наконец я увидела ИХ. Это были потрясающие сапоги: цвет, фасон, каблук, декоративная пряжка — все так, как я представляла себе идеальную вещь, о которой можно мечтать, но купить нельзя, потому что цена составляла половину моей зарплаты. С собой у меня столько не было, но я съездила домой, взяла из «заначки» деньги и приобрела предел своих мечтаний. В тот день я поняла, что никогда больше не куплю дешевых сапог.

Сапоги потребовали соответствующей сумки. Приобретя сумку, я поняла, что в этом комплекте мое пальто смотрится просто неприлично. В общем, все как в рассказе Чехова, где героиня купила бантик, а потом разорилась, потому что к бантику понадобилась шляпка, к шляпке платье, к платью украшения и так далее.

Теперь я уже не могу купить обычные джинсы. Только штаны с лейблом «D&G«. Китайские кроссовки из дерматина к ним не подходят. Нужны туфли Manolo. Еще к этому прикиду требуется соответствующая прическа (не из парикмахерской на углу) и косметика как минимум из бутика Shiseido. Поэтому я работаю на трех работах, почти ничего не ем, не езжу в отпуск, постоянно беру кредиты — в банке и у знакомых. Вещи мной управляют! И я ничего не могу поделать с этим».

Это не статья из женского журнала. Это исповедь гламуроголички, пересказанная корреспонденту «ВН» новосибирским психотерапевтом Альфредом Аппелем. Альфред Арнольдович специализируется на гламуроголизме в течение трех лет.

Как-то ко мне пришел мужчина (в народе их принято называть «новыми русскими») и сказал, что вдобавок к уже имеющимся проблемам у него появилась еще одна: жена целыми днями ездит по модным бутикам и ворохами скупает тряпки, — рассказывает Альфред Аппель. — Пообщавшись с женщиной лично, я понял, что это действительно болезнь, сродни наркомании, только, в отличие от последней, малоизученная и совершенно не раскрученная в смысле антипропаганды.

Тысяча и одна китайская кофточка

Под каждой блузкой может скрываться болезнь

Для московских психотерапевтов гламуроголизм уже не экзотическое явление, а весьма распространенная форма болезненной зависимости. Доктор Аппель был убежден, что это — недуг исключительно богатых бездельниц, «тронувшихся умом» под влиянием глянцевых журналов и изобилия дорогих бутиков. Однако со временем Альфред Арнольдович определил, что в провинции гламуроголизм имеет свои проявления. Провинциалке для того, чтобы заболеть этим психическим расстройством, вовсе необязательно быть богатой и знаменитой.

— Машу привела ко мне одна из моих постоянных клиенток, — вспоминает он один из случаев в своей практике. — Они вместе учились в институте. Только потом моя клиентка стала работать референтом у президента известной фирмы, а Маша — руководительницей кружка в школе. Проблема девушки заключалась в том, что она не могла спокойно пройти мимо развалов с тряпьем. Каждый раз, оказываясь на микрорынке, в переходе метро или на барахолке, она покупала себе какую-нибудь кофточку, юбочку, шарфик, сумочку и так далее. Когда в ее квартире остался лишь старый шифоньер, набитый тысячью китайских кофточек, а сама Маша стала падать в обмороки от голода, подруги поняли, что девушка психически больна.

Но тот, кто думает, что гламуроголизм — чисто женская болезнь, ошибается.

— Разница лишь в том, что, если женщины, страдающие этой манией, скупают шмотки и косметику, то мужчины-гламуроголики каждые три месяца меняют свой автомобиль на более модный, тратят уйму денег на бесконечный апгрейд компьютеров, сотовых телефонов, видео- и аудиоаппаратуры, — поясняет Арнольд Аппель. — И только потому, что в специализированных журналах им пишут, что привод MSI, которым оснащен их компьютер, морально устарел и надо срочно купить новый, отвечающий современным требованиям. Или что шнур за 10 долларов — это «отстой», а вот за 500 — это вещь. Убедить их в том, что записи, которые они слушают, сделаны через шнур за 1,5 доллара и из-за этого они не почувствуют разницы между шнуром за 10 и шнуром за 500 — невозможно.

Первым симптомом гламуроголизма следует считать фразу девушки: «Ах, мне совершенно нечего надеть!». Она должна насторожить близких не меньше, чем исколотые вены или неадекватное поведение. Дальнейшее развитие болезни симптоматически выражается оборотами: «Пришлось занять 400 долларов и купить этот носовой платочек», «она настолько опустилась, что носит прошлогоднего Ферре!», «я не могу пойти на эту вечеринку, потому что в моем «прикиде« меня там просто засмеют».

