Опыт импровизации на тему Игоря Бутмана
24 марта в Большом зале филармонии играл квартет Игоря Бутмана. Первый концерт
Игорь Бутман лауреат Госпремии, пожалуй, самый титулованный джазмен России, продюсер, популяризатор, ведущий программы «Джазофрения» на канале «Культура». Он играл в блестящих ансамблях Давида Голощекина и Олега Лундстрема. Он записывал в питерском подвале безумные «оперы» с Сергеем Курехиным и Борисом Гребенщиковым и играл на саксофоне в концертах Виктора Цоя. Гражданин Америки, который привез в Москву кусочек легендарного Виллидж Вэлгарда
Он играл с Юрием Башметом и создал проект «Джазовый карнавал» с Ларисой Долиной
и вместе с Михаилом Козаковым «Пьесу для Голоса и саксофона «Иосиф Бродский».
За полчаса до начала пресс-конференции. Тема
Ты на Бэтмена пришел?
Первые ноты концерта
Люди с повышенным чувством ритма в Большом зале филармонии в креслах, на приставных стульях, на ступеньках. Зал переполнен. В воздухе витает ожидание эстетического оргазма.
Разминка, как говорится, «внушала». Бутман со товарищи обрушили на переполненный
Есть ли душа в этих пальцах?
Пресс-конференция
Сложно с этой экономической системой
У нас не много джазовых звезд, у которых есть свои ансамбли
Или просто делают
Перечисляет звезд, игравших в Ле Клубе, на третьем десятке обрывает сам себя.
На вопрос о новосибирских джазменах вспоминает контрабасиста Дмитрия Аверченкова,
Приехал в Москву, выступает в нашем клубе. Скорее всего, свалит. В США или в Европу.
За полчаса до концерта
Вдоль сцены блуждает Кевин, «обхаживает» сцену. Это важно ощутить сцену, поймать ее тепло, ее дыхание. Пожалуй, только музыканты и актеры
Музыканты «разминаются».
Бутман деловито пристраивает микрофон к раструбу саксофона, пробует звук.
Фотографы и телеоператоры суетятся под сценой: ищут ракурс.
А еще этот квартет играл для Билла Клинтона, Владимира Путина и Цзян Цзэминя.
Солидные люди, а?
Концерт, появление Кевина
Этот Кевин, говорят, самый титулованный джазовый певец. В прошлом, кстати тоже саксофонист. Американский. Специально приглашенная звезда.
У него красивый светлый баритон. Звук ведет экономно и очень аккуратно. Инструменталисты
Вечер, по пути домой
Чистое шаманство. Танцы Игоря Бутмана с саксофоном; публика, в трансе отбивающая ритм всеми доступными частями тела,
Культурологи объясняют успех джаза в странах христианской культуры систематическим вытеснением дионисийства и вообще язычества из «коллективного бессознательного».
Может, и так.
Но энергетика завораживает. Эта музыка «от мозгов», но не «для мозгов». Она технична, но это, скорее, требование рыночной конкуренции.
Так все-таки:
Пресс-конференция
Наш коньяк, как и джаз, состоит из многих спиртов, заявляет представитель коньячного дома «Хеннесси» Михаил Визгунов. И уточняет, специально для слегка ошарашенной рекламным слоганом аудитории: мол, в джазе много нот, в коньяке много спиртов, все правильно. Все логично.
Саксофонист и «первый джазовый вокалист» Кевин Махагони загадочно усмехается. Поправляет подтяжки поверх розовой футболки, на пальце поблескивает толстый золотой перстень.
Антракт, фойе
Вкус коньяка «Хеннесси» примерно как вкус звука у бутмановского квартета: больше американский, чем французский резкий, жесткий, бьющий в голову. Эдакий «хук сверху» Слегка изменив сознание, публика прохаживается, рассматривает афиши.
Джаз в филармонии не переводится в апреле будет восемь программ. Особенно любят саксофон: в десятых числах апреля ожидается Риччи Коул. А еще программу по Дж. Гершвину заготовил фортепианный дуэт Г. Пыстина и Д. Карпова.
Говорят, что джаз это свобода. А еще говорят, что джаз это чувство времени.
В интересное время мы живем, однако.
«If I’m lookin’ «
Отнюдь не сильный голос у Кевина Махагони, что удивительно: в самый раз для
И такое ощущение, что блеск и напор квартета временами не особенно гармонировал с простотой и безыскусностью голоса Кевина Махагони, временами буквально вынуждая его использовать свой голос в качестве второго саксофона. Я бы сказал, что имитировать инструменты оркестра не самое лучшее применение человеческому голосу.
Впрочем, цирк, аттракцион обязательная составная часть шоу.
Жаль.
Пресс-конференция
Ну, не все измеряется деньгами, переводит Бутман.
Кевин говорит гораздо больше, но переводчика нет. Оно понятно: музыка не нуждается в переводе, но как коротко ответить на вопрос, что движет музыкантом? Гонорар? Новый зал? Новая публика? Новая музыка? Возможность поиграть с новым составом инструментов, с новыми или хорошо известными мелодиями?
Игорь Бутман переводит вопрос; в ответ Кевин долго, как психоаналитик поверх очков разглядывает его. Среди репортеров возникает смешок.
Ну, не все измеряется деньгами
Острые пары коньяка и обещания вернуться
Вечер, по пути домой.
Тема возвращается
Говорят, что играть джаз это как Бог на душу положит. Но чтобы Бог положил, надо лет десять по семь часов в день соображать, что к чему! Бутман не рисуется. Он заслужил право повторить это вслед за Чайковским и Дюком Эллингтоном.
Я с величайшими играл, да. Вот мечта, наверное: играть с великими на равных. И загадочно добавляет: независимо от того, известный или неизвестный