Кошка на мышке

Причины нездорового увлечения модой, по мнению Альфреда Аппеля, кроются в подсознании и закладываются туда в подростковом возрасте: «Когда у девочки начинается сексуальное созревание, первый сексуальный объект, который она видит перед собой, — ее отец. Она хочет привлечь к себе его внимание. Отец же, вместо того, чтобы сходить с дочерью в парк, купить ей новое платье и просто поговорить, ложится на диван и прикрывается газетой. Девочка делает вывод: самый близкий и самый любимый мужчина ее отверг. Значит, она плохая. Что в понимании 13-летней девочки значит «плохая»? Некрасивая, сексуально непривлекательная. Что нужно сделать, чтобы стать «хорошей»? Одеться помоднее, накраситься поярче, сделать экстравагантную прическу.

Существует и ряд других причин возникновения гламуроголизма. Например, классовая ненависть. Человек по тем или иным причинам не отождествляет себя с обеспеченными людьми, но тем не менее хочет быть на них похожим.

— Гламуроманок видно сразу, — рассказывает продавец одного из бутиков галереи «Фестиваль» Марина, — обычные состоятельные женщины, для которых покупка дорогой одежды — заурядное дело, со снисходительным видом проходят между рядами, выбирают что-то одно, быстро меряют и покупают или не покупают. Гламуроманки рассматривают товар с особым придыханием и блеском в глазах. Они могут проводить в магазине много часов. Если какая-то вещь им приглянулась, они будут через день заходить и смотреть на нее, пока не накопят денег. А прежде чем купить какую-то одну вещь, гламуроманка перемеряет весь магазин.

Еще одна и, возможно, самая распространенная причина гламуромании — рекламное зомбирование. В глянцевых журналах нам показывают супердорогие вещи, сопровождая текстом типа: «Комплексы будут уговаривать тебя: сэкономь, купи вот эту юбку — она нормальная. Но слушать комплексы не надо. Надо слушать себя — симпатичную, современную, толковую девушку, которая знает, чего достойна». А что слышится с экрана? «Купи супердорогую косметику — ведь ты этого достойна!». Что видим на экране? Героиню в культовом сериале «Секс в большом городе», которая ходит в туфлях Manolo, платьях от «D&G» и носит сумки «Prada». И пусть платье «D&G» сидит на тебе, пардон, как на корове седло, потому что сшито на дистрофичную манекенщицу двухметрового роста, а у тебя нормальный рост и нет гельминтоза — все равно купи! Наплюй на то, что после покупки косметики «L, Oreal» у тебя не останется денег, чтобы заплатить за детский сад, — ты же достойна! На чем подлавливают нас хитрые мерчендайзеры?

— Мне стоило большого труда разубедить свою жену покупать устройство компьютерного позиционирования за три тысячи рублей, — вспоминает Альфред Аппель. — Мышка понравилась ей только потому, что на коробке была нарисована кошка. Я объяснял, что эта мышка ничем не отличается от вон той в мешочке, которая на 500 рублей дешевле. Но она «зациклилась» на кошке — и все. На торговые фирмы ведь работают целые армии психологов, которые учитывают все нюансы нашего восприятия. С этой целью, например, на 68 процентах рекламной продукции изображают женщин. Чаще они оказываются лежащими и обязательно с согнутыми в коленях ногами. Это классический прием, который рекламисты открыли еще в 40–50 годы. Женщина с согнутыми ногами выражает сексуальную доступность. Таким образом, реклама или картинка на упаковке предполагает освобождение либидо не сексуальными действиями, а посредством покупки.

«Детка, тебя разводят!»

Если болезнь не зашла слишком далеко и не является следствием более глубоких психических расстройств, лечение, по доктору Аппелю, сводится к внушению больной или больному двух простых мыслей. Первая: «Детка, тебя разводят!»

— Был в моей практике такой случай, — приводит он очередной пример. — Сын одного из моих клиентов позвонил и сказал, что его автомобиль сломался на улице, отец не может примчаться к нему на помощь, поскольку занят и, кроме меня, ему не к кому больше обратиться. Я поехал и обнаружил этого юношу за рулем очень модного, но совершенно «мертвого» автомобиля. Юноша был в полной прострации, потому что продавцы из автосалона, которым его папа отвалил сумму, равную стоимости небольшой квартиры, обещали десять лет безотказной работы. А машина сломалась на следующий день после того, как кончилась гарантия. Я подцепил тросом эту импортную «консервную банку» к своей «десятке». «Зачем вы ее купили? — сморщив носик, вопросил юноша, глядя на мой автомобиль. — Никто из приличных людей не ездит на этих монстрах отечественного автопрома». «Никто из приличных людей не застревает посреди улицы из-за того, что у них ни с того, ни с сего сдохла тачка. А мой «монстр« работает. Но если он даже сломается, я знаю, как его починить», — парировал я.

В общем, кроме того, что его «развели», я хотел сказать этому парню еще вот что: ни супермодный автомобиль, ни наличие шмоток от дизайнеров с мировым именем не придадут ему неземной красоты, потому что красота и стиль — это следствие наличия ума, чувства умеренности, вкуса и индивидуальности.

Ну а главный способ защиты от пагубного влияния рекламы и моды на нашу психику — постоянный самоконтроль и удовлетворенность, умение принимать себя и жизнь такими, какие они есть. Действительно, не в шмотках счастье. И даже не в их количестве.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